Все записи
11:43  /  3.07.20

210просмотров

Кто такой франчайзер? Как им стать и для чего

+T -
Поделиться:

Франчайзинг на сегодняшний день – одна из самых распространённых форм расширения бизнеса. Как в рамках одно региона, так и в рамках всей страны, и даже всего мира. По франчайзингу развивается McDonald’s, Пятёрочка, Перекрёсток, франшизу продают Zara, Befree, H&M, увеличивают количество точек с помощью этого инструмента Билайн, Лукойл, СДЭК. Каждый день мы видим бизнес, который работает через франшизы.

Поэтому в терминах, которые используются всеми стоит разбираться. О них мы рассказывали вкратце в статье «термины франчайзинга». А в материале «франшиза – что это простыми словами» подробно рассказывали об этом явлении, откуда оно пришло и как сейчас развивается в России.

Если вы пропустили их, рекомендуем ознакомиться. А пока что напомним:

Франшиза – это комплекс прав, которые за определённую сумму предоставляет фирма стороннему предпринимателю с целью расширить своё влияние на рынке и получить прибыль. Предприниматель, покупающий франшизу, заключает с фирмой договор и как правило получает право использовать бренд этой фирмы, торговую марку, технологии, товар и прочее.

Теперь же пришло время подробнее изучить другой популярный термин, используемый сейчас повсеместно. Франчайзер. Кто это? Какими обязанностями и возможностями обладает и как стать франчайзером.

Термин франчайзер

Франчайзер (franchaisor) в англо-русском экономическом словаре – лицо, выдающее другому лицу (франчайзи) лицензию (франшизу) на производство или продажу своего товара (услуги) на определённой территории.

Само слово «франчайзер» - это вариант, сложившийся у нас в стране за два десятка лет произношения английского слова «franchaisor». Но как в разговоре, так и в материалах применяются и другие термины: франчайзор, франшизодатель, франчайзодатель, продавец франшизы.

Франчайзер – кто это простыми словами

В современном стандартном понимании в России – франчайзер – это компания, которая продаёт франшизу своей фирмы другим предпринимателям, то есть продаёт права на использование названия, бренда, технологий, товара, услуг и прочего.

Например:

Алексей хочет стать предпринимателем. У него есть небольшие накопления, которые он готов вложить в бизнес, чтобы получить постоянный доход без устройства на работу. Он находит в каталоге франшиз предложение от фирмы «Кофеёк и пирожок». Изучает коммерческое предложение, связывается с представителем, обсуждает и приходит к выводу, что все условия его устраивают.

Алексей подписывает договор франчайзайнга с фирмой «Кофеёк и пирожок» и платит паушальный взнос – сумму, в которую фирма оценила свою франшизу и все привилегии, которые Алексей теперь получит.

О том, что такое договор франчайзинга, и почему его называют договором коммерческой концессии вы можете прочитать в нашем специальном материале.

Теперь Алексей – франчайзи фирмы «Кофеёк и пирожок» и может открыть на свои деньги собственную кофейню под таким же названием, получить от неё консультацию, какое для этого место лучше выбрать, как найти профессиональных бариста, у кого покупать кофемашины, а у кого кофе и т.д.

Как вы понимаете, «Кофеёк и пирожок» в нашем примере является франчайзером. То есть фирмой, которая продаёт Алексею и другим предпринимателям возможность открыть такую же кофейню как у них, по их стандартам. При этом франчайзер обучает своих франчайзи продажам, делится контактами проверенных поставщиков кофе и кофемашин, консультирует, как достичь таких же результатов как и у их собственной фирмы.

Что даёт франчайзер тем, кто покупает франшизу

Каждая франшиза составляет свой набор «привилегий», которые получает франчази при покупке франшизы. Но есть и стандартный набор, который встречается в большинстве предложений на современном рынке.

Бренд. Франчайзер предоставляет право пользоваться своим брендом, использовать название. Если компания-франчайзер крупная, то для покупателя франшизы в этом будет одно из главных преимуществ. Потому что большая аудитория уже знакома с этим брендом и новая точка, которую открывает франчайзи, будет восприниматься сразу как точка этой крупной фирмы. Бренд даёт узнаваемость и франчайзи не приходится с нуля нарабатывать аудиторию.

Эксклюзивное территориальное право. Предприниматель, получающий такое право может на волноваться, что франчайзер продаст свою франшизу другому предпринимателю в том же районе, городе или регионе. Это позволяет избежать конкуренции внутри бренда, которая идёт только во вред каждому из участников сети.

Бизнес-план. Как правило, франчайзер составляет совместно или самостоятельно бизнес-план для предпринимателя, купившего франшизу. Для новичков в бизнесе – это отличный инструмент поддержки, потому что от составления бизнес-плана зависит дальнейшее развитие новой точки. Без опыта составить правильный бизнес-план сложно. 

Подробнее о том, как составить бизнес-план самому вы можете прочитать в нашем специальном материале.

Обучение. Франчайзер может обучать нового партнёра различным вещам, которые поспособствуют скорейшему увеличению прибыли новой точки. Это может быть обучение продажам, правильной раскладке товара, технологиям производства и т.д.

Сопровождение. Важная часть сотрудничества между франчайзером и франчайзи, особенно, если предприниматель, купивший франшизу не имеет опыта. Такому предпринимателю предстоит столкнуться со множеством проблем – от клиентских претензий до вопросов от налоговой. Чтобы их избежать, или вовремя и незатратно решить, франчайзер сопровождает и консультирует франчайзи, помогая решать всё по мере поступления.

Бренд-бук. Многие компании, имеющие в составе сети множество точек стремятся к тому, чтобы все они были в одном стиле. Чтобы сотрудники там носили одинаковую униформу, клиенты получали одинаковый сервис, здания внутри и снаружи были оформлены одинаково. Это повышает узнаваемость и лояльность со стороны аудитории. Франчайзи, который открывает новую точку этого бренда нужно понимать, как ему действовать, чтобы соответствовать этому стилю во всём и получать с этого преимущества. Поможет бренд-бук.

Проблемы франчайзера

Франчайзинг – сложное дело, как минимум потому что приходится работать с другими предпринимателями, которые имеют разный характер, и часто своё видение правильного и неправильного подхода. К сожалению, не всегда удаётся найти общий язык. И к ещё большему сожалению – обнаруживается это уже после того, как совместная работа началась.

Не оправдались ожидания франчайзи

Одна из самых распространённых проблем франчайзера. Часто случается так, что начинающие предприниматели уверены, что они покупка франшизы решит все их проблемы. Ведь они платят деньги за франшизу. А когда выясняется, что помимо денег нужно ещё вложить свои силы и время, когда приходит понимание, что как и в любом бизнес здесь не будет моментальной прибыли, аудиторию нужно увеличивать, в рекламу вкладываться, да и за всё платить, наступает момент разочарования. Обычно такие предприниматели начинают винить во всём франчайзера и требовать возврата денег. Поэтому любому франчайзеру очень важно не только «продать» франшизу, но и дать понять франчайзи, что от него потребуется для достижения результатов, и что это будут за результаты. А ещё важнее – отразить всё возможное в договоре.

Проблема плохих отзывов на франшизу

Увы, отзывы в интернете в большинстве своём либо негативные, либо искусственные. Негативных отзывов всегда будет больше, потому что те, у кого всё нормально без просьбы не пойдут писать положительные отзывы. А те, у кого не получилось даже по своей вине, обязательно такой отзыв напишут.

Накрутка отзывов тоже имеет место. И таким инструментом не гнушаются пользоваться конкуренты. Репутация франшизы от этого может пострадать. Но ничего с ними не сделаешь. Единственно эффективным методом будет служить общая репутация фирмы, которая нарабатывается с годами. На Макндольдс, например, тоже можно найти много негативных отзывов. Вот только никому они никакого вреда не причинят.

Франчайзи не хочет платить роялти

Частая проблема. Дело в том, что ежемесячная оплата роялти воспринимается крайне негативно. Особенно тогда, когда франчайзи ещё не вышел на чистую прибыль, или дела идут не так радужно, как он рассчитывал. А иногда – даже если дела идут очень хорошо. Спасают тут две вещи. Первое – то, что оплата роялти прописывается в договоре, и франчайзи знает заранее, что нужно будет платить. Это даёт право стребовать сумму через суд.

Второе – франчайзеру необходимо не гнаться за как можно большим числом проданных франшиз, а стараться отбираться себе будущих партнёров из всех желающих, оценивая не только финансовые возможности человека, но и его характер.

Франчайзи разрывает договор и открывает точно такой же бизнес

Тоже нередкие случаи. Франчайзи понимает как всё работает и решает, что он и без всякой помощи может дальше развиваться. Разрывает договор с франчайзером, меняет название, чтобы не попадать под договор и начинает работать от своего лица по технологиям, которыми снабдил его франчайзер. Увы, здесь сложно что-то сделать. Лучшим вариантом будет заранее предполагать возможность такого исхода, внимательно составлять договор и пытаться обезопасить себя с помощью него.

Что получает франчайзер от продажи франшизы

Для фирмы, которая продаёт франшизу есть ряд выгод:

  • Расширение сети. Франчайзинг – самый удобный и быстрый способ расширить сеть своего бренда. При этом не приходится инвестировать большие деньги (траты есть, но в гораздо меньшем объёме).
  • Доход в виде паушального взноса. Как правило, в паушальный взнос закладывается сумма расходов франчайзера на открытие новой точки после продажи франшизы – работа специалистов, сопровождающих франчайзи как минимум. Но также закладывается туда и собственная выгода.
  • Доход от роялти. Так же, как и в случае паушального взноса, роялти состоит из ежемесячных затрат на сопровождение партнёров. Но может включать и статью доходов.
  • Узнаваемость собственного бренда. Увеличение количества действующих точек фирмы всегда влияет на узнаваемость на более широкой территории. При этом неважно, сколько из них открыто по франшизе, а сколько – собственных. Ведь бренд будет ассоциироваться с его владельцем и головной фирмой.

Как стать франчайзером

Чтобы стать франчайзером, компании или предпринимателю нужно как минимум иметь собственный бизнес, который уже доказал свою эффективность. Тут нужно отметить, что некоторые обходятся и без этого. Бывает, что франшизу компания начинает продавать сразу после открытия собственной первой точки. Вот только ни к чему хорошему это не ведёт (оправдано только когда у фирмы есть успешный опыт развития других франшиз).

Но нельзя просто взять и начать продавать франшизу. Фирму сначала нужно упаковать во франшизу. О том, как это сделать, мы подробно говорили в нашем специальном материале «как упаковать франшизу самому».

Простыми словами «упаковать франшизу» означает подготовить всё необходимое для того, чтобы предприниматель, ставший вашим франчайзи, смог воспользоваться вашими наработками и конкретными инструкциями для получения прибыли.

Стандартно в упаковку франшизы входит разработка франчайзинговой стратегии, бренд-бука, инструкций, юридических документов и договора франчайзинга. Помимо этого, должны быть назначены ответственные люди, которые профессионально будут консультировать франчайзи на каждом этапе.

То есть просто опыта построения бизнеса недостаточно. Нужно этот опыт отобразить в совокупности материалов, которые будут действовать независимо от вас.

И большое внимание обязательно нужно уделить договору франчайзинга. Ни в коем случае не пользуйтесь «рыбками» договоров в интернете. Шаблоны и стандартные договора никогда не смогут учесть всех нюансов вашей фирмы. Прорабатывайте каждый пункт отдельно.

Примечание: договор между франчайзером и франчайзи обязательно регистрируется в Роспатенте.

Франчайзером может быть любая фирма. Сейчас на рынке продаются франшизы всех направлений – от производства до интернет-магазинов. Конкуренция тоже большая. Чтобы ваша франшиза имела конкурентные преимущества, необходимо со всей ответственностью подойти к её созданию. И даже если вы обратились за помощью к компании, которая упаковывает франшизы, следите внимательно за результатом.