Все записи
17:55  /  27.02.20

752просмотра

Как разбудить научное воображение и мотивацию в детях?

+T -
Поделиться:

Наша страна в прошлом столетии неоднократно переживала всплески научного оптимизма, мечты о прорывах, о небе, о космосе, о лучшей жизни. Казалось бы, кому нужны пустые мечтанья? Пиши программы и реализовывай их. Однако, в мечтах есть важный смысл, они наполняют наши цели решимостью и сильными эмоциями, заставляют бесстрашно искать средства реализации целей, собирают самых любопытных в кружках, секциях, научных центрах и лабораториях. Мы знаем, что «вначале было слово», точнее, цель, мечта, идея, которая должна быть сформулирована для юных Сикорских и Королевых взрослыми. 

В нашей стране ученые видели разные времена: и хорошие, и плохие. Они были гонимы в 1917-1927 годах, переживали голодные времена в 1990-х, неуверенность в ценности своих знаний в 2000-е. Сегодня профессия научного исследователя восстанавливает свой престиж, российские ученые, получив доступ к международным рынкам, вновь обрели статус, престиж, материальное благополучие. Дело осталось за малым: от малых дел перейти к крупным научным прорывам. А в решении этой задачи одних грантов и надбавок недостаточно, здесь нужен подход совсем иного порядка — глобальная мечта, способная увлечь за собой талантливых и способных детей. 

Звезды есть, но их нужно зажечь!

С 2000 года Россия регулярно участвует в ключевых международных исследованиях успеваемости школьников, таких как PIRLS,TIMSS, PISAи другие. За последние 10 лет показатели российских школьников улучшились в несколько раз, но все равно находятся в зоне средних достижений. Если в России традиционно сильна математическая школа, то для улучшения знаний в области естественных наук нужна совершенно иная база. Анализ результатов тестирования 2018 года показал, что высокие места заняли страны, в которых образование носит характер, ориентированный на практику[1]. А это означает, что прежде всего нужно обновлять материальную базу школ, закупать оборудование, технику, экраны, компьютеры.

Второй вопрос преподаватели. Несмотря на значительное омоложение кадрового состава, средний возраст учителей до сих пор равен 50 годам. Среди опытных учителей много талантливых людей, но необходимо обеспечить преемственность поколений, привлечь тех, кто сможет говорить с юными всезнайками на их языке. Необходимо финансово мотивировать талантливых выпускников магистратур и аспирантур идти преподавать в школы, находить и взращивать звезд науки.

Необходимо изучать и масштабировать успех московских школ, завоевавших 70 медалей в международных олимпиадах за последние 5 лет. Сегодня в школах учится многочисленное поколение, родившееся в благополучные 2000-е годы, очень важно не упустить этих детей, в развитие которых родители вкладываются чуть ли не с рождения, дать им возможности для интеллектуального и эмоционального роста, мотивировать возможностями самореализации, которые они могут найти в России. 

Государство в помощь

Сегодня мы можем наблюдать две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции: сокращение научных кадров и активное стимулирование государства молодежи к занятиям науки. Посмотрим факты.

Недавнее исследование Высшей школы экономики показало, что за последние 10 лет аспирантов в России сократилось примерно на 50%. Численность аспирантов резко стала расти с середины 1990-х. Если в 1995-м их было 62 тысячи, то к 2000 году цифра удвоилась и достигла 117 тысяч. Пик пришелся на 2010 год, когда в аспирантуре училось 157,5 тысяч человек. Однако после этого начался спад, и к 2015 году численность аспирантов сократилась до 109 тысяч и продолжила падать.

Среди причин назывались и низкие заработки ученого, и упавший престиж профессии и недостаток инструментов для реализации своих проектов. Но главное, оказалось, что изначальное решение продолжить карьеру в университете далеко не всегда основывалось на любви к науке. Кто-то боялся уйти в свободное плавание, кто-то таким образом пытался избежать призыва в армию, а кому-то нравился свободный график занятости. Сокращение научных кадров происходит через очищение рядов, тем более что это сокращение происходит за счет гуманитариев, число математиков, химиков, биохимиков и физиков остается стабильным.

Открытие детских научных центров, таких как «Сириус», «Кванториум», организация научных фестивалей в детских лагерях «Орленок» и «Океан» как раз пытаются заинтересовать детей наукой, развить любовь к исследовательской деятельности через интерес к ней. Научный потенциал страны растет. Возможно, не так быстро, как всем хотелось бы, но он растет. Запрос со стороны государства очевиден, и выражается не только благодаря запусков таких нацпроектов как «Наука», но и мегагрантов, активному привлечению ведущих мировых ученых на работу в Россию, финансированию ведущих университетов и научно-исследовательских центров.

Чужой опыт

Известно, что у России свой путь, но изучение чужого опыта может подсказать много верных решений. Возможно, нам не подходит в полной мере путь к технологичному прорыву, который прошли Китай и Германия в силу специфики развития этих стран — одна обладает огромным и невероятно трудоспособным населением, вторая научилась привлекать талантливых и образованных эмигрантов благодаря бесплатному образованию в своих университетах. Хотя какие-то шаги в этом направлении мы делаем и можем делать. Например, объявленные недавно меры по стимулированию рождаемости способны дать если не прирост, то сохранение рождаемости. Не нужно забывать, что сейчас в фертильный возраст вошло малочисленное поколение, рожденное в 1990-е, а следовательно, без дополнительных усилий государства мы можем оказаться в ситуации воспроизведение демографической ямы. Во-вторых, ведется работа по привлечению талантливых ученых и студентов из постсоветских республик. Не все рвутся работать и жить исключительно на западе, для кого-то идея остаться строить карьеру в понятной и привычной с детства среде не менее важна. 

Но самый интересный опыт формирования сильной технологической страны у Израиля. Страна с населением, не превышающим 8 млн человек, сумела стать научным и бизнес-инкубатором всего мира. В прошедшем году израильтяне были в авангарде новейших разработок по сотням направлений: культура и искусство, биотехнология, медицина, окружающая среда, наука и технологии. Известные своими инновациями израильские компании принесли на рынок десятки потрясающих новых технологий от мобильных приложений до картонных велосипедов, от невидимой клавиатуры до защиты взлетно-посадочных полос. Израильские исследователи совершили прорыв в изучении рака, болезни Альцгеймера, диабета, бесплодия, вирусов и астмы. Израильтяне получили мировые призы в вопросах борьбы с голодом, использованию солнечной энергии, развития и орошения пустынь. 

Безусловно, к такому успеху Израиль привело не только успехи организации школьного и высшего образования, но они сыграли в тоже время не последнюю роль. Например, израильские дети определяются со своей специализацией в 12 лет и очень рано начинают углубленно изучать предметы, которые им нужны для поступления в университет. Научная составляющая в израильских школах является одной из самых высоких в мире.

А звезды тем не менее

Россия помнит несколько сильных эпох научного и технологичного подъема. Запуск спутника в космос разбудил мечту о далеких мирах и безграничной вселенной, мотивировавших миллионы послевоенных детей записываться в кружки, изучать труды Циолковского и Королева, поступать на физико-математические факультеты. Репортажи и дискуссии в прессе, инициированные энтузиастами космоса, разбудили мечты и воображение целого поколения, в результате чего мы получили самую сильную космическую программу в мире. Сегодня Россия остается одной из ведущих космических государств в мире, единственной, кто продолжает запускать пилотируемые ракеты на МКС. 

Человечеству необходима мечта, детям необходимы великие цели, такие как освоение космоса, человеческих способностей, пространства и времени. Цели, способные разбередить любопытство, смогут оторвать ребенка от игры и направить его энергию на поиск ответов, на приложение своих сил в конструктивном направлении.

В каждую эпоху у человечества свои мечты. Мы живем в век, когда человеческая жизнь ценится так, как не ценилась никогда ранее. Человечество не хочет больше стареть, люди отказываются болеть, более того, больше никто не желает умирать. Человеческий организм стал нашим новым космосом, и мы чувствуем безграничность возможных открытий в этом направлении. Кто сказал, что смерть невозможно победить?

В каждой области есть свои амбициозные задачи, которые способны возвысить нас до уровня творца. Главное, не бояться формулировать эти задачи, искать решения, преодолевать границы материи и духа. Эти задачи бизнесу необходимо формулировать для себя и выводить на уровень общественной дискуссии, включая школьные сообщества.

Кейс предпринимателя Илона Маска, сумевшего обновить мечту человечества о космосе, показал, что сегодня инициатива технологического прорыва перешла от государства к бизнесу. Бизнес располагает достаточными ресурсами, чтобы зажечь мечтой миллионы школьников и школьниц. Именно бизнес компьютеризировал человечество, именно бизнес подарил миру интернет, зажег всех мечтой о 200-летней жизни. Главное, поверить в свою мечту и вдохновить ею свою страну. Для начала.

[1]  https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-shkole-po-rezultatam-mezhdunarodnyh-issledovaniy-timss-i-pisa