Все записи
14:17  /  30.06.20

217просмотров

Только мои деньги: почему собственнику важно разделять личные деньги и доходы от бизнеса

+T -
Поделиться:

Прошедший (а для кого-то и текущий) карантин — испытание для любого бизнеса. Если грамотное ведение финансов для собственника было важно всегда, то сейчас цена каждой ошибки особенно высока. И вместо собственных выгоднее учиться на чужих. Мой самый сложный “невыученный урок” — разделение личных финансов и доходов компании. Расскажу, каких потерь и рисков мне удалось избежать во время кризиса, благодаря исправлению этой ошибки.

Моему бренду украшений JerusalemBazar 10 лет, и я до сих пор учусь вести финансовый учет. Мне уже не спрятаться за маской “начинающей предпринимательницы”: я открывала магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и Тель-Авиве, проводила “базары” по всему миру, организовала дистанционную работу команды из тридцати человек на две страны. Но грамотно распоряжаться финансами компании учусь до сих пор и спокойно говорю об этом. Потому что знаю, как много собственников бизнеса сталкиваются с похожей проблемой. 

Одно дело — зазубрить формулу “деньги компании ≠ личные финансы”, а другое — понять и признать, что управление финансами — слабое звено вашего бизнеса. Во время работы над книгой к  десятилетию бренда я смогла посмотреть на JerusalemBazar со стороны и разобраться в том, почему иногда наступаю на одни и те же грабли. Надеюсь, мои описанные финансовые ошибки помогут вам сократить потери в это непростое время.

Несмотря на то, что мой бренд появился в 2009 году, разделять личные финансы и доходы от бизнеса я начала только спустя лет восемь. Причин для такого промедления было несколько:

  1. Изначально я не относилась к JerusalemBazar как к бизнесу. Поиск и продажа оригинальных украшений из Израиля были скорее моей страстью и хобби, которое неожиданно стало приносить неплохой доход. Так, в июне 2012 года во время одного из первых “базаров” мы за несколько часов продали украшений на пару миллионов рублей. Доходы от продаж я ни с кем не делила, бизнес принадлежал мне одной. 
  2. Сильная эмоциональная привязка к бренду привела к тому, что на протяжении долгого времени я не разделяла свои интересы как человека с личными стремлениями и желаниями, и потребности бизнеса. Мне казалось, что всё, что хорошо для меня, — полезно и для JerusalemBazar. Я не сумела вовремя выстроить дистанцию в отношении бизнес-процессов. Когда бизнес построен вокруг личного бренда, кажется, что прибыль компании — это “свои" деньги, и ими можно распоряжаться по своему усмотрению. Но JerusalemBazar уже “взрослый” и у него появились свои потребности, которые могут не вписываться в мои представления о личном комфорте.

Все эти ошибки привели к таким неприятным последствиям для меня и моего бренда, как:

  1. Постоянный стресс, связанный с неуверенностью в финансовой стабильности. Я просто не понимала, сколько на самом деле зарабатываю. Денег не хватало то на осуществление личных планов, то на развитие бизнеса. 
  2. Предыдущий фактор привел к тому, что я не могла определить сумму дохода, комфортную для себя. Я не платила себе зарплату. Просто брала деньги из “общего котла”, когда они требовались. Только последние пару лет, проанализировав финансы бизнеса, я определила, какой объем дохода я вы буду платить себе как "зарплату". 
  3. Я могла смело называть только суммы оборота, но даже в прибыли могла ошибиться: отсутствие систематического учета постоянно подводило. Не говоря уже об анализе, планировании бюджета, управлении финансовыми потоками — это невозможно без грамотного финансового и управленческого учета.

Разобравшись в глубинных причинах финансовых неудач, я поняла, что в этом хаотичном учете пора поставить точку. Моя стратегия “работы над ошибками” особенно помогла бренду сейчас, во время кризиса: 

  1. У нас есть подушка безопасности и мы сможем выплачивать зарплату даже в случае полного прекращения продаж. В апреле и мае были закрыты все наши оффлайн-магазины, заказы принимались только через сайт и Инстаграм, а из 20 человек работали только 7.

  2. Мы могли бы выпускать новые коллекции даже в кризис — у нас были ресурсы и на создание, и на продвижение новинок. К тому же спрос даже превышал предложение. Останавливало только то, что производство украшений встало и собирать новые модели было просто некому. 

  3. Чтобы глубже разобраться в теме финансов и предпринимательства, получить экспертную поддержку и объединиться с такими же бизнесвумен, я открыла свой «Клуб Микробизнеса». За месяц существования Клуба я очень продвинулась: изучила огромный пласт информации, пока готовилась к прямым эфирам и личным консультациям, познакомилась с экспертами, сама прошла ни одну консультацию  — такой формат оказался полезен и для меня и бренда, и еще для пары десятков предпринимательниц. Приятный бонус: "Клуб"  — коммерчески успешный проект.

Сейчас у каждого бизнесмена есть возможность и время заново оценить свои бизнес-процессы и усилить слабые стороны — в продажах, маркетинге, корпоративной культуре и т.д. Если есть недостатки в финансовом планировании, рекомендую начать со следующих шагов:

  1. Не тратить свое время и привлечь к  управлению финансами специалиста. Не повторяйте моей ошибки — раньше я пыталась осваивать эту науку самостоятельно, но это отнимало время на креатив, которыми я занимаюсь с большей отдачей и удовольствием. Делегировать финансовый учет профессионалу  — лучшее из возможных решений.

  2. Относитесь к вашему финансовому менеджеру как к важному источнику обратной связи о развитии бизнеса. Сейчас я понимаю, что важно не только организовать финансовый учет всех бизнес-операций, но и настроить аналитику доходов бизнеса, чтобы цифры, которые ложатся на ваш стол в виде отчетов, были не просто средством контроля бизнес-процессов, но инструментом развития вашего дела. 

  3. Внимательно отчитывайтесь за расходы на развитие бизнеса также, как и ваши сотрудники. Сейчас я, как и любая другая участница команды JerusalemBazar, провожу через бухгалтерию все чеки, билеты, счета.  Рассматривая такие траты, как расходы, а не как вложения в бизнес, вы сможете понять, от каких из пунктов вы сможете отказаться, особенно в кризисное время. 

  4. Заведите отдельные счета для личных финансов и для бренда. Как только я разделила эти финансовые потоки, контролировать “свои" деньги и доходы от бизнеса стало проще. 

Комментировать Всего 2 комментария
Классика Wealth Management.

Разделение на BUSINESS и WEALTH.

Бизнес дает ресурсы для формирования wealth.

Причем на уровне собственников малого и среднего бизнеса слово "wealth" более уместно переводить как "достаток".

В идеале достаток генерирует пассивный доход, которого (простите за тавтологию) достаточно для покрытия текущих личных расходов и сбережений.

Создание достатка - задача по увлекательности сопоставимая с развитием бизнеса.

Желаю Вам успеха на этом интересном пути!

)