Все записи
18:04  /  19.11.20

51просмотр

Проблемы LegalTech в России: что мешает развитию?

+T -
Поделиться:

Может быть LegalTech и не семимильными шагами идет по стране, но за последние три года динамика развития точно положительная. Однако, мне кажется, что отраслевой IT- рынок в сфере юриспруденции до сих пор не сформирован.

И это подтверждает недавно опубликованное исследование, проведенное Deloitte Legal и Skolkovo LegalTech. В нем утверждается, что только лишь 15% юридических компаний в России пользуются информационными технологиями. Многоуважаемый «Коммерсантъ» вообще пишет, что объем рынка юридических услуг в России оценивается в 222 млрд рублей, и только 5% из них приходится на IT для этого сектора.

В связи с изложенным, мне хотелось бы поделиться размышлениями, в чем состоят проблемы LegalTech в России и что тормозит развитие сферы:

1. Развитие LegalTech в России идет очень выборочно. Нет единого мнения о том, как, а главное куда, развиваться, нет дорожных карт или примеров, на которые можно опираться. Нет и флагмана, который мог бы двигать всю отрасль вперед. Тянуть ее за собой.

2. Государство не выступает ни как полноценный участник отрасли, ни как флагман, ни как ее регулятор. Да, государственные структуры создают и содержат различные программы для разных министерств и ведомств (это и сайты базы данных Минюста и МИДа, сайты налоговой, ФМС, государственные СПС, ГАС Правосудие и т.д.), но при этом данные системы продолжают быть закрытыми и созданными для ограниченного числа пользователей. Не существует единого портала для юристов, объединяющего все используемые ими сервисы. Портал ГосУслуг не справляется и с половиной необходимых функций. При этом в США и в Китае мы можем наблюдать обратную ситуацию, где государство активно взаимодействует с компаниями из сферы LegalTech. Хочу отметить действия коллег из Казахстана, которые сделали API на большую часть государственных сервисов. (Ссылка)

3. Отсутствие Крупного заказчика, готового вкладываться долгое время в разработку. Содержание данной проблемы составляет сразу несколько общих экономических проблем, присущих российской экономике в целом. Это и низкая динамика инвестиций, и неразвитый рынок венчурного капитала, и ситуации, когда инвесторы хотят знать заранее, какой из проектов окупится.

4. Отсутствие заинтересованности рынка в связи с относительно небольшим количеством юристов (читать: небольшой размер рынка сбыта). Сюда следует отнести и небольшие размеры заработной платы отечественных юристов и их клиентов. При всем уважении к разработчикам LegalTech продуктов (и их можно понять), стоимость большей части IT систем для юристов начинается от нескольких сотен тысяч рублей и недоступна большинству юристов, а сами системы рассчитаны на крупные компании. Это и небольшая автоматизация процессов даже на крупных предприятиях. Зачастую руководители либо не видят смысла в этом, либо, даже если автоматизация начнется, оно может упереться в какую- либо составляющую, которая сведет на нет ранее проведенный процесс (как пример: затяжное получение государственных услуг; долго длящиеся судебные процессы).

5. У нас идет цифровизация экономики, но без должной цифровизации права и судебной системы. Все чаще в СМИ можно слышать о цифровом рубле, блокчеине, применении BigData. Искусственный Интеллект начинает определять, что лучше сейчас показать или продать пользователям. Но ответ законодателей на быстро меняющийся мир направлен на более популярные темы, а не наиболее важные сейчас. Например, совсем недавно, Правительство утвердило перечень технологий для "регуляторных песочниц", и одним из главных направлений в документе является Искусственный Интеллект и такое его применение как: - компьютерное зрение; - обработка языка; - распознавание/синтез речи; - машинные рекомендации и поддержка принятия решений и т.д. Кому интересен документ

Что интересно, Европарламент совсем недавно принял в чем-то похожую рекомендацию, регулирующую ответственность за вред причиненный Искусственным Интеллектом, этические вопросы его работы, и иные. Ссылка на документ:

6. Использование большинства существующих LegalTech программ и сервисов предназначено для применения компаниями или профессиональными юристами и недоступно для простых граждан. Когда же юридические сервисы станут более доступными гражданам, приобретут массовость применения, вложения в LegalTech станут более привлекательными для инвесторов, что позволит ускорить развитие рынка. Единицы предприятий имеют бюджет на разработку продуктов для автоматизации юридических процессов. И, как правило, это многомиллионные компании, которые могут себе это позволить.

7. В качестве проблемы можно выделить и большое количество разных сервисов необходимых для работы юриста. Работа юриста с целым «Зоопарком Программ и Сервисов», отнимает достаточно большое количество времени. Сервис ГосУслуги или ГАС Правосудие (при должном его развитии), мог бы претендовать на звание сервиса, закрывшего данную проблему, однако пока этого не случилось.

8. Цена разработки. Помимо того, что воплощение идеи в код обходится не дешево (цены на IOS и Android приложения в крупных фирмах давно перевалила за миллион рублей), технологию нужно поддерживать, обслуживать и продвигать. А ведь при создании и внедрении обязательно будут возникать недоработки и ошибки, которые повлекут увеличение бюджета. Кроме того, с течением времени и развитием программы и компании, понадобится бюджет на изменение и развитие программы.

9. Большой объем данных, сопровождающих юридическую деятельность. Задача №1 при разработке любых программ - это сделать используемые данные читабельными, привести к единому виду, собрать в одном месте, систематизировать, чтобы сделать данные пригодными для использования. Однако, ввиду специфики юридической деятельности, для перевода документации в электронный формат потребуется достаточное количество времени и объем бюджета.