Все записи
13:08  /  25.05.20

181просмотр

Драгоценная отрасль в кризис

+T -
Поделиться:

На первый взгляд может показаться, что ювелирная сфера сплошь представляет собой толстосумов, которые купаются в золоте, едят на завтрак бриллианты, а спят на пачках долларов…

 Однако это вовсе не так, по данным Ассоциации «Гильдия ювелиров России» в стране порядка 98% отрасли относятся к малому и микробизнесу, где трудится порядка 160 000 человек и часто на вредном для здоровья производстве. В подавляющем большинстве случаев изготавливаются не те товары, что громко уходят с молотка на аукционах по рекордным ценам, а бюджетного уровня, где средний чек украшения не превышает 4000 рублей за единицу.

Более того, драгоценности – товар не первой, даже не второй и третьей необходимости. В стартовую неделю карантина по исследованиям Сбербанка ювелирный сектор попал в абсолютные антилидеры по спросу. 97% ­– именно столько составило падение по сравнению с тем же периодом прошлого 2019 года, обогнав при этом коллег по несчастью: турагентства, Duty Free, салоны красоты, массаж, SPA, одежду и обувь. Практически приговор за столь короткий срок.

Не сложа руки

Во время карантина многие участники ювелирного рынка переключили внимание на создание, развитие, либо усиление позиций своих интернет-магазинов, сайтов, благо ограничения на онлайн-торговлю драгоценностями были сняты ранее. Это мощнейший толчок для развития будущих онлайн-покупок.

 На сегодняшний день основная доля дистанционных продаж приходится на доступные по цене драгоценности, когда покупателю не так страшно купить что-то не то, ошибиться с моделью или дизайном. А еще у любителей драгоценностей при маленьком чеке больше возможностей для импульсивных приобретений: увидел кольцо, подходящие под платье, влюбился с первого взгляда: и раз – оно уже в корзине, два – прошла оплата с карты, три – спешит к новому хозяину.

"Engagement rings / Kihlasormukset" by Helmetti is licensed under CC BY-NC-ND 2.0

Онлайн-жизнь

Увеличивающийся уровень цифровой грамотности, повышение лояльности к дистанционному шоппингу среди населения, развитие услуг по доставке и примерке дают возможности для роста дистанционных приобретений. При этом будет увеличиваться не только количество совершаемых покупок, но траты в расчете на единицу желаемого товара. Поэтому со временем онлайн-продажи люксовых товаров тоже будут расти.

Покупка драгоценностей – часто взвешенное решение. По данным «Исследования Яндекса» от первого поискового запроса до итогового дистанционного приобретения украшений проходит в среднем 33 дня. За это время пользователь порядка 13 раз заходит на ювелирные сайты. После ухудшения экономической обстановки многие покупки так и не совершились в «период обдумывания»: какие-то отложились до лучших времен, а от других покупатель и вовсе отказался.

Дешевле и еще дешевле

Вернемся к падению спроса и покупательской способности населения. В период самоизоляции часть людей осталось или останется без работы, самыми же устойчивыми и стабильными будут работники государственного сектора. Покупатели в большинстве же случаев будут отдавать предпочтение украшениям с более низким чеком, приобретая все больше бижутерии, украшений из серебра, полые и легковесные товары, изделия только из металла без ювелирных вставок, а также с менее дорогими или синтетическими камнями.

Еще один важный нюанс: все металлы и камни считаются в долларах США. Общая тенденция роста курса этой валюты больно дает о себе знать, оставляя отпечаток на итоговой стоимости ювелирного товара, несмотря на то, где он был произведен.

Есть ли свет в конце туннеля?

Анализ оперативной статистики показывает, что спрос на драгоценности потихоньку улучшается и его падение со знаком минус в мае выглядит так: за первую неделю -83,9%, а за вторую -71,2%, передав плачевную эстафету Duty Free, турагентствам, аренде автотранспорта, отелям, авиабилетам, парковкам и гаражам, локальному транспорту, салонам красоты, массажам и SPA, которым не позавидуешь.

Постепенно настроение покупателей придет в норму, ситуация будет более или менее понятной и продолжатся покупки. Отложенный спрос даст о себе знать, более того ювелирные магазины не отличаются очередями и большим количеством людей, поэтому эмоционально туда не так страшно заходить. Однако не стоит забывать, что впереди самый смертельно спокойный летний сезон, когда продажи украшений падают, что может стать серьезным ударом и по без того ослабшему бизнесу. В любом случае, эти несколько месяцев активного распространения вируса COVID-19 потребуют годы упорного труда на восстановление отрасли.