Все записи
19:30  /  25.02.20

Зачем нужен «Прорыв года»

+T -
Поделиться:

Михаил Крапивной никогда не мечтал стать инженером, а по математике в школе получал в основном двойки и тройки. В Горный институт он поступил только для того, чтобы не нарушать семейную традицию. А чтобы получать повышенную стипендию, на третьем году обучения создал студенческое конструкторское бюро Man&Technologies. В 2017 году одна из российских госкорпораций предложила студентам взяться за заказ — спроектировать и собрать гусеничный вездеход так, чтобы он соответствовал заданным параметрам. Срок поставили почти нереальный — полтора месяца.

До того как обратиться к Крапивному, госкорпорация предлагала этот заказ другим инженерам. Но никто не взялся. Поэтому проект и предложили студентам. Крапивной решил, что его конструкторскому бюро нечего терять — к тому моменту оно еще не выполнило ни одного проекта. И неожиданно у студентов все получилось — помогли азарт и вера в себя.

После этого дела́ у Крапивного пошли в гору. Он стал сотрудничать с инновационным центром «Сколково», который часто называют «российской Кремниевой долиной», и разрабатывать технику для резидентов центра. Так, например, конструкторское бюро Man&Technologies помогло компании Deus доработать VR-шлем, а для компании Maxbionic сделало бионический протез руки.

В 2019 году молодая команда Man&Technologies решила поучаствовать в предпринимательском конкурсе «Прорыв года»  и прошла в финал. В день вручения премии Крапивной бежал на церемонию в Кремль и по дороге решил купить кольцо для своей девушки. Он загадал: если выиграет — сделает ей предложение. Так и вышло — Михаил предложил ей руку и сердце прямо со сцены, и она согласилась.

Эта победа помогла Крапивному поверить в собственные силы и начать работать над более амбициозными проектами. Например, у него есть мечта запустить спутник — подготовить запуск ракетоносителя малой грузоподъемности. Вполне возможно, что Михаил станет нашим русским Алланом Локхидом (основатель американской военно-промышленной корпорации Lockheed Martin, которая производит транспортные средства, в том числе — самолеты и ракеты). 

Мы придумали премию «Прорыв года» в 2019 году как раз для таких предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, как Михаил. Десятки тысяч самых разных людей приходят на наш конкурс со своими историями и важными миссиями: это могут быть и молодые люди, и мамы-предпринимательницы, и франчайзеры. 

Например, в 2019 году в номинации «Социально-ответственный бизнес года» победила Наталья Линькова, автор проекта «Бабушка на час». Она придумала сервис, где с помощью психологической диагностики можно найти няню — такая система помогает выбрать кандидата, который подойдет по характеру и психотипу для конкретной семьи. Этот проект не только является перспективной бизнес-моделью, но и помогает людям старшего возраста, которым не всегда просто найти работу, оставаться востребованными в социальном и профессиональном плане. 

В базе сервиса «Бабушка на час» сейчас уже более шести тысяч нянь, и среди них есть не только женщины, но и мужчины. Об успешности сервиса говорит множество новых клиентов-родителей, которые обратились за подбором няни по рекомендации уже действующих клиентов. Во время народного голосования 58% участников сервиса «Активный гражданин» проголосовали именно за Наталью Линькову. Правительство Москвы организовало рекламную кампанию сервиса: 176 баннеров на улицах столицы и поддержка на радиостанциях и федеральных каналах.

Еще одна победа — в номинации «Почетный стартап года» — проект Анатолия Кирсанова: уже выйдя на пенсию, он придумал инновационную черепицу. Ее особенность в том, что, помимо того, что из нее делается крыша дома, она одновременно перерабатывает солнечный свет в электричество и энергию для водоснабжения и отопления помещения. 

Эта идея появилась у Кирсанова после после выхода на пенсию в 65 лет — до этого он трудился в «Газпроме» более сорока лет. Он поехал в Китай, где приобрел несколько образцов солнечной черепицы. Анатолий Кирсанов решил сделать нечто похожее, но гораздо лучше. В этой идее его поддержал ученый, директор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства Дмитрий Стребков. И спустя несколько лет работы коллеги запатентовали гибридную кровельную солнечную панель (ГКСП), не имеющую аналогов в мире. Сейчас Кирсанов говорит, что создание его продукта — это увлекательный процесс, который приближает будущее уже сегодня.

Победители премии получают поддержку от московского правительства: бесплатные места на рекламных щитах, эфирное время в столичных СМИ, консультации экспертов и полезные знакомства. По моим наблюдениям, это помогает им сделать следующий шаг в развитии бизнеса, а иногда и способствует новому прорыву. Это подтверждает история Михаила Крапивного: после того как о его конструкторском бюро рассказали на радио, крупный производитель украшений решил заказать браслет, распространяющий запахи — как духи, которые не нужно наносить на кожу. 

«Прорыв года» придуман для того, чтобы каждый предприниматель мог рассказать окружающим о своем деле и обменяться опытом с коллегами. В этом году премия будет вручаться во второй раз. Победителей определяют в несколько этапов. Первый — соревнование кандидатов по экономическим показателям. Второй — голосование на портале «Активный гражданин». Потом эксперты из разных сфер выставляют свои оценки. В прошлом году заявки на участие подали 35 000 предпринимателей. В этом году мы ждем, что их будет еще больше. Первый этап сбора заявок (простая анкета, которая заполняется за 3 минуты прямо на портале) пройдет с 25 февраля по 14 апреля, а награждение — 25 мая.

Чтобы подать заявку на участие в премии «Прорыв года», предприниматели должны отвечать некоторым требованиям. Во-первых, быть представителем малого или среднего бизнеса в столице, то есть — иметь регистрацию в качестве налогоплательщика в Москве. Во-вторых, не иметь задолженности по налогам и сборам и не находиться в стадии ликвидации или банкротства. 

Конечно, мы понимаем, что бизнес бывает разным — от полезных социальных проектов, как «Бабушка на час», до проектов иностранных предпринимателей. Премию «Иностранный предприниматель года» в прошлом году получил владелец ресторанов «Бонтемпирест» Валентино Бонтемпи, который создал «пинцу» — блюдо, похожее на традиционную итальянскую пиццу, но отличающееся от нее не только ингредиентами, но и особой техникой приготовления. Именно зная разнообразие идей, в этом году мы учредили  следующие номинации: «Молодой предприниматель года», «Почетный предприниматель года», «Мама — успешный предприниматель года», «Социальный предприниматель года», «Экспортер года», «Цифровой предприниматель года», «Креативный предприниматель года», «Франшиза года», «Стартап года» и «Гран-при года». В 2019 году победителей выбирали члены экспертного совета премии и более 130 тысяч участников системы «Активный гражданин».

Мы надеемся, что с каждым годом количество участников будет расти, а победители смогут громко заявить о себе — так, чтобы вдохновлять начинающих предпринимателей реализовывать собственные идеи и находить нетривиальные решения. А мы, со своей стороны, окажем им максимальную поддержку от города, чтобы бизнес-среда становилась еще комфортнее.

Автор: заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Facebook Instagram