Все записи
11:33  /  12.10.20

178просмотров

5 новых форматов обучения для школы будущего

+T -
Поделиться:

Учитель стоит и говорит, дети сидят и слушают –– такая организация урока нам привычнее всего. Но это далеко не единственный способ организовать классную работу. Есть и другие, экспериментальные форматы, у которых немало преимуществ в сравнении с традиционными уроками. Они помогают развить навыки будущего, помогают лучше усвоить материал, научиться мыслить самостоятельно и применять знания на практике. Рассказываем про пять самых интересных методик, которые уже применяются в российских школах.

Параллельные уроки

Параллельные уроки – это онлайн-формат обучения. Во время такого урока учитель последовательно работает с несколькими учениками – таким образом каждый студент получает короткую индивидуальную сессию с преподавателем.

Параллельный урок длится 50 минут. Дети подключаются для разговора с учителем с интервалом в 10 минут. Сперва преподаватель объясняет ребенку теорию, а потом дает индивидуальное задание и переключается на следующего студента. Ученики говорят с преподавателем по видеосвязи и не видят друг друга. Но если школьнику потребуется помощь учителя, он всегда может позвать его и задать вопрос. 

За 10 минут до окончания урока учитель подводит итоги индивидуально для каждого студента, отмечает его успехи и дает домашнее задание.

Параллельные уроки подойдут стеснительным и тревожным детям, которые чувствуют себя неуютно, выступая перед всем классом. Во время обычного занятия такие дети могут постесняться задать вопрос учителю, но параллельные уроки позволяют обсудить все с преподавателем один на один.

Этот формат  идеально подходит для предметов, где важны практические навыки решения задач — IT-дисциплин, биологии, физики, химии, математики.Такой подход успешно применяется в онлайн-школе для детей и подростков Skysmart – там принцип параллельных уроков используется для изучения математики.

Ротация станций

Ротация станций – это модель урока, во время которого класс делится на несколько групп, причем каждая из них занимается чем-то своим на определенной станции. За время урока группы переходят из одной части класса в другую, меняя тип деятельности.

На практике это может выглядеть так: треть ребят начинает занятие с учителем, в то время как другая треть работает в группе над мини-проектом, а остальные выполняют упражнения или смотрят обучающее видео. Затем группы переходят на другие станции – те, что слушали преподавателя, приступают к проектной работе, а те, кто работал над проектом, переключаются на упражнения, и так далее.

Такой метод очень хорошо подходит для детей, которым трудно долго концентрироваться на одной и той же задаче. Дети не скучают и сохраняют интерес на протяжении всего урока, а учитель получает возможность работать с маленькими группами.

Проектное обучение

Суть проектного обучения заключается в его названии: объяснив теоретическую часть, учитель предлагает детям в группе поработать над практическим проектом, связанным с темой урока. Например, пройдя на уроке английского топик Russia, детям можно предложить создать туристический буклет, в котором описаны все красоты нашей страны. 

Такие уроки нравятся детям: возложенная на них ответственность и гордость за свою работу – это отличная мотивация. Проектное обучение развивает множество навыков, которые очень пригодятся детям во взрослой жизни. И в первую очередь оно тренирует умение самостоятельно искать информацию и организовывать работу – то есть обучаться активно, на собственном опыте.

Совместная работа над проектом не только позволяет детям применять знания на практике. Она учит их сотрудничать, договариваться и искать компромиссы, подходить к решению проблемы креативно и мыслить самостоятельно, не по шаблону.

Перевернутые классы

Во время традиционного урока преподаватель объясняет новую тему, потом - если осталось время - отвечает на пару вопросов, а применять знания на практике дети будут уже сами, делая домашку. В перевернутом классе все наоборот.

Теорию дети изучают сами, без помощи учителя: дома они смотрят обучающие видео, слушают аудиозаписи и читают учебники. А в классе они под присмотром преподавателя обсуждают то, что узнали, задают вопросы и выполняют практические задания. 

Упустить что-то при таком подходе сложно: видеолекцию, в отличие от выступления учителя перед классом, можно поставить на паузу, перемотать на непонятный момент или прослушать несколько раз. А во время практической отработки – самого сложного этапа учебы – школьник не остается с трудностями один на один.

Дискуссионно-ориентированные перевернутые классы

Эта система очень похожа на обычные перевернутые классы, но цель у нее немного другая. Для организации уроков по этому принципу учитель дает детям обучающие или лекционные видеоролики. Впрочем, это может быть и выступление TED Talks, и документальный фильм или передача, и книга или статья – главное, чтобы эти материалы были связаны с темой урока.  Дети изучают эти материалы дома, а на занятии они обсуждают увиденное и устраивают дискуссии.

Например, дети могут поспорить о реформах Петра Великого или обсудить, благо технический прогресс или все-таки зло. Дискуссионно-ориентированные перевернутые классы хорошо подходят для таких предметов, как история, МХК, основы этики, обществознание, экология, литература, иностранный язык.