Все записи
18:29  /  2.04.20

755просмотров

Информационная перегрузка, фейки и TikTok для взрослых

+T -
Поделиться:

Ощущение нестабильности и фейки

На фоне неопределенности, в которую погрузился весь мир, люди невротично потребляют информацию в надежде разобраться в происходящем. Они присоединяются к разным информационным каналам — официальным, полуофициальным, анонимным — и общаются активнее, чем раньше. Из-за общего состояния тревожности, а то и паники, многие забывают верифицировать потребляемый контент. Недостоверная информация распространяется, практически не встречая препятствий. Постепенно фейков становится все больше, и они успешно поглощают информационное пространство, а люди погружаются в состояние информационной перегрузки.

«Удобоваримый» контент  

Еще несколько лет назад разные агенства, которые занимаются маркетинговыми исследованиями и предсказаниями, говорили о том, что у интернет-пользователей появился спрос на так называемый «snackable контент», то есть удобоваримый, легкий, короткий, причем не только развлекательный, но и интеллектуальный. Его популярность принято связывать с феноменом «клипового мышления» — неспособностью людей долго концентрироваться на чем-то одном.

На мой взгляд, причина популярности такого типа контента не в «клиповом мышлении» (этот концепт вообще стоит считать крайне неудачным), а в информационной перегрузке. Люди осознанно выбирают короткие форматы, предпочитая, с одной стороны, концентрироваться непродолжительное время, а с другой — выбирая сериальный контент, который можно смотреть списком эпизодов. Поэтому сейчас такие платформы как TikTok, Instagram и Snapchat оказались в выигрыше.

Все платформы, о которых идет речь — это массовые коммуникационные сервисы. Они сейчас тоже крайне востребованы, потому что позволяют объединять людей. И чем больше в этих сервисах появляется разных возможностей связи, например, голосовых и видео, тем больше людей к ним подключается.

Рост популярности TikTok, который мы наблюдаем в последнее время, связан еще и с тем, что платформа придерживается довольно агрессивной маркетинговой стратегии, привлекает инфлюенсеров, в том числе взрослых. Интересно, что ядерную аудиторию китайского TikTok составляют люди в возрасте от 25 до 44 лет. Так что потенциально сейчас у TikTok есть все шансы перестать быть «платформой для зуммеров».  

Цифровой мир vs «аналоговый» 

С одной стороны, жизнь в самоизоляции погружает людей в состояние социальной депривации. С другой, из-за того, что многие переходят на удаленную работу, коммуникации становится даже больше, чем раньше: бесконечные видеоконференции, звонки, общение в мессенджерах и так далее. Есть, конечно, люди, которые привыкли к жизни на удаленке, но большинству довольно сложно в сложившейся ситуации провести границы между рабочей и нерабочей коммуникацией. Ведь на самом деле каждый видеозвонок — это попытка ворваться в приватное пространство. Работа из дома, да еще и со включенной камерой — стресс. Люди не привыкли дисциплинировать себя, находясь дома, а обстоятельства этого требуют. 

Из-за перехода социальной жизни в онлайн, создается ощущение, что цифровой мир нас спасет, а старого доброго «аналогового» мира не останется. Люди, которые переходят на самоизоляцию, могут быть очень воодушевлены тем, что они экономят усилия, ресурсы, никуда не ездят, у них все под рукой, и можно работать в удобном для себя ритме, не вставая с дивана. Но могу по своему опыту сказать, что через две недели возникает ощущение «дня сурка» и рассинхронизация рабочих ритмов с коллегами.

В долгосрочной перспективе для того, чтобы работать удаленно, нужно выработать целую систему правил: это правила защиты психологического благополучия, эмоционального благополучия, взаимодействия, учета, контроля и результативности. Поскольку сейчас люди в экстренном режиме переходят на онлайн, об этих правилах никто не задумывается, а коммуникация выглядит перегруженной. 

Может, пока это и неплохо, потому что отвлекает от гиперреагирования на происходящее в мире. Но, с другой стороны, это очень сильно сбивает жизненный ритм и крадет силы, которых в условиях запертости дома и гиподинамии, в принципе, не очень много. Так что, может, вместо того, чтобы бросаться на разработку цифровых экосистем, стоит постараться сохранить что-то оффлайновое, что-то человеческое.