Все записи
21:02  /  14.04.20

539просмотров

"Правление чисто тираническое": англичанин о нравах московитов в XVI в.

+T -
Поделиться:

Амбассадор Ее Величества Джайлс Флетчер прибыл в Москву в 1588 году. Англия, жаждавшая новых колоний и политических союзов, основала здесь Московскую торговую компанию. Миссия гордого Флетчера, правоведа и бывшего парламентария, однако, провалилась. Англичанин не выразил абсолютного почтения русскому самодержцу Федору Иоанновичу. Царь-батюшка осерчал и отнял у Московской компании право беспошлинной торговли.

В 1591 году Флетчер пишет трактат "О государстве Русском". Получив "от ворот поворот" при царском дворе, автор окидывает московитов взглядом "свысока", как и подобало джентльмену из цивилизованного мира. Однако некоторые его размышления выглядят весьма любопытно. Вот они:

Образ правления в Московии похож на турецкий. Правление чисто тираническое: все его действия клонятся к выгодам одного царя. Всякий новый закон определяется всегда прежде, нежели созывается совет. 

Комментарий: С 1215 года в Англии ни один закон не мог быть принят без согласия парламента. Монарх вводил новые налоги с разрешения верхней (аристократия, духовенство) и нижней (горожане) палат. Как бывший парламентарий, Флетчер четко подметил фактическое отсутствие сословно-представительной системы в России (Избранная рада, созванная в 1547 году, к 1560 году утратила доверие царя).

Царь не препятствует насилиям и поборам, которым князья и дьяки [царские ставленники - М.Т.] подвергают простой народ...но дозволяют им все это до окончания срока их службы. Потом поставить их под кнут за их действия и изымают добычу, награбленную ими у простого народа, в царскую казну, никогда, впрочем, ничего не возвращая настоящему владельцу...

Комментарий: разбудите меня через 500 лет и я скажу вам, что происходит в России.

До какого рабского состояния они [простой народ - М.Т.] унижены в отношении к царю, боярам, даже дворянам... Сами себя называют холопами. Что касается до земель, движимого имущества... то все это не ограждено от грабежа как высших властей, так и дворян, чиновников и солдат.

Комментарии: В данном отрывке описана суть крепостничества, усиливавшегося в России параллельно процессу централизации. В Англии, в связи с увеличением экспорта шерсти, в XV-XVI вв. начинаются огораживания - процесс сгона крестьян с их земель. Освобождавшиеся земли ленд-лорды использовали под пастбища для овец. Безземельные крестьяне шли в наемные батраки к бывшим сеньорам, насильно сгонялись в работные дома или становились бродягами. Данный процесс также можно рассматривать как произвол со стороны землевладельцев.

В науках или сведениях в литературе их с намерениями стараются отклонить для того, чтобы легче было удержать их в рабском состоянии. С той же целью им не дозволяют путешествовать, чтоб не научились чему-нибудь в чужих краях...

Комментарии: путешествия были привиллегией знати или купечества. Европейские путешественники в Раннее Новое время - разведчики, амбассадоры или военные чины, исследовавшие потенциальные колонии или рынки сбыта. Мобильны были и молодые дворяне, путешествовавшие по Европе с целью расширения кругозора и учебы в иностранном университете. Крепостные крестьяне в России или копигольдеры (зависимые крестьяне) в Англии не путешествовали по понятным причинам. 

Заговора между войском и простым народом опасаться не стоит - их цели противоположны...

Комментарии: злободневно.

Будучи сами невеждами во всем, они [церковные иерархи] стараются воспрепятствовать просвещению...Священники суть люди совершенно необразованные... не извлекают никакой особенной пользы из самого Священного Писания, кроме того, что читают его и поют...Число монахов тем более значительно, что жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ... 

Комментарий: прослеживается традиционное недоверие ревностного протестанта к "греческому обряду". В 1517 году были обнародованы знаменитые "95 тезисов" Мартина Лютера, давшие толчок Реформации в Европе. Протестанты всех мастей - лютеране, кальвинисты, англикане - выступили против стяжательства духовенства, излишней обрядовости и подчинения Риму.