Все записи
20:50  /  23.11.20

377просмотров

Налоговые преступления. Что делать, если в офис пришли с обыском

+T -
Поделиться:

19 ноября, глава ФНС России в своём докладе Президенту Владимиру Путину сообщил об уменьшении количества выездных налоговых проверок. По заявлению Даниила Егорова за десять лет удалось существенно уменьшить количество инспекций, и если в 2010 году их было 70 тысяч, то в 2019 уже 9 тысяч.

Это действительно показательная статистика, для ниши расследования налоговых преступлений в последнее время делается много. Например, 26 октября вступил в силу закон, позволяющий возместить ущерб и избежать уголовного преследования уже после судебного заседания. В то же время ведётся обсуждение о внесении в Уголовный кодекс новой статьи «Налоговое мошенничество».

Мы видим, что отрасль перестраивается и оптимизируется, но всё же проблема налоговых преступлений остаётся актуальной. Усугубляется же она и тем, что не всегда компании или лица, к которым приходят уполномоченные органы с проверкой или обыском, знают как себя вести и совершают много ошибок. Именно об этом и хотелось бы сегодня поговорить.  

Основания для визита налоговой службы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки всегда являются подозрения в махинациях с прибылью компании и уплатой налогов. Это может быть подозрение в уходе от уплаты налогов, нарушения в бухгалтерской отчётности, подозрительные различия в показателях прибыли и налоговой нагрузки, низкие зарплаты сотрудников и др. Занимает такая проверка до двух месяцев, в некоторых случаях, её срок может быть продлён до 4-6 месяцев. В последний день организации выдаётся справка фиксирующая факт и дату проверки. В течение следующих двух месяцев компания получает акт проведённой ревизии, в котором содержится информация об отсутствии нарушений или же наоборот о фактах нарушения и предложения по их устранению.

При выемке или обыске причиной визита правоохранительных органов является уже возбуждённое уголовное дело, и проводятся процедуры на основе постановления. Очень важно понимать разницу между этими действиями. Обыск – это поиск и изъятие необходимых для развития дела вещей. Выемка же представляет собой изъятие конкретных предметов и материалов. 

Присутствие адвоката.

Вызов адвоката налогоплательщиком необходим как при выездной проверке, так и при других мероприятиях. Как бы там ни было, адвокат имеет полное представление о том, что могут требовать проверяющие и на каких основаниях. Апеллируя требованиями закона, он может защитить своего доверителя от выдачи лишней информации или документов и от злоупотребления со стороны ревизоров. Кроме обеспечения квалифицированной юридической помощи, адвокат выявит и зафиксирует нарушения со стороны проверяющих органов, что впоследствии можно использовать в свою пользу.

Что делать, пока адвокат в пути.

Представители правоохранительных органов ждать приезда адвоката не будут, поэтому какое-то время их развлекать придётся вам. И вот что вы пока можете:

Ознакомиться с постановлением об обыске/выемке. После чего сделать его копию, это очень важно. Его можно отксерокопировать или переписать от руки. Кстати, на документе обязательно нужно оставить подпись и вы имеете полное правило не подписывать постановление, пока не получите свою копию.

Найти понятых. Они нужны всегда для подтверждения законности процедуры. Так как мы говорим о визите в организацию, то лучшим вариантом будут ваши коллеги. Если же понятые предоставляются следователем, вам нужно зафиксировать их паспортные данные и номера телефонов – это ваше законное право.

Далее, вы можете ознакомиться с перечнем необходимых данных, на которые направлена процедура выемки, и сделать их копии. А в случае с цифровыми данными есть нюанс – копирование разрешено, если в результате информация не будет утрачена или изменена. Поэтому следователь берёт с собой специалиста, оценивающего риски.

Внимательно следите, действительно ли изымаемое при выемке указано в постановлении. Налоговый орган вправе брать только то, что перечислено в документе, а всё остальное – будь-то документы, имущество организации или ваши личные вещи, трогать не имеет права, это противозаконно. 

И ещё один важный момент – если какая-то информация представляет коммерческую тайну, то для её изъятия, одного постановления недостаточно, нужно судебное решение. Если же сведения были изъяты, несмотря на его отсутствие, укажите это в протоколе.

Фиксируйте, какие документы или технику изымает следователь. Записывайте номера, даты и названия, если это документы, названия и серийные номера, если это техника.

И самое главное, не пытайтесь умышленно уничтожить или скрыть какую либо информацию или предметы. За эти действия вы можете быть привлечены к уголовной ответственность по ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»

Последним действием является проверка и подписание протокола. Разумеется, к этому моменту адвокат уже приедет, но проверка отражённого в документе не только его обязанность, но и ваша. Во-первых, потому что он видел не всю картину, а во-вторых, это позволит прояснить все вопросы и исключить недопонимания в будущем.

Особое внимание нужно обратить на следующее:

  • В протоколе верно отражено всё, что происходило в ходе обыска/выемки;
  • Чётко описано всё, что было изъято. Указаны номера и название документов, серийные номера и марка техники и др, в том числе способ их упаковки;  
  • Все ключевые моменты и заявления, сделанные вами, должны быть внесены в протокол. Если что-то было упущено, вы самостоятельно можете их добавить в поле «Замечания по протоколу»;
  • На протоколе присутствуют подписи следователя, вас, как представителя компании, понятых и других участников, если таковые присутствовали.

Если же получилось так, что к моменту подписания протокола адвокат ещё в пути, а следователь не намерен ждать – также отразите это в документе, ведь это нарушает ваши права.

И конечно, вы сразу должны получить на руки копию протокола.

Стоит сказать и о том, что в последнее время устоялась тенденция, когда предприниматели переводят юридические адреса в регионы. Делается это для экономии и снижения интереса налоговой к своей компании. Но именно в этом и кроется ошибка.

Именно в регионах налоговые органы работают более слажено и эффективно за счёт меньшего количества юридических лиц по сравнению с Москвой. И если в крупных городах у бизнесменов ещё получается как-то оптимизировать налоговые расходы, в областях с этим намного сложнее. В первую очередь, потому что разница доходов компании с конкурентами в регионе колоссальна, что сразу привлекает внимание фискальных служб.