Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:10  /  1.06.20

505просмотров

HR и стоимость компании

+T -
Поделиться:

Вклад HR в капитализацию бизнеса составляет в среднем от 15 до 20% в зависимости от отрасли, но в инновационных сферах деятельности, например, в биотехнологиях, это может быть и 20-25%, и даже выше. Это объясняется тем, что в наукоемких отраслях расходы на фонд оплаты труда и программы нематериальной мотивации могут достигать 60-70%: без вложений в человеческий капитал создание инновационных продуктов невозможно.

«Бизнес делают люди» — это один постулат, которым оперируют многие. Чем больше персонал вовлечен в цели, идеи, задачи бизнеса, чем более развитая корпоративная культура компании, чем больше совпадают ценности компании с ценностями каждого ее сотрудника, тем успешнее сам бизнес. То есть, чем четче выстроена в компании система работы с персоналом, чем эффективнее сконструирована HR-система, тем выше прибыль компании, интереснее ее новые разработки, лучше идут продажи. В такой компании нет проблем с кадрами, не надо ломать голову, откуда же набрать людей: высококлассные профессионалы и так рассматривают ее как одно из приоритетных мест для применения своих талантов.

Правильная  HR-система направлена на то, чтобы повысить эффективность работы каждого отдельного сотрудника и за счет этого повысить  уровень  работы всей компании, а значит, сделать ее более привлекательной для внешних инвестиций, если такие потребуются. Как показывает многочисленная практика и разный HR-опыт, вкладываться в сотрудников можно двумя кардинально отличающимися способами. Напрямую, например, оплатить перспективному специалисту курс MBA. Или косвенно, не один год инвестируя в строительство системы внутренних коммуникаций и обучения. Однозначно нельзя сказать, что лучше: только прямые вложения в людей или только косвенные, хорош грамотно выдерживаемый баланс. Например, аналитическая группа Watson Wyatt Worldwide, уже более 20 лет выясняющая эффективность разных методов HR, пришла к выводу, что рациональная система внутренних коммуникаций увеличивает рыночную стоимость компании до 30%, а активное финансирование обучения сотрудников на бизнес-курсах, наоборот, снижает ее на 5%. Так что же теперь, не учить людей? Учить, но на рабочих местах, создавая в своих компаниях, зачастую с нуля, институты корпоративного обучения, привлекая лучших внешних преподавателей и развивая своих. 

Вопрос значимости реформирования принципов корпоративного управления лучше всего иллюстрируется зарплатными кейсами. Кто должен получать больше – тот, чья должность выше, но личные результаты на ней проседают, или тот, чья должность ниже, но результативность фантастическая? Исходя из здравого смысла очевидно, что получать больше должен тот, кто работает эффективнее, но здесь велико влияние патриархального традиционализма в HR, и во многих компаниях мерилом зарплаты по-прежнему является должность. Начисление зарплаты «по рангу» создает внутренний конфликт в компании, потерю мотивации к работе у эффективных сотрудников и, как следствие, ухудшение общей производительности. Ученые Стенфордского университета выяснили, что повышение качества корпоративного управления и HR-системы для российских компаний влечет рост рыночной стоимости компаний от 28% до 90%. 

Работа HR, ориентированная на первый взгляд внутрь коллектива, имеет огромное значение и за периметром компании, особенно в эпоху перемен. Внешние клиенты и деловые партнеры, за время сотрудничества превратившиеся в единомышленников и попутчиков, каждый день общаются лично с сотрудниками. И одно дело, когда это общение происходит в привычной среде, и совсем другое, когда все участники процесса переживают кризис. Что в такие периоды транслируют сотрудники наших компаний друг другу: оптимизм и уверенность или страх и тревогу? Если это негатив, то ожидаемым результатом таких коммуникаций будет формирование отрицательного впечатления о компании, снижение ее привлекательности и, в итоге, падение ее бизнес-показателей и капитализации. А если сотрудники по-прежнему позитивно смотрят на происходящее, знают о перспективах своих и своей компании, если коллектив, несмотря на то, что все работают удаленно, функционирует, как часовой механизм, то такая компания быстро сумеет приспособиться к новым реалиям жизни, найдет способ поймать своего «черного лебедя» и станет успешнее и дороже.