Оказавшись впервые в Лондоне, вы совершите эти ошибки. Так принято. Этого ждут от вас. Да и вы этого ждете.

Купите билет британских авиалиний, прокатитесь в черном кэбе, зайдете в красную телефонную будку, отправите открытку домой королевской почтой, и посмотрите двадцать пятый фильм об агенте 007. Что не так? Да все!

Великобритания уверенно теряет самое дорогое и узнаваемое, что у нее есть. Символы-бренды страны облезают, как макушка принца Уэльского... 

Символы страны – залог ее стабильности. Королева Великобритании подтвердит. Брекзиты, пандемии, кризисы, скандалы в королевском семействе, – все это до Биг-Бена узнаваемым и любимым приметам туманного Альбиона.

Они обречены на бессмертие, ведь и по сей день, толпы туристов делают заветные селфи на их фоне, покупают в сувенирных магазинах их изображения и фигурки, умиляются и платят. Британское – значит отличное. Но так ли это? 

Вспомните свой первый визит в Лондон, радующий глаз всем тем, о чем вы читали, что смотрели в кино и мечтали увидеть вживую.

А каким был второй визит? Слегка разочаровывающим.

Шарм и флер обаяния, которое дарит первое впечатление от «the capital of Great Britain», стал осыпаться и обличать обратную сторону вещей.

С тех пор мы стали «более хуже жить», как сказала бы Света из Глостершира. 

Готовы заглянуть за нарядный фасад Лондона? Готовы расстаться с иллюзиями и лондонскими «любимками»? Если не боитесь, то айда за мной.

ХИТРОУвыезженные

Британские авиалинии своим логотипом и репутацией обещают комфорт и надежность. Но обещать – это вещать, а не воплощать.

Будьте готовы, что сервис на борту национального британского авиаперевозчика вас удивит. Удивит, но неприятно. В стране победивших профсоюзов вас будут обслуживать так, будто делают вам одолжение. 

Не поражайтесь, когда вместо подтянутых и улыбчивых бортпроводников вам будут разносить еду люди предпенсионного возраста. Разносить с чувством подлинного превосходства, оставляя вас с чувством неловкости.

Если же вы на ломаном английском или с акцентом попросите что-либо у бортпроводника, то всем своим видом он выставит вам двойку в дневник.

«Извините, я не понимаю вас. Не могли бы вы повторить?», – скажет он или она, с таким видом, будто вы позаимствовали у них их язык, а вернули с царапинами. 

Так что, сидите, принимайте все как есть и помалкивайте, мысленно благодаря, что вы воспользовались именно британскими авиалиниями.

Их есть за что благодарить – за первоклассных, лучших в мире пилотов.

Они профи, за мастерство которых, можно вытерпеть и дурное обслуживание (даже на лоукостере EasyJet с вами будут обходительнее и милее), и то как здесь до мышей хм… долетались, и потери багажа, и высокомерие на всем протяжении полета (видимо, высота полета сказывается…).

Эй, кебмен!

Как прекрасен Лондон из окна черного воронка, тьфу, кэба. Символ страны с раскрученной репутацией и накрученной тарифной сеткой.

Это удовольствие стоит в разы дороже Uber, и за собственные кровные вы сумеете не только приобщиться к истории, но и испить очередную порцию высокомерия и надменности.

Поездка, которая стоит на Uber 10 фунтов, на кэбе обойдется вам минимум в 18. Тарифы зависят от времени суток, будней, праздников, расстояний, времени в пути. Оплата строго по счетчику, но настроен он хитро, против вас.

И только попробуйте не оставить чаевых, с вами даже не попрощаются и что-то прошепчут вслед. Уверен, не слова благодарности. Как тут не вспомнить времена грузинской таксомафии, когда иностранцев возили от Домодедова до дома за 6000 рублей. 

Вы для кэбмена – нувориш, дорвавшийся до столицы мира, а он для вас – избранный член клуба, человек сдавший экзамен повышенной сложности и удостоившийся эксклюзивной лицензии. Поэтому сидите сзади и не рыпайтесь.

Кэбмены обязаны знать все адреса первой и второй зон города наизусть. Они не ездят по навигатору, но могут проехаться по вашим нервам. Только лорды и аристократы старой закалки предпочитают черные кэбы, большинство же англичан их ненавидит. За расизм и дороговизну. 

Сколько раз я видел как в случае дорожного инцидента между кэбом и такси, оба водителя покрывали друг друга шардовским (The Shard – самый высокий небоскреб Лондона) матом, а проходящая мимо публика, останавливалась и автоматически занимала сторону таксиста.

Долгое время кэбменами по негласному правилу были коренные британцы (часто бритоголовые во всех смыслах слова) и истинные патриоты империи. Расизм, сексизм и гомофобия тут расцвели пышным цветом. 

Инновации коснулись этой индустрии лишь в технологическом плане – теперь, наконец, можно оплачивать услуги картой или проехаться на электрокэбе.

Ах да, в целях безопасности клиент кэба может отправить смс с номером авто на специальный телефон и проверить, действительно ли у водителя есть лицензия.

Бывают кэбы-фейки (феи тут ни при чем), и водители-преступники – статистика на этот счет не самая радужная.

Про инклюзивность здесь и не слышали, хотя в рамках компании по как-бы- кэб-обновлению в штате появилось некоторое число «некоренных» водителей: черных и румын. Но, в целом, и кэбы стары, и предрассудки в их рядах. 

Качество падает, цена растет, а я напеваю про себя: «Черный кэбмен, что ты вьёшься над моею головой? Ты добычи не дождёшься, чёрный кэбмен, я не твой!»

Ямщик, не гони! 

Стоячие почтовые ящики Лондона прекрасно иллюстрируют стоячий темп работы местной почты. Она хотя и названа королевской, но ничего величественного в ней нет.

Вы жаловались на Почту России? Не делайте так больше. Британская королевская доставляет со скоростью чинной неспешной камердинерской походки.

Вот и недавно в газетах промелькнула традиционная новость о том, что какую-то посылку доставили адресату спустя 13 лет после отправления. Зато в целости и сохранности.

Усталые работники почты с трудом нажимают на клавиши компьютеров, идя в ногу с временем, но опираясь на костыли. 

Почта Британии, говорят, начала продавать криптовалюту, но попробуйте спросить об этом у кого-то из сотрудников. Не все из них, поймут, о чем идет речь.

Красивые красные ящики хороши, но в них виден оттенок стыда за некогда поистине образцовую почту мира.

Сотрудники при этом не краснеют, их эго так же велико, как у бортпроводников британских авиалиний. И тут и там, клиенты оказываются в пролете.

Позвони мне, позвони!

Такая красная и такая телефонная. Только не вздумайте искать в традиционной телефонной лондонской будке таксофон.

Всем известно, что это обычный уличный писсуар. Ну или бюро поиска развлечений на ночь – стены будки, как правило, обклеены непристойными картинками и телефонами проституток.

Однако в респектабельных районах города, будкам находят и более достойное применение – например, в Ричмонд и Барнс, где живет моя семья, телефонную будку превратили в объект экстренной медицинской помощи с дефибриллятором.

А еще будку можно усыновить и после этого превратить ее во что душе угодно (с собственными отпрысками так поступать не рекомендуется, а с будкой – да что ж с ней сделается?! Чугунная она, все стерпит).

Кто-то открывает в ней мини-библиотеки, кто-то использует для перформансов, а кто-то пытается вписать в интерьер своего офиса, как мой друг и иллюстратор моего книжного дебюта – Тема Лебедев.

И все же, заходя в телефонный автомат в Лондоне ради очередного фото, будьте осторожны, смотрите под ноги.  Ибо кто-то в будке дела обделывает, а кто-то просто обделывается... Всяко бывает.

Совсем сбондили!

Подытожу вырождение британских символов финальной для Дэниела Крейга серией бондианы. И по сборам, и по отзывам – это фиаско.

Все мы смотрим кинокомиксы об агенте 007 по инерции, по привычке, из уважения к раскрученному, пережившему десятилетия бренду. Бонд – бренд. Но с каждым годом он выходит из тренда…

Усталость, предсказуемость, привкус разочарования в сочетании с чувством выполненного долга – таково послевкусие бондианы. 

То ли дело старые серии. А старые кэбы? Старые стандарты качества и сервиса?

Нет, я не ретроград, и не Меркурий, но перемены, которые я наблюдаю стране стабильности, перемены, которые затронули самое дорогое и сокровенное для англичан, меня искренне огорчают.

Бренды-символы, растерявшие свой класс, величие, репутацию и восхищение – мне жаль вас, я тоскую, я помню ваши лучшие годы, я любил вас.

Вы были историей и современностью, гордостью и примером, красой и славой. Вы потускнели и осыпались, былые победы вам сегодняшним недоступны. 

И все же, все же, все же прав старина Джеймс, «Не время умирать». Всех касается!

Бек Нарзи

Telegram-канал

Instagram