Все записи
11:57  /  16.04.20

212просмотров

Влезть в шкуру миллионера, мецената, коллекционера, куратора в одном лице. Прочесть мемуары Пегги Гуггенхайм «Исповедь фанатки искусства»

+T -
Поделиться:

Весьма откровенные прямолинейные мемуары племянница Соломона Гуггенхайма.

На слуху из рода Гуггенхаймов всегда Соломон, основатель одного из самых известных музеев мира – Музея искусства в Нью-Йорке его же имени. Но, познакомившись с жизнью Пегги, понимаешь, что ее имя незаслуженно недооценено и незаслуженно мало известно.  

Пегги Гуггенхайм была невероятно смелая женщина, искренне влюбленная не только в искусство, но в жизнь, в особенности в сферу талантливых мужчин. Проходя по линии жизни «фанатки искусства» вместе с автором через ее мемуары, иногда сбиваешься, все-таки одержимость чем у Пегги была первична. Грамотно воспользовавшись своими капиталами, своей притягивающей энергией, она открыла немало талантов, раскрыла их потенциал и подарила миру десятки произведений искусства.

Читая ее жизнеописание, невольно проводишь сравнение с тем, что происходило в то время параллельно в другой Вселенной, а точнее в Советском Союзе. Очередной раз поражаешься, НАСКОЛЬКО все было разным.

Отсутствие застенчивости и неловкости в описании событий, самоирония создают доверие к автору и лично у меня – уважение. Мне кажется, Пегги Гуггенхайм честно рассказала о многих вещах, которые рушат стереотипы и привычные представления о некоторых знаковых событиях в мире искусства.

Вот несколько цитат из книги, которые, думаю, сразу обозначат характерные черты личности фанатки искусства:

  • «Теперь вот Лея- миллионерша, а я думаю, какой же была дурой»
  • «Все представлено не реалистично, женщины изображены в зеркале со спины и спереди. У них при этом видны четыре попы»
  • «Я была более вежливей с ним, чем он со мной»
  • «Рисунок сам был настолько обижен, что внезапно упал на пол…»
  • «Я ощущала себя новой европейской страной» 

Последнее государственное сравнение Пегги связано с ее павильоном на венецианской бьеннале La Biennale di Venezia, который вопреки устоявшимся традициям обозначался фамилией его владелицы - Пегги Гуггенхайм, а не названием той или иной страны. В 1946 году в греческом павильоне по причине того, что он был свободен, поскольку в Греции шла война, Пегги Гуггенхайм представила свою коллекцию современного искусства, познакомив итальянскую публику, а также гостей бьеннале, кто не был осведомлен, с сюрреалистами, Бранкузи, Арпе, Малевичем и некоторыми другими художниками.

Кстати, перед поездкой на венецианскую бьеннале я очень рекомендую прочитать эту книгу, потому что в ней представлены познавательные факты об этом событии из уст его непосредственного и знакового участника.   

С того, 1946, года Пэгги прочно осела в Венеции. Именно там она вскоре создала музей на Гранд Канале, основанный на личной коллекции его владелицы, который позднее стал частью фонда Соломона Гуггенхайма.        

После прочтения книги, снова делаешь сравнение, но теперь уже с современной Россией и проектом фонда V-A-C, созданным Леонидом Михельсоном на набережной Дзаттере в здании палаццо XIX века, который курирует Тереза Мавика.

И тут уже думаешь, как современные меценат и куратор схожи в своих стремлениях и деятельности с Пегги (меценат и куратор в одном лице), параллельно насчитывая 70 лет временной разницы.

FYI

Интервью Леонида Михельсона Forbes Life

Интервью Терезы Мавики  Forbes Life

На русском мемуары изданы двумя издательствами: питерским "АЛЕТЕЙЯ" и московсикм "Ad Marginem Press"  

На пике века. Исповедь одержимой искусством.

 #сысоеваплохогонепосоветует