Все записи
14:12  /  18.06.20

369просмотров

О связи денег и предпринимательства

+T -
Поделиться:

Курица или яйцо предпринимательства: красота или деньги?

Предпринимательская деятельность отличается от всех иных видов бизнес-деятельности креативным характером. Несомненно, она в большей степени связана с финансовыми категориями, чем другие виды творчества. Но и эта очевидная мысль может быть поставлена под сомнение.

На этапе разработки идеи вопрос ее финансирования является вторичным. Вначале - идея, потом - ее финансовое обоснование. Это одна из наиболее интересных тем для дискуссии в сфере финансового менеджмента. Новаторская идея обладает свойством исключительности. Слишком высокая степень неопределенности лишает ее фундамента рациональной оценки, разработанного в рамках финансового управления. Все базируется на вере. Вере в общественную потребность продукта идеи. Ее потенциальную востребованность. Традиционный финансовый анализ критически необходимо дополнить оценками креативности новаторских проектов. Ни Джобс, ни Маск не руководствовались финансовыми критериями эффективности своей деятельности. Это не их координаты. У Маска прибыль превратилась в недосягаемую мечту. Убытки Teslа наращиваются от периода к периоду. Структура пассивов компании не вызывает ничего, кроме ужаса у сведущего финансиста или инвестора. Джобс также запомнился невниманием к финансовой составляющей своих детищ. Он был поработим идеей красоты. И, как "гений предпринимательской красоты", вошел во всемирную экономическую историю.

Красота реализации идеи – вот путеводная звезда великих новаторов. Остальное – слава, масштаб и финансовые возможности – явилось следствием реализации безупречных эстетических идей.

Эстетика – это философское понимание красоты.  В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда и пр. Пока еще совсем немного разговоров об эстетике предпринимательства, но я глубоко убеждена, что это вопрос времени.

 Главные категории эстетики, ее координаты – прекрасное / безобразное. В искусстве есть отдельное направление – эстетика безобразного. Некоторые видят и в уродливом притягательную магию.

Предпринимательство, как особый вид творческой деятельности, также существует в координатах красивое / безобразное. И то и другое находит массу почитателей.

Жизнь изобилует подобными примерами. "Макдоналдс", как негативный пример глобализации, может выступить одним из ярких поборников эстетики. Красота так важна, что в компании разработали стандарты (неброской) внешности сотрудников, чтобы не отвлекать покупателей от процесса покупки, а "дизайну" гамбургера уделяется столько внимания, что подобной щепетильности и тщательности вряд ли смогли бы достичь мастера Возрождения. Именно "Макдоналдс", являясь пионером эстетического продуктового маркетинга, предопределил ход развития мировой истории фастфуда. Миллионы жизней, которые уносит подобного рода еда во главе с буквой "М", не могут остановить страждущих отведать яркого соцветия бутербродов, напичканных химическими добавками.

"ИКЕА" - пример космополитического проекта. Она победоносно вошла в квартиры землян, предложив эстетически проработанное решение ранее имеющихся продуктов.

Понятно, что описанные новации были не единственными в  арсенале "ИКЕА" и "Макдоналдс". Однако именно красота реализации позволила этим компаниям занять доминирующее положение в массовом сознании.

Какова практическая значимость вывода о красоте для самих предпринимателей?

Бетти Массел Ланди, писатель, исследовавший историю создания контурной бутылки "Coca-Cola", пишет: "Великолепная бутылка Эрла Дина стала одним из первых звеньев в той цепи блестящих инноваций, которые превратили "Coca-Cola" в гиганта отрасли". Первостепенное внимание к эстетическому виду продукта поспособствовало "дружбе" напитка с гамбургерами из "Макдоналдс". С тех пор эта смертельная парочка продолжает свое победоносное шествие по планете, угрожая жизни людей и оставляя горы мусора, в обмен на… на красоту исполнения.

Если серьезно, то конечно, красота как критерий не только научной, но и инженерной мысли, проявляет себя наиболее ярко в строительстве сложных объектов, например, в мостостроении, в строении ветряных мельниц, как альтернативных источников энергии. Это более значимые вещи. Именно о таком чувстве красоты писали титаны научной мысли.

Известный французский математик Анри Пуанкаре говорил, что без достаточного чувства красоты никто никогда не станет крупным творцом в математике. Нам остается лишь продолжить. Не только в математике. Предпринимательские подвиги не представляются возможными вне идеи красоты. Я убеждена, что идея развитого эстетического "предпринимательского интеллекта" должна пройти окно Овертона для того, чтобы наука могла создать крышу и стены нового здания теории предпринимательства.

Комментировать Всего 1 комментарий
идея развитого эстетического «предпринимательского интеллекта» должна пройти окно Овертона

Давно уже прошла и внедрилась в жизнь. Есть множество методик UX, маркетологи узучают наше поведение и вкусы. Успешная методика design thinking, которая была разработана в Станфордском Университете. Ей активно пользуется тот же Аппл для разработки своих продуктов.

Эта методика, кстати, универсальна и может быть полезна при решении любых задач. В том, числе личных и социальных проблем. 

В-общем идея того, что красота продаётся лучше, чем некрасота не нова.

Сейчас успешны те, кто создаёт новые стандарты красоты и может из них выкачать максимум возможностей. Яркий пример - ягодицы Ким Кардашьян)))