Все записи
16:13  /  16.04.20

276просмотров

К вопросу об образовании юных предпринимателей

+T -
Поделиться:

 

Президент России Владимир Путин поручил до 1 сентября представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей.

"Минпросвещения России представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей и включению соответствующих курсов в основные общеобразовательные программы в рамках внеурочной деятельности", - сказано в перечне.

В этой острой ситуации многие полагают, что тема предпринимательства и инноваций канет в Лету. По крайней мере, на какое-то время. Вопросы неоплаченных задолженностей затмят даже мысли о финансировании инновационного предпринимательства.

В самолете, при необходимости использования маски, говорят о том, что вначале вы надеваете маску на себя, потом на ребенка. Это важный принцип функционирования экономики. Первым делом, поддержать тех, кто может обеспечивать ее жизнеспособность. Россия идет своим оригинальным путем и в этом вопросе.

На общем фоне неурядиц данное поручение президента звучит как-то свежо. И правда, почему бы 1 сентября не начать готовить юных предпринимателей, чтобы спасти экономику? Подоспеет армия боеспособных первоклашек. И... все наладится.

Если серьезно, в России по различным причинам не сформировалась система образовательных программ по подготовке специалистов, обладающих предпринимательскими компетенциями. Этому есть много объяснений. Но наиболее важным из них является то, что на сегодняшний день не только в отечественной науке, но и в зарубежной не существует зрелой теории предпринимательства. Однозначно, что ни одна из научных школ не может похвастаться методологически выверенными программами. Ни MIT, ни Гарвард, ни Оксфорд.

Предпринимательство как дисциплина до сих традиционно рассматривается в рамках экономической науки вне методологии трансдисциплинарности. Анализ реальных проблем предпринимательства как в аспекте значения этого явления для экономики, так и методологии трансдисциплинарного исследования, необходимость в котором возникает, как правило, при рассмотрении сложных феноменов на границе компетенций естественно-научного и социогуманитарного знания, обладает "известным эвристическим" потенциалом и позволяет эффективно продвинуться в их интеграции и рассмотреть новые подходы к функционированию такого сложного явления как предпринимательство.

Идеи и понятия, принятые в PNS (постнеклассическая наука), свидетельствуют о появлении новой стратегии решения проблем, в которой роль науки ценится за ее способность работать со сложными системами и учитывать человеческие обязательства и ценности в условиях деятельности с естественными системами, которые отличаются неопределенностью своего поведения. Нормальная наука в рекомендациях по управлению социальными и биофизическими системами недооценивает их сложность, и потому в нашем кажущемся интеллектуальном триумфе скрыты подчас утопические надежды на их полную подконтрольность.

Теории предпринимательства предназначено развиваться как трансдисциплинарному направлению в науке на пересечении предметов экономической теории, менеджмента, нейробиологии и психологии. На сегодняшний день не существует однозначного ответа, что составляет предпринимательский талант. Количество данных растет лавинообразно, стираются границы между дисциплинами. Еще "вчера" о предпринимательстве говорили в рамках экономики, а сегодня - это междисциплинарное направление, которое развивается в том числе на стыке "когнитивных наук", причисляя туда же лингвистику и проблемы искусственного интеллекта.

Большинство видов деятельности, осуществляемых предпринимателем, возможно лишь благодаря реализации высокосложных когнитивных задач, обеспечиваемых работой мозга. Следовательно, для того чтобы понять, кто такой предприниматель, нужно многое узнать о том, как устроено сознание человека, и как работает мозг. При этом мы уверены, что существуют определенные особенности мыслительных процессов, характерные для предпринимательско-новаторского типа личности. В то время как исследователи в области предпринимательства лишь начинают применять методы нейронаук в своей дисциплине, пристальное внимание к мозгу и его функционированию имеет долгую исследовательскую традицию и фокусируется главным образом на том, как деятельность, являющаяся, по сути, мыслительным процессом, влияет на основополагающие мотивы, нарративы, устремления, действия, воображение, процесс познания, знание, интуицию и даже образ мысли. При этом делается попытка объяснить взаимосвязь между мыслительными операциями и конкретным действием или отсутствием такого в контексте предпринимательской деятельности.

Таким образом, не имея средств, которые бы позволили наблюдать и вникнуть в суть мыслительных процессов, ученые в основном сосредоточились на второстепенных, косвенных задачах. Как следствие, внимание обычно сфокусировано на исследовании того, что из себя представляет предприниматель, каковы его отличительные черты и особенности поведения, вместо того, чтобы выяснить, что и как он думает, и, самое главное, почему он мыслит именно так. Мы надеемся, что данные ограничения могут быть сняты благодаря новым технологиям, а также при использовании старых средств по-новому (в качестве дополнительных способов, а возможно, вскоре и главных инструментов) для изучения рассматриваемого феномена предпринимательства. Достижения нейронаук и технологические принципы, на которых они базируются, связывают воедино амбициозные цели теоретиков и предполагаемые методологические и практические результаты. Технические средства и инструменты нейронаук обеспечивают лучшее понимание топологии и функционирования мозга и дают изначальное объяснение того, как он работает при различных процессах, относящихся к интересам предпринимательства (таких как формирование и восприятие идей, их реализация, выявление возможностей и пр.).

Для теории предпринимательства важным является и то обстоятельство, что «очередная встреча дисциплинарного научного знания с философией, а философии - с научным знанием происходит актуально здесь и сейчас на границах с жизненным миром, определяя специфику того явления, которое мы и называем трансдисциплинарностью». Потребность в развитии предпринимательских настроений обуславливает многообразие дисциплин и внедисциплинарных ответов. В обществе возник импульс, провоцирующий стремление к осознанию, к выдвижению за рамки обыденного, устоявшегося мнения, который содержит в себе «императивное» к научному, философскому и иному дисциплинарному осмыслению, т.е. выходит за пределы обывательского представления в поисках теоретически обоснованной концепции понимания феномена предпринимательства.

Стоит всегда принимать во внимание, что в становлении и развитии теории предпринимательства следует использовать принципы менеджмента для изучения мозга и достижения нейрофизиологии для построения моделей подготовки соответствующих кадров управленческого состава. Таким образом, когнитивные техники нейронаук уже могут активно применяться в решении управленческих задач, в том числе в исследованиях, направленных на повышение эффективности бизнес-процессов. Осознанная позиция исследователя на интеграцию в единое представление о причинности, аргументации, значении и закономерности, относящихся к самым различным областям науки и практики, позволит наиболее полно представить феномен предпринимательства как новое понятие в концепции управления сложными системами.

Атрибуция предпринимательства осуществляется также посредством противопоставления иным психотипам. И в этом ключе результаты психологических и нейропсихофизиологических исследований могут уже на данном этапе использоваться с целью проектирования эффективных управленческих групп в инновационно-коммерческой деятельности, что представляет перспективы для крупного бизнеса. Корпорации испытывают острый дефицит в креативном подходе к разработке и реализации конкурентоспособных коммерческих идей, затрачивая огромные ресурсы для решения этой нелинейной задачи.

Это, если кратко. Я занимаюсь данной темой более 15 лет. Вопросов возникает больше, чем ответов. Президент, несомненно, прав, что все начинается с раннего детства. И нужно развивать креативные навыки достижения цели на ранней стадии развития. Но какие программы возможно подготовить к 1 сентября, остается вопросам. Впрочем, это всего лишь еще один вопрос к... становлению теории предпринимательства.