Все записи
15:14  /  15.05.20

524просмотра

Родители твои страдали и ты страдаешь: мученики науки

+T -
Поделиться:

Сегодня приняла участие в зум-конференции социологов в качестве слушателя. С докладами выступали студенты двух ВУЗов - РГГУ и МГЛУ. 

И вы знаете, зум, на мой взгляд, только подчеркнул неприглядные стороны российского образования.

Вот типичное поведение студентов: все сидят с выключенными камерами (это, в принципе, понятно). По разным причинам. Кто-то занят другими делами, кто-то не желает мелькать в ленте участников. К моменту своего выступления камеру включают, не скрывают своего волнения, голос дрожит. Это, казалось бы, было очевидно и в обычном режиме - студенты перечитывают свои доклады, не слушают выступающих до них, после доклада - выдыхают и также продолжают просто присутствовать, не включаясь в дискуссии. 

Начинаю задавать вопросы докладчикам. Одна студентка рассказывала о цифровизации российского образования. Набор общих фраз. Россия не готова к переходу к технологичному образованию, нам еще надо расти, существуют цифровые образовательные продукты, но они не дотягивают и т. п. Тут, конечно, ошибки нет, но хотелось бы конкретнее. Спрашиваю, какие именно образовательные онлайн-платформы или организации могли бы в будущем конкурировать с университетами на равных? По идее, этот вопрос и так должен быть включен в доклад. Спрашиваю не потому, что хочу загнать докладчика в угол. Реально интересно. Четкого ответа не последовало. Я, в принципе, на ответ и не рассчитывала. Но все равно остается какая-то обида: "разве тебе не интересно то, о чем ты рассказываешь? Почему было не погуглить, как оно в реальности выглядит?".

И вот я сижу и понимаю - у меня много вопросов, хотелось бы их задать. Но ответов, скорее всего, не получу. Раз так, не надо и мучать студентов. У всех в глазах читается примерно следующее: "Сейчас закончится эта конференция и я займусь действительно важными делами". Что самое неприглядное, в глазах преподавателей это тоже читается. Уже с самого начала конференция превращается в собрание мучеников, а не людей, заинтересованных в предмете своего исследования.

Много сказано и еще будет сказано о проблемах российского образования. Самая главная проблема - та, которую я сегодня наблюдала, не впервые. Студентам не интересно то, о чем они говорят. Они ждут обещанных сертификатов. О каких научных открытиях может идти речь, если мы сегодня собрались здесь ради галочки? Или у нас нет стимула, ведь мы знаем, что условная Мария Воронцова получит все звания на свете, не приложив к этому ни малейшего усилия?

Но вернемся к нашим студентам. Студенты участвуют в конференциях по разным причинам. Научник заставил, намечается стипендия за активную научную деятельность, потому что отличник. Не открою Америку, если скажу, что мы к этому привыкли со школы - бороться за оценки, а не за знания. Со школы мы усваиваем, что активисты - это какие-то странные люди, которые не дают покоя другим. Быть активным и умным в российской школе - стыдно. Как гласит японская мудрость - не выделяйся. А ведь именно школа должна заложить в человеке дух исследователя. Не исключено, что в Москве или Питере подход к преподаванию меняется. Но то, что я сегодня видела - следствие старого доброго школьного прошлого, заточенного на воспроизводство безынициативных "среднестатистических россиян", отбывающих наказание в университете ради "корочки".

Опять же, выборка может быть нерепрезентативной. Студенты из МГУ или ВШЭ, возможно, показали бы нам, как надо. К тому же, кто-то из вас может привести другие примеры.