Все записи
11:27  /  7.04.20

1050просмотров

Кадровый вопрос после коронавируса

+T -
Поделиться:

Сегодня, в период глобального экономического кризиса, спровоцированного пандемией, многие уверены, что после того, как вирус закончит свое путешествие по планете, образ жизни людей изменится. Наступление шестого технологического уклада, где ведущую роль будут играть био- и нанотехнологии, стало реальностью завтрашнего дня. Можно предположить, что уже скоро самым насущным вопросом для выжившего в кризис бизнеса и вышедших с карантинов сотрудников станет кадровый: какими компетенциями должны обладать будущие работники и где их брать? 

Все мы прекрасно видим, как быстро меняется окружающая среда: привычные сегодня рабочие инструменты кардинально отличаются от тех, что были в ходу еще несколько лет назад. Стремительно идущие вперед технологии изменили и ключевые параметры бизнес-среды: скорость изменений, используемый объем информации, форматы деятельности и масштабируемость решений. Успешный ученый, инженер, предприниматель в XXI века обладает большей кросс-функциональной предметной экспертизой, навыками работы с огромными массивами в том числе избыточной, хаотичной и требующей проверки информации, а также сложными технологическими системами. Большие возможности дают большую свободу в принятии решений, но требуют и более развитого критического и стратегического мышления, навыка самостоятельной постановки целей, настойчивости в их достижении, умения формировать и развивать кросс-функциональные команды. 

Растущая скорость изменений требует высочайшей адаптивности. И не только в умении приспосабливаться к отдельным новшествам, но и способности к глобальной перестройке профессиональных и карьерных ценностей. Современные люди вполне могут за одну увидеть несколько технологических циклов, и поэтому они должны быть готовым к нескольким профессиям и карьерам. 

Можно ли подготовить себя к неизбежному? Ответ – да. Конечно, сколько людей, столько и рекомендаций, но есть и общие «стандарты». Это развитие исследовательского, инженерного, предпринимательского мышления, и умение решать разные задачи нестандартным способом. Для этого необходимы как фундаментальные знания,hardskills, так и softskills- навыки анализа и решения проблем, креативность, в том числе умение видеть возможности, постоянное саморазвитие и любознательность.

В быстро меняющейся среде не может быть статично идеального ученого, инженера, предпринимателя. Мы семимильными шагами идем к отказу от специализаций – того, что, к сожалению, до сих пор составляет основу образования. Вместо нее нужны гибкие сочетания уникальных навыков и компетенций. Это фундаментальные перемены образовательной системы, но внедрять их можно и постепенно, например, на основе единой подготовки за счет дополнительных навыков формировать уникальные экспертизы. 

Итак, на выходе получаем общий портрет инженера будущего: у него есть фундаментальная база знаний, практические профессиональные навыки, дисциплинарная подготовка, он умеет работать в кросс-функциональной команде и способен придумать и довести до результата конкретный проект.  

Это могут быть как инженеры в привычном нам понимании этого термина: те, кто автоматизирует и/или ускоряет бизнес-процессы, и/или снижает их стоимость. Например, специалисты по биотехнологиям, моделируя эксперименты, экономят для компании время и материальные ресурсы. Это могут быть и новые роли инженеров, например, в сфере делового партнерства – HR, IT, agile, так какусложняющиеся процессы требуют «переводчиков», тех, кто помогает разобраться в новой сложившейся действительности.

Итак, кто нужен, разобрались. Где же взять этих инженеров? Конечно, их надо готовить. Как? Профильно, по широкому спектру дисциплин, формируя ядро будущих компетенций. Давая возможность выбирать из большого количества элективных курсов, обеспечивая каждому уникальную образовательную траекторию. С инженерами будущего должны работать преподаватели-исследователи и преподаватели-практики. Образовательный процесс обязательно должен включать в себя элементы проектной групповой работы над решением реальных комплексных проблем, в том числе требующих междисциплинарного подхода; исследований – как фундаментальных, признаваемых мировой наукой, так и коммерциализированных, то есть востребованных бизнесом. Для воспитания инженеров будущего нужно создавать среду, способствующую рефлексии и экспериментированию. В мире уже создаются такие образовательные проекты: например, MitMediaLab при Массачусетском университете, в сферу интересов которой входят технологии, медицина, наука, искусство и дизайн; программы Технического университета Чалмерса в Гетеборге, инженерная школа нового типа «Школа Икс» при Донском государственном техническом университете, которая готовит специалистов для «умного» сельского хозяйства.  

Для того, чтобы появлялись такие центры, нужно долгосрочное стратегическое партнерство бизнеса и образовательной системы. Сотрудничать можно по обширнейшему списку задач. В их числе - совместные прикладные исследования по модели «бизнес + вуз» или университетские исследования по заказу компаний, приглашение экспертов-практиков – действующих сотрудников в качестве преподавателей вузов, а преподавателей вузов – носителей кодифицированного актуального знания – к работе над реальными бизнес-задачами. И, конечно, такие уже зарекомендовавшие себя инструменты, как стажировки студентов на действующих предприятиях, выполнение курсовых и дипломных проектов на темы, актуальные для компаний, совместные образовательные программы бизнеса и вуза. Все больше набирают популярность также очень эффективные совместные образовательные проекты для развития экосистемыкомпании – по обучению партнеров, стейкхолдеров, клиентов. Один из наиболее удачных кейсов в нашей стране – акселератор «Профстажировки», где студент может найти подходящее место для получения первого профессионального опыта, а компания присмотреться к своим будущим кадрам.

Помимо профессиональной гибкости одним из важных качеств на сегодняшний день становятся психологическая устойчивость, включающая эмоциональный интеллект. Психологическая устойчивость это способность хорошо адаптироваться и быстро прийти в норму во время стресса или восстанавливаться после изменений, проблем, неудач, разочарований и сбоев, а также оперативно реагировать на изменения окружающего мира. Быть гибким — значит прийти в норму после сложного опыта. А не это ли крайне важная сейчас компетенция? Как это ни удивительно, психологическая устойчивость это довольно часто встречающийся качество. И вот пример - многие компании, а именно профессионалы в них работающие, в настоящее время успешно налаживают рабочий процесс в режиме карантина и пытаются максимально приблизиться к нормальной жизни. На сегодняшний день, исследователи начинают осознавать важность сосредоточения внимания на методах оценки и обучения направленных на психологическую устойчивость, а не на постоянном внимании или изучении негативных последствий стресса.

В подготовке инженеров обязательно надо использовать не один подход к обучению, как это принято до сих пор в подавляющем большинстве учебных заведений, а несколько. Сочетание различных инструментов и подходов к обучению дает максимальный эффект за короткое время. Например, во внутренней цифровой образовательной среде компании сотрудники-владельцы экспертиз выступают как соавторы обучения, а в помощь им приглашаются преподаватели из внешней среды, носители той же узкопрофильной экспертизы. Хорошие результаты дает обучение в нативной среде. Скажем, задачу развития цифровой грамотности сотрудников решаем не на отвлеченной обучающей платформе, а используя реальные инструменты, с которыми люди работают каждый день: на примере таск-трекеров, корпоративных мессенджеров или порталов. Так мы не столько формируем нужные профессиональные навыки, сколько работаем на будущее, создавая возможности для «прокачки» soft-skills каждого сотрудника и развиваем корпоративную культуру обучения.