Все записи
22:07  /  7.08.20

81просмотр

Как перезапустить бизнес: история «CLUB 500»

+T -
Поделиться:

Перезапуск бизнеса — это психологически сложный и очень болезненный процесс. Предпринимателю сложно понять, когда и в каких ситуациях это требуется, а также трудно смириться с этим, ведь тогда придется признать, что ваш бизнес умирает.

Перезапуск — это в большей степени вынужденная мера. Я это использую крайне редко, но практически в каждом своем бизнесе. Вы зададите вопрос, а зачем вообще это делать? Что должно произойти, чтобы понять, что именно сейчас нужно дернуть стоп-кран, остановить все процессы, пересобрать и запустить заново?

Факторы, которые указывают, что срочно нужны перемены:

1. ПЕРЕМЕНЫ НА РЫНКЕ

Как понять, что вы находитесь не в контексте рынка? Клиенты перестали покупать ваш продукт, а конкуренты начали продавать больше. Если конкуренты делают похожий продукт, но за меньшие деньги и делают при этом прибыль в несколько раз больше, то это явный сигнал, что вашему бизнесу осталось немного времени.

2. УХУДШЕНИЕ ВСЕХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Когда вы смотрите на цифры, даже несмотря на ваши попытки что-то поменять или внедрить, становится все только хуже. Процесс угасания бизнеса медленный и очень неприятный. И вы не понимаете, что нужно делать. А остановить этот процесс, используя полумеры или небольшие изменения в отделах продаж или маркетинга – невозможно. Вы только оттягиваете неминуемое.

3. НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Если у руля стоял неопытный исполнительный / операционный / генеральный директор, то на протяжении долгого времени допускалось огромное количество ошибок, начиная от найма сотрудников и неправильной отчетности, и заканчивая бойкотированием стратегических решений основателя, что в итоге приведет компанию к кризису или к предбанкротному состоянию. И одной смены операционного директора тут недостаточно, нужно менять всю внутреннюю структуру компании.

Когда вы осознали всю серьезность проблемы и поняли, что бизнес больше не сможет существовать в том виде, в котором он находится сейчас, нужно задать себе несколько вопросов.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НУЖНО ОТВЕТИТЬ ПЕРЕД ПЕРЕЗАПУСКОМ:

1. ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЫНКОМ? КАКАЯ ЕМКОСТЬ РЫНКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОМУ ВРЕМЕНИ, КОГДА ВЫ НАЧИНАЛИ ЭТОТ БИЗНЕС: РАСТЕТ ОН ИЛИ ПАДАЕТ?

Для этого можно заказать маркетинговое исследование рынка, а можно самостоятельно сделать разбор рынка из открытых источников. Если рынок падает, то нет смысла перезапускать бизнес. Значит, этот рынок трансформируется или вообще исчезает. Достаточно вспомнить домашние телефоны, пейджеры или наружную рекламу. Зачем делать лучший продукт на рынке наружной рекламы, когда наружная реклама уже мало кому нужна, и есть более дешевые и действенные методы, где можно рассказать о своем продукте.

2. КТО ВАШ КОНКУРЕНТ?

Провести конкурентную разведку. Найти лидеров рынка. Есть ли компании, которые достигли такого же результата, к которому вы стремитесь? Стало ли конкурентов больше? Что произошло с конкурентами с момента открытия вами бизнеса до момента кризисной ситуации?

3. ПОЯВИЛИСЬ ЛИ КАКИЕ-НИБУДЬ ТЕХНОЛОГИИ?

Возможно, рынок диджитализировался и появились новые технологии, которые вы не используете.

4. НАСКОЛЬКО ВАШ ПРОДУКТ ПОДХОДИТ ПОД СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ РЫНКА?

Возможно, продукт уже устарел. Например, сфера туризма. Люди начали самостоятельно путешествовать. Появилось огромное количество сервисов, где человек может сам купить билеты, забронировать отель, заказать трансфер и ему больше не нужно обращаться в туристическую фирму, которая возьмет еще и процент сверху. Сейчас все делается со смартфона за пару минут. Есть ли тогда смысл продолжать открывать туристические агентства, которые сейчас и так закрываются из-за вируса, когда появились технологии, полностью заменяющие этот бизнес. Поэтому, как вариант, турагентства могут интегрироваться в подобные приложения, сервисы и стать частью новой системы.

5. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ НАЧАТЬ БИЗНЕС С НУЛЯ В ЭТОЙ ЖЕ СФЕРЕ?

И вот на этот вопрос нужно ответить максимально честно. Нравится ли вам это? Хотели бы вы еще раз это сделать или все-таки смотрите в сторону другой сферы? Перезапуск бизнеса — это запуск с нуля. Да, у вас уже будут опыт, наработки, клиентская база и инфраструктура, внутри которой вы будете выстраивать новые продукты, но, поверьте, легко все равно не будет.

6. КАКИЕ ОШИБКИ ВЫ ДОПУСТИЛИ?

Что вы сделали такого, что вас привело к банкротству? Например, вы могли отдать на аутсорсинг производство, а вместо этого открыли свое, потратив на это огромное количество ресурсов, а затем загрузили его лишь на 15%, и в итоге работаете в минус или в ноль. Или вы взяли плохого финансового директора и два года работали по неверным отчетам, то есть компания не знала, какие реальные результаты показывает.

Одна из частых преград перезапустить бизнес — перегорание. Именно от основателя должна исходить энергия и вера в то, что можно все изменить. Я по себе знаю, когда я перестаю верить во что-то, перестает верить и вся моя команда, и все мои клиенты. И в итоге у меня просто рушится бизнес.

Предпринимательство — это не всегда про то, что можно посчитать. В 90% случаев люди строили великие компании в окружении полного отрицания. Когда аналитики, финансисты, инвесторы говорили, что это не будет работать, что это против системы, что ничего не получится. И лишь предприниматель своей верой и поиском новых решений может совершить революцию. Я всегда стараюсь прислушиваться именно к своей интуиции, а не к словам окружающих.

Итак, у вас есть полное понимание ситуации, почему бизнесу приходит конец, и для себя вы решили, что готовы и морально, и физически работать над его реабилитацией. Что делать дальше?

РУКОВОДИТЕЛЬ

После того, как вы ответили на все вопросы, нужно начинать с руководителя. Хотите ли вы занять должность генерального директора или же вы хотите поставить нового человека? Если предприниматель является лидером и примерно понимает, как устроены все процессы внутри бизнеса, то можно взять ответственность и на себя, а в процессе вырастить нового исполнительного директора или найти его.

Обычно я встаю на позицию операционного директора и начинаю разбираться во всех процессах, чтобы понять, а что же на самом деле происходило в компании за последние год-два. Я поднимаю все цифры, провожу совещания со всеми командами, со всеми руководителями, понимаю, в каком состоянии они находятся, стараюсь их реабилитировать, чтобы у них снова появилась мотивация. Стараюсь донести до них, что “папа” пришел, и теперь он будет рядом, чтобы решить все проблемы. Что всё будет хорошо, даже если “папа” в этом и сам не уверен. Кстати, это очень крутой навык — верить в то, во что вы и сами не особо верите.

ИЗМЕНЕНИЯ

Нужно максимально быстро сделать 3-4 кардинальных изменения, которые должны произойти в бизнесе.

CLUB 500

Когда я перезапускал «Трансформатор Клуб» и сделал «CLUB 500», поставил цель собрать 500 резидентов с доходом от 1 миллиона рублей в месяц по подписке. Какие у меня были кардинальные изменения, которые требовалось срочно реализовать?

1. НАЙТИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПАРТНЕРА

Человека, который был бы системнее меня, мог бы посмотреть на бизнес с совершенно другого угла и обладал бы большим опытом.

2. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЧАТОВ

Внутри клуба люди сами создавали чаты в огромных количествах, сообщество было разрозненно. Весь ресурс был не в руках организаторов. Бизнесовые мероприятия — это хорошо, но основа, где бурлит жизнь — это чаты, потому что мы все находимся в онлайне и постоянно коммуницируем между собой. Нужно было навести порядок и очистить сообщество от лишних людей.⠀

3. ЗАБРАТЬ ВЛАСТЬ НАД САМЫМ ДУШЕВНЫМ ПРОДУКТОМ — НАД БАНЕЙ

Посещение бани с одноклубниками — это наша сокровенная традиция, которой мы начали следовать. Но в итоге баня начала создаваться абсолютно другими людьми, и ее посещали все желающие. Мне нужно было закрыть это событие только внутри клуба.

4. ПОЛУЧИТЬ ДОСТУПЫ К САЙТАМ И СОЦСЕТЯМ У БЫВШЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПАРТНЕРА

Это было проблемой, потому что мной пытались манипулировать: мне хотели продать доступы от моего же проекта. А без этого фундамента начинать сначала было бы очень трудно.

5. ПОМЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ И ИДЕОЛОГИЮ ПРОДУКТА

6. ПОКАЗАТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

Встретиться со всеми клиентами, оставшимися резидентами, и рассказать им о моей стратегии, которую я планирую реализовать в рамках Клуба, чтобы они поверили и были готовы остаться в Клубе, чтобы увидеть конечный продукт. И каждому из них я дал обещание, что выполню свои обязательства.

Эти стратегические решения я принял в первые три дня. Затем я проанализировал весь рынок. Он оказался явно растущим. На рынке появлялись конкуренты, но даже в текущем состоянии мы были лучше, чем они. А дальше все пошло по цепной реакции: пришел новый управляющий партнер и привел с собой в команду нового операционного директора.

Мы уволили 85% команды, потому что уровень их компетенций был уже для нас недостаточный, они перегорели, больше не верили в продукт и не смогли бы сделать что-то новое и грандиозное. Мы вернули себе власть над всеми ресурсами: базы клиентов, социальные сети, сайты и чаты. Начали создавать новый брендинг и название.

Я подготовил большую презентацию, с которой выступил перед всеми резидентами на сцене. Затем мы пришли к выводу, что нужно в «CLUB 500» развивать направление IT, чтобы все резиденты состояли в одном приложении, у всех был доступ к чатам внутри приложения, а также ко всем обучающим материалам и выступлениям. У нас появились новые правила, которые должны были все жестко выполнять, вертикальная система управления сообществом. Кирпич за кирпичиком бизнес начал строиться на заложенном мной пару лет назад фундаменте. Понемногу мы начали разгоняться и всего за год достигли поставленной цели — объединили на одной площадке 500 предпринимателей с доходом от 1 миллиона рублей в месяц.

CLUB 500

Я понял, что это был единственный способ спасти бизнес. Вернее, даже не столько спасти, сколько добиться нашей глобальной цели. Потому что зачем спасать бизнес, который не приносит прибыли.

В тот момент, когда моя супруга, задала мне вопрос: «Что будешь делать с «Трансформатор Клубом»?», я ответил ей, что пока не знаю. Тогда еще внутри себя я не решил, готов ли снова начать этот бизнес с нуля, еще раз прожить эту историю, сутками напролет работать, полностью погружаясь во все процессы. Но на утро у меня уже был ответ. Я ответил себе честно. И теперь «CLUB 500» — это самое большое премиальное сообщество предпринимателей в России и СНГ с самой активной программой на год и с самыми активными участниками. Мы как вторая семья.⠀

Всем советую время от времени проверять, нужны ли перемены в бизнесе. Это так же, как в жизни. Если ты чувствуешь, что у тебя ничего не меняется, ты не развиваешься, возможно, имеет смысл дёрнуть на стоп-кран и изменить свою жизнь: поменять место жительства, поменять окружение, поменять сферу деятельности. Но если в жизни можно существовать и без перемен, то в бизнесе совершенно не так. Вы не умрете, если не переедете в другой город или не смените работу, зато вы точно лишитесь бизнеса, если не будете подстраиваться под рынок.