Все записи
12:12  /  4.06.20

340просмотров

Красота как критерий предпринимательской истины

+T -
Поделиться:

На общем фоне негативного информационного поля особенно остро ощущается потребность в принципиально ином впечатлении от жизни, ином взгляде на происходящее.

В основном все темы, связанные с предпринимательством, посвящены провалам, провалам и… немного успехам тех, кому посчастливилось заниматься защитными масками, доставкой или, на худой конец, контейнерами. Но предпринимательство — это не об этом. Предпринимательство, это прежде всего о человеке. Лучше понять феномен предпринимательства позволяют инструменты экономической психологии, выделяя предпринимателя как редкий психотип личности с ярко выраженными качествами творца. Этому психотипу свойственно стремление к созданию уникальных красивых вещей в сочетании с сильной материальной мотивацией. Задачи первого типа — творческие — являются столь же, а скорее и более важными, для предпринимателя, как и материальные мотивы.

Лучшие предпринимательские проекты могут оцениваться как произведения искусства, внесшие вклад в развитие человеческой культуры. Критерии оценки могут быть схожи.  Что связывает предпринимателя, Рубенса и Левитана?

Есть две фазы творческой реализации: фаза вдохновения и фаза разработки. Вторая фаза связана с реализацией идеи, т.е. тяжелым трудом. Возможно ли сосредоточить внимание новатора на импровизации, на адаптации идеи? Возможно ли отделить креативность от упорной работы, дисциплины, терпения и других компетенций, которые прямо не связаны с креативностью? Подобным образом поступали упомянутые живописцы. Они начинали реализацию замысла, а их ученики завершали работу под контролем мастера. Имеет ли место применение подобной методы в отношении предпринимательского творчества? Пока нет убедительных свидетельств о возможности / невозможности указанного подхода. Этот вопрос требует научных исследований.

Красота — это не случайный побочный эффект предпринимательской деятельности, как принято считать, а ее неотъемлемое свойство. Красота проекта — надежный критерий отнесения его инициатора к редкому типу людей — предпринимателям.

Но как определить этот критерий, который позволяет делить все на красивое и безобразное? Это самая сложная составляющая данной темы. Это соль проблемы. На этот вопрос нет однозначного ответа. Я говорю о необходимости развития эстетических мерил. Красота должна являться одним из критериев истины предпринимательской идеи. В том смысле, что это один из вернейших ориентиров успешности коммерческой реализации идеи. Предпринимательство в "шумпетарианском" значении имеет ту же природу, что и любая творческая деятельность. Поэтому факторы, способствующие ее развитию, могут быть "заимствованы" у иной творческой деятельности. Например, таким фактором является свобода. Но вопрос свободы – это, прежде всего, политический вопрос. Он не рассматривается в данной статье. Развитие эстетического восприятия экономической действительности - вот фактор, который влечет. Как его определить? Любые каноны, формально установленные критерии, недопустимы. Они препятствовали бы развитию креативности. В истории встречаются подобные ужасающие примеры. Например, хрущевский разгром авангардистов.

В прошлом также имеются многочисленные попытки выявления сущности красоты. Еще Пифагор, увлекаясь магией числовых закономерностей, твердил о божественной эстетике математики. Аристотель, Гегель, Эйнштейн, Лосев, Джон Рескин, Полани, Адамар, Пуанкаре, Апполон Григориев, Кант, Маслоу — вот скромный список людей, которые занимались исследованием этой темы.

Установить критерии значило бы убить саму идею красоты. Ее эволюцию. Моя догадка состоит в том, что предпринимательство гораздо ближе к красоте, чем мы привыкли думать. Не бухгалтерский учет, менеджмент и финансовый анализ способны развивать предпринимательское чувство, а развитый "эстетический предпринимательский интеллект". Вот то, что необходимо для формирования Homo Entrepreneur. Но где вы слышали о подобных образовательных программах? Я теперь глубоко убеждена в результате многолетнего изучения этой темы, что эстетическое чувство, как ничто иное, способствует развитию успешной предпринимательской идеи, и формироваться оно может посредством изучения красоты применительно к экономической деятельности. Задача состоит в том, чтобы разработать принципиально новую методологию отбора и обучения соответствующих специалистов.

В целом, мы должны исходить из того, что это не  эмпирическое знание, столь привычное для позитивистской науки. Это так называемое "неявное знание", раскрыть содержание которого является трудностью семантического характера и обусловлено гносеологической природой этого типа знания как скрытого, имплицитного, подразумеваемого. В нем всегда есть "риск семантической неопределенности", поскольку нет величин, чтобы логически его обосновать. Однако, несмотря на личностное восприятие прекрасного, нет более вечной темы, привлекающей внимание человека.

Почему бы сегодня не уделить внимание этому аспекту предпринимательской деятельности? Давайте представим, что стакан в равной степени на половину полон.  Возможно, такой взгляд на привычный вопрос даст новый импульс для рождения новых, истинно предпринимательских решений.