Все записи
11:42  /  27.03.20

185просмотров

Алекс Ваулин - история, автор Илона Лебедева

+T -
Поделиться:

Алексей Ваулин – живописец и график, для которого работа с цветом стала одним из определяющих факторов формирования собственного художественного языка. Художник с детства испытывал некоторые проблемы со слухом, но в качестве «компенсации» природа одарила его удивительной тонкостью видения цвета: он в буквальном смысле видит в том или ином оттенке каждую значимую жизненную ситуацию и тех людей, кого впоследствии превращает в персонажей своих картин. Ваулин в некотором смысле синестет, только в определенном, превалирующем цвете он воспринимает не графемы, а живых существ. Следовые реакции памяти на те или иные события, со временем также обретают стойкие цветовые ассоциации. Его живописный язык – язык обобщений и ассоциаций, выраженных преимущественно в полуабстрактной форме. В его «Быке» (2015) с огромного полотна размером 187х275 взирает на мир мощное дикое животное – эпический герой многих древних культур. Контуры тела даны жирным черным абрисом, напоминающим первобытный рисунок. Ощущение мощи задается контрастом этого черного, неожиданно обильного белого цвета, придающего изображению объем, и сочных оттенков красного и желтого, сообщающих ощущение телесности, мускулистости, даже кровавой «мясиситости». Животное написано на черном фоне, напоминающем одновременно величественную космическую пустоту и траурный балдахин для погибающего под рукой матадора героя. Это – бык-боец, готовый сразиться за свою жизнь и власть с человеком, стихией, природой. А, например, в одной из поездок по экзотическим странам, ему запомнилась женщина, одетая совершенно по-европейски, но впитавшая в каждый свой мускул такую мощь местной природы и породы, которые проступали даже сквозь ее усредненный, глобалистский стиль в одежде. Но сущность ее осталась неизменной – дикой, необузданной, стихийной и абсолютно свободной! Ее образ не выходил из памяти и зафиксировался в сознании художника идолоподобной мулаткой в ореоле ярко-синего, с цветными всполохами – воинственной «Новой амазонкой» (2015), внутренне готовой к борьбе за самобытность культуры своей родной страны. Художника интересуют многие проблемы современного общества.Создавая свои абстрактные и фигуративные картины, Ваулин работает как живописец, живущий в эпоху трансгуманизма и находящийся в постоянной жесткой полемике с ним. Идеи трансгуманизма, с его утопичными, по сути, устремлениями к техногенному совершенствованию тела и вечной жизни в материальном мире, видятся художнику тупиковым направлением, недемократичным и закабаляющим его последователей. Ваулин примыкает к тем, кто считает, что настоящая, осмысленная жизнь предполагает развитие сознания и раскрытие новых возможностей (в том числе и человеческого тела) за счет глубинных, внутренних ресурсов людей. В отличие от тех же трансгуманистов, он решает вопрос внешней трансформации за счет обращения к внутренней трансформации человека. Именно она, по мнению художника, и должна открыть в каждом новые способности и, в итоге, трансформировать наши тела, сделав их более универсальными, пригодными для использования в век высоких технологий. Нынешний момент он ощущает как переломный в эволюции человека как вида и посвящает свое творчество исследованию возможных путей развития тела и духа. Каждая его работа на эту тему – изучение той или иной характеристики современного человека, как части огромного взбунтовавшегося мира, как причины и жертвы конфликта Природы, Цивилизации и Космоса. Какими они будут, эти новые люди, художник и пытается предвидеть на основе анализа многочисленных изменений, происходящих с современным человеком как видом в эпоху глобализации. Интерес к человеку можно назвать сквозной темой творчества Алексея Ваулина. Ему любопытен наш современник во всех своих проявлениях: от портретных, острохарактерных характеристикдо скрытых, поначалу невидимых изменений телесности, выраженных с помощью абстракции. Так и появляются на его полотнах молекулы ДНК; образы только-только формирующихся, собирающих себя по отдельным атомам новых тел или торсы-блоки – базовые «пазлы» для сборки человеческих тел будущего. Художник размышляет о новых внешних формах, но предпочтение отдает эволюции сознания. Об этом – одна из его полуабстрактных работ, «Молитва» (2014), где в обращении к богу, к трансцендентному началу, подчеркнута экстатичность состояния. Молитва понята здесь как путь к смене мерности, к выходу сознания за пределы физической оболочки. Художниктакже визуализирует внутреннее родство экстатической пластики с пластикой танца, что издревле хорошо было известно шаманам и жрецам разных культур. Полуабстрактный персонаж картины весь обращен в звук и ритм, в стихии которых практически растворяется его телесная оболочка.Пространство вокруг этого нарождающегося нового человека тоже будет иным, и художник стремится представить его в синтетической форме слияния абстрактных и фигуративных элементов, подчеркивая момент переходности состояния молящегося. Но тема эволюции человека – далеко не единственная в его творчестве. У художника бывают длительные периоды, когда он отдаёт предпочтение абстрактным композициям, что неслучайно. Современный мир становится все более абстрактным: факты и наши представления о реальности постоянно размываются всё новыми научными данными. Они бывают столь противоречивыми, что не детализируют, а абстрагируют картину мира. Современный человек, зачастую лишённый прочных внутренних основ, постоянно «собирает» себя по частям. Он раздроблен и изменчив, как и окружающий его мир. А человек должен развивать и себя, и внешнюю среду – за счет органичного встраивания в ее уже имеющиеся системы, жизни в созидании новых форм. Изобретением этих новых форм художник и занимается в живописи, оживляя эту традиционную технику новыми сюжетами, связанными с внешней – космической – или же, напротив, внутренней, ментальной жизнью. В таких абстрактных работах как «Космическая призма» (2003) он смешивает крупные цветные плоскости и рисунок отдельных форм чистым цветом с тонкой цветовой проработкой каждого сантиметра холста. Так получается живопись сложная, многослойная, на работу с которой может уходить до 9-10 месяцев. Космическая призма по форме напоминает нечто биоморфное, а не техногенное – снова и снова отсылая зрителя к размышлению о связи внутреннего космоса, микрокосма, с внешним, макрокосмом. Изображая и абстрактные, и фигуративные сюжеты, художник исследует расширяющиеся границы понятия «картина» и возможности ее существования в современной архитектурно-пространственной среде. Сама же картина приравнивается к визуальному коду, ключу к пониманию современной жизни, который зритель выбирает сам.

А. Ваулин "Бык" холст, акрил, масло, золото, 187х275 см., 2015 год

А. Ваулин "Новая Амазонка" холст, масло, 180х190, 2015 год

А.Ваулин "Молитва" холст, масло , 247х150 см, 2014 год

А. Ваулин "Космичиская призма", холст, масло, 190х160 см.,2003 год

ВАЖНЫЕ СЛОВА: Трансгуманизм– термин на редкость точно отражает свою суть: в переводе с латыни «trans» означает «сквозь, через, за», а вторая часть слова – «humanitas»– это «человечность». Получаем значение: всё то, что за пределами человечности, человеческого. Стремление «усовершенствовать», изменить человеческую природу (как физическую, так и интеллектуальную) за счет внедрения искусственных элементов. Попросту: сращивание человека с роботом и превращение его в биоробота, так называемого «постчеловека», благодаря достижениям современной науки. Синестезия – любопытный феномен работы нашей нейронной системы, в результате которого у обладателя феномена устанавливается новая устойчивая связь между нашими системами восприятия. Например, между зрительными и цветовыми характеристиками; цветовыми и музыкальными; цветовыми и вербальными и т.д. – вариантов может быть довольно много. На практике это означает, что обладатели такого качества видят в цвете звуки, буквы, цифры, слова, запахи, эмоциональные состояния, или ощущают запах звуков, тембров, отдельных оттенков цветов, или ассоциируют с определенной высотой и тембром звука цвета, формы и так далее. Микрокосм – это, по сути, устройство индивидуального, «малого» мира человека по отношению к «большому» пространству Вселенной: отношение к человеку как к крошечному отражению структуры большого Космоса. Макрокосм – Космос, Вселенная как «большие» миры по отношению к человеку. Миры, задающие уровень организации. Глобализм – система действий в разных странах, направленная на уничтожение индивидуальных различий в самых разных сферах (от моды до коллективных архетипических установок, различающихся в разных культурах). Насаждение единых на всей территории взглядов, системы вероисповедания, политической и прочих доктрин. КСТАТИ: 1. Алексею Ваулину близки представления, развиваемые рядом восточных учений, о том, что будущее – за духовной эволюцией человечества. Обновленные, эволюционировавшие и преображенные именно через изменение своей внутренней природы существа тоже (как и в концепции трансгуманизма) будут в некотором смысле «за пределами человека». Но они не отринут, а вберут в себя опыт человечества и окажутся не биороботами, а своего рода «сверхлюдьми» по своей биологической природе, людьми совершенно иного плана – супраментального. Просто они откроют новые возможности привычных человеку тел, за счет чего и решать схожие с трансгуманистами задачи: в первую очередь, проблемы укрепления здоровья и отдаления старения. Размышляя над этой темой, Алексей Ваулин еще в 2000-х выработал для себя концепцию супраментальной живописи, к которой периодически обращается до сих пор. Это абстракция, в которой автор, благодаря своему опыту синестетика, стремится предположить и визуализировать, какими окажутся формы нашего пространства в новом, супраментальном мире. Латинская приставка SUPRA- (НАД-) означает обращение к ментальному и последующим, еще более высоким уровням сознания. Эти новые для человека, медитативные по своей природе состояния возможно уже сейчас вообразить и передать через цвет. 2. Художник использует и современные материалы, но, заботясь о качестве работ, зачастую сам занимается подготовкой и грунтовкой холста, замесом красок по собственным (!) рецептам.

Слайды картин, Бык. 2015, Новая амазонка. 2015, Молитва. 2014, Космическая призма. 2003

Автор текста Илона Лебедева