Все записи
МОЙ ВЫБОР 09:55  /  6.08.20

667просмотров

Технокатастрофы и педагогика

+T -
Поделиться:

Когда я работала заместителем декана в одном из провинциальных университетов, мы с деканом и зав. кафедрой как-то обсуждали, кого из студентов (студенток) взять на подработку в деканат и на кафедру документоведами. 

Факультет психологии и социальной работы. Кафедра социальной работы. Мы очень любили "своих", с удовольствием дали бы кому-то из них немножко заработать, да и знали их лучше. Но делая выбор между нашими и выпускницами биофака, предпочли биологинь. Не ошиблись.

Потому что вузовское образование поверх добротного школьного (а на биофаке не получишь диплом бакалавра без школьной базы) отливает человека как оловянного солдатика в формочку, прошу прощения за вульгаризацию.

Будущего биолога погружают в жизнь, учат быть внимательным, точным и уметь просчитываты последствия своих действий. На лабораторных работах, на полевых практиках и на остальных занятиях тоже.

Это я всё к чему? Какие-то качества предсказуемо формируются. И есть тот необходимый минимум, который должен быть у всех взрослых, если нам хотелось бы жить в безопасном мире, без бейрутских хиросим (господи, до сих пор трясёт от ужаса, мозги отключаются об этом думать, людей невыносимо жалко), без норникелевских преступлений перед природой Севера и прочих нелепостей.

Это же не цунами 2004 года декабрьское, когда зашевелились тектонические плиты под океаном. Это человеческая жадность, легкомыслие, раздолбайство!

Ребенка учат читать, и он уже не забывает, как это делается (хотя бы!). Учат плавать, ездить на велосипеде, этот навык сохраняется. Навыки правильного безопасного поведения тоже могут быть впаяны намертво, в подкорку. Чего нельзя не делать и что необходимо делать, проверять самым непреложным образом.

Мир пытается нащупать эти новые навыки в связи с пандемией ковида и другими эпидугрозами типа монгольской чумы из-за поедания сырых сусликов. Четко понять необходимые и достаточные формы контроля и самоконтроля. Рано или поздно, для разумного большинства это будет на автомате.

То же относительно техногенных угроз. Контроль, санкции, комплекс навыков, срабатывающий на подсознательном уровне.

Если человечество хочет выжить, ему нужна эффективная педагогика начиная с привития навыков гигиены безопасности, экологичного поведения и умения просчитывать долгосрочные последствия своих поступков.

Кто там сэкономил, получил на карман или поленился? Им сейчас жить с грузом на совести, даже если у кого-то ее и нет вовсе. Имена обнародуют, люди запомнят.

Пол-Бейрута в руинах на ровном месте... Немыслимо:(((

 

Обратная связь: sgsnob@bk.ru

 

 

Комментировать Всего 30 комментариев

Виновных, конечно, назначат.

А про образование - да, это основа. И должно быть восстановлено уважение к учителю.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Виновных, конечно, назначат»

А не хочешь попасть в "виновные" - извлекай уроки из чужих ошибок.

Очень, кстати, полезный тренинг. На всю жизнь.

Эдуард, интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу текущей дискуссии:))

«...должно быть восстановлено уважение к учителю»

Вячеслав, как? Хотелось бы знать Ваше мнение:))

Светлана, для начала ему надо хорошо платить. Но этого мало - иначе в учителя полезут всякие проходимцы.

Ну была же идея у Стругацких в "Отягощенных злом" - про лицеи, в которых готовят лучших учителей из наиболее способных ребятишек.\

Хотя главного - запроса общества (объективного!) на мыслящих и широко образованных людей (при этом и профессионалов, а не всезнаек) - искусственно не взрастишь. В этом и печаль.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Полезут всякие проходимцы»

Что касается оплаты - не надо ее поднимать сразу всем.

Должны быть три территории. 

1. Школа для всех, где платят мало и НЕ ПОДГОНЯЮТ ЗАРПЛАТЫ ПОД ТРЕБОВАНИЯ МАЙСКИХ УКАЗОВ!  Там работают энтузиасты или безальтернативные, кому больше пока некуда. У них у всех должен быть  шанс добирать деньгами в другом месте или жить скромно, не выгорая и не надсаживаясь.

Сама бы пошла на четверть ставки за гроши и возможность быть рядом с подростками. Сейчас не возьмут: майские указы не терпят малооплачиваемых, плюс (другая тема) педагоги хватаются за часы в одном месте, так легче.

Я уже два года препдаю в техникуме (внештатно), в который принимают без конкурса. Да, общаться с молодыми - это хороший опыт. Беда, однако, выпускники школы не знают, что такое экспонента, не могут сформулировать закон Ома.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Беда - не знают, что такое экспонента, не могут сформулировать закон Ома

Вот именно что беда ! Один мой молодой знакомый, бывший преподаватель физики в школе и колледже, потом зав.кафедрой общих дисциплин в Чукотском филиале Северо-Восточного федерального университета, в офисе сидел напротив меня. Я тогда была руководителем научно-образовательного центра "Циркумполярная Чукотка".

Он был левый по политическим убеждениям - ну то есть просто идейный враг!:))), но мы написали с ним в соавторстве несколько педагогических статей.

И вот он всё носился с идеей как бы так выучить физике всех школьников Чукотки, чтобы им потом не проблема была получать в колледже и вузе специальности "Электроэнергетика и электротехника", "Теплоэнергетика и теплотехника" (супер-суперважные для Арктики). Много чего придумал, работал над электронным пособием для школ и ССУЗов.

Не он один, я ещё таких знаю. Выпускник Бауманки, дорабатывающий пенсионерские годы методистом в Институте развития образования, он даже ведёт в виртуале перманентную дискуссию на эту тему (физика в школе).

С «экспонентой», вообще с математикой проще.

Математика хорошо раскручивается в проекте "Учитель для России".

Пока медленно, но есть надежда, что в какой-то момент выстрелит и пойдёт тот самый "экспоненциальный" рост:))

Светлана, есть проблема.

Увы, работать с детьми часто норовят люди с болезненным интересом к этим самым детям, точно также, как в полицию часто идут люди, жаждущие творить... нет, не добро, а безнаказанное насилие, в президенты - люди, обладающие болезненно гипертрофированным эго, а в менеджеры по работе с клиентами - люди, жажДущие самоутверждения за чужой счёт. Мы сейчас едем из зеркальной мастерской, получив совершенно сюрреалистический опыт, о котором вскоре напИшу, вне всякой очереди. 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

работать с детьми часто норовят люди с болезненным интересом к этим самым детям

Сергей, проблема сильно преувеличена. Примерно так же, как опасность погибнуть в авиакатастрофе.

Риск, безусловно, есть. С ростом повальной, всё усиливающейся невротизации, он растёт.

Несколько смягчается за счёт более пристального внимания родителей ко всему, что происходит с детьми.

Если речь о прямо-таки патологии, то психопаты выбирают детей из семей неблагополучных (необязательно бедных).

Но это было всегда. Угроза детям не только от педагогов, но и от соседей, родственников, друзей дома, старших однокашников и просто случайных людей. Тот же психопат-педагог предпочтёт искать жертву за пределами школы, чтобы не подставиться. (См. продолжение)

Другая проблема - власть.

Просто власть педагога над детьми, в самых разных формах.

Некоторые педагоги детей изощренно унижают, другие в себя влюбляют (не гендерно, а впрочем, по-разному), третьи создают почти сектантские отношения...

Спасение в том, чтобы быть в курсе. Родственникам, общественности, педколлективам. Школьным психологам, соцпедагогам, администрации.

Иногда достаточно педагогу помочь, обратить его внимание на его собственные особенности, рекомендовать обратиться к профессионалу. У молодых, по идее, могут быть наставники.

То есть проблема известна давно, решения понятны, угрозы предотвратимы.

Вторая территория - негосударственные школы

Их должно быть много, в шаговой доступности.

В эти школы "деньги должны следовать за ребёнком". По нормативам не просто региона, а населенного пункта, микрорайона. Средний ученик на Чукотке обходится бюджету вдесятеро дороже, чем условный среднероссийский при доступности того же объема благ.

Кроме этих обязательных бюджетных денег, может быть добавлено сколько угодно средств из других источников. Спонсорских. Грантовых. Родительская складчина.

Никаких профилактических проверок. Только по заявлениям, по факту нарушений, с соблюдением презумпции невиновности и деликатностями, касающимися детей (да, вот такая фантазия:)))

Третий важный момент

ЕГЭ, ОГЭ и мониторинги не должны иметь никакого отношения к школам. Ни к государственным, ни к альтернативным.

Это отдельные, независимые федеральные центры с филиалами. Нечто среднее между советскими учебно-производственными комплексами и детскими поликлиниками.

Туда родители должны приводить детей сами (подростки - без родителей) и иметь возможность объективного контроля, обратной связи. Расходы государства те же.

Лучшие учителя из наиболее способных ребятишек

В нашей семье преподают трое самых вменяемых старших, кандидаты наук.

Внуков я уговариваю наряду с любым (любимым) образованием иметь педагогическое, потому что каждый умеющий что-то делать хорошо рано или поздно будет учить этому других. При наличии педагогического диплома есть шанс, что за каждый час плата будет выше, чем у без-педагогически-дипломированных преподавателей:)))

Университетское фундаментальное образование предусматривает минимум педагогических знаний, а иногда педпрактику.

Так что да, это важный тренд, идея будет востребована в Прекрасном Мире Будущего:))

"Хотя главного - запроса общества (объективного!) на мыслящих и широко образованных людей (при этом и профессионалов, а не всезнаек) - искусственно не взрастишь. В этом и печаль."

Что значит "искусственно"? В чем уж такая препона? Если их не портить массовой школой с тупыми шкрабами - взрастятся! Как грибы полезут! Уже наблюдали такое в Педагогике Сотрудничества:))  Это одна из самых захватывающих страниц биографии - моей и страны:))) 1983-2014.

/Что значит "искусственно"?/

Это значит, что естественного запроса нет.

Вот представьте, вырастили Вы или там Гениальные Учителя в школе прекрасного выпускника. Он потом закончил такой же Прекрасный Институт и получил некую узкую Специальность.

Придя на рабочее место, он понял, что он overqualified. На рабочем месте надо выучить инструкции и работать по ним. Работать, как автомат, "железный" автомат там еще не работает, потому что рабсила дешевле, да и перенастраивать производство удобнее с живыми людьми. Как на конвейере, только хуже, потому что на конвейере ты осознаешь, что ты винтик, а здесь ты считаешься, например, каким нибудь "инженером второй категории", а по сути ты винтик.

И вот он приходит к Вам и говорит: поспособствуйте мне устройство на работу, соответствующую моему развитию. И я не хочу уже работать по узкой специальности, я хочу, чтобы большинство моих знаний  было бы полезно использовано.

И вот, положим, у Вас есть знакомый Директор, и Вы в обход всяких эйчаров привели своего протеже к Директору.

Предполагаемый диалог:

- что умеете, молодой человек?

- у меня есть хорошая база, и при минимальном обучении я могу освоить почти всё. Но вот что - я знаю, как всё в этом мире устроено, и мне хотелось бы работать так, чтобы мои знания "заполняли щели", которые неизбежно образуются между узкими специалистами. Не секрет ведь, что электрик знает устройство силовой сети, но может не знать даже, что ток может быть не только "переменный или постоянный", но и всякий другой. Не говоря уже о том, что строитель ничего не знает о производстве, для которого строит, а технолог не знает свойств стоительных конструкций, из которых построено здание, в котором у него работающее оборудование"

- Ээээ, молодой человек, у меня на каждый случай есть специалист. Если вдруг его нет, я найду нужного спеца и приглашу. Более того, у меня есть специалист, который знает, в каком случае какого специалиста приглашать. Если электрик не знает, что бывает "другой" ток, мне найдут того, который это знает. А строителю вообще не нужно знать специфику производства - ему дадут исходные данные, которые должны быть полными, и эти исходные данные тоже готовят специалисты - они просто опрашивают технологов по шаблону, который подготовили еще одни специалисты. Точно так же и технологу не нужно знать свойств строительных конструкций - если технолог вдруг захочет поставить у себя что-то новое - он закажет проект, а там будет специалист... ну, Вы поняли...

- Хорошо. Но как Вы планируете будущее своей фирмы? Ведь без обширных знаний о мире невозможно развиваться. Иначе вы будете планировать в 2008 году совершенствование и выпуск CD-дисков на 20 лет вперед, а через несколько лет их уже не будет. Как и дисководов, кстати. И для этого нужны молодые люди, люди пожилые могут просто не видеть перспектив в силу свойственной возрасту консервативности

- Это хороший вопрос, молодой человек. Но видишь ли, я директор фирмы, которая принадлежит другой фирме, а та, другая фирма когда-то была самостоятельной, но теперь входит в международный холдинг. Ты знаешь, я даже не в курсе, какие фамилии у людей, которые руководят этим холдингом. Ну то есть CEO-то я знаю, но они меняются каждые год-два. И для них кто-то разрабатывает стратегии, но кто эти люди - я не знаю. По крайней мере, меня не то что к решению - к обсуждению этих вопросов не допускают. И какую тогда разработку стратегии я могу предложить тебе?

- Тогда, может быть, мне развивать свой стартап?

- Это хорошая идея, но пойми, в 99% случаях ты просто прогоришь, а в остальных 1% тебя купят на корню вместе с твоим стартапом, и дальше решения будешь принимать уже не ты. И это в лучшем из вариантов. Да и не нужны широкие знания для стартапа. Нужна как раз узкая специализация, немного авантюризма и очень много везения.

...а по специальности - приходи к нам, собеседование ты пройдешь, если не будешь сильно умничать, а способности твои пригодятся на корпоративных праздниках - будешь петь, играть на инструментах, показывать акробатические трюки, а потом за рюмкой коньяка развлекать нашего CEO беседами о философии

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Приводите Вы его к Директору...»

Вячеслав, ну зачем же я поведу его именно к этому директору? Что, у меня других директоров знакомых нет? Которые бы его с руками взяли и предоставили ему требуемое?

У меня бы с таким специалистом другая проблема возникла. Знания-то его все бы в дело пошли. А характер? Умение взаимодействовать в команде? Не на себя одеяло тянуть, а ради общего дела?

У нас были такие мальчики. И девочки. Когда в одной команде таких несколько, да разных поколений, старшие мобилизуют все свои ресурсы, и дело развивается, а молодые берут направление внутри общего проекта - и ведут себя так, будто вся вселенная проекта должна вращаться вокруг этого направления.

Например, у меня было стратегическое общее вИдение и свой участок, узкий, но с ключевой значимостью. И мне надо было набраться терпения на полтора десятка лет, содействовать развитию других направлений внутри проекта по максимуму, и не жалеть потом, когда слонов по итогам раздавали и чужое направление внутри  проекта лидировало в немалой степени за счёт моих усилий:))

Светлана, понимаете, я сам таким мальчиком был, который считал, что вокруг него должна вращаться Вселенная (хороший посыл для беседы с С. Мурашовым на тему что вокруг чего). Но это soft skills, они нарабатываются, я по себе же и знаю.

А вот где Вы таких директоров берете, мне неведомо :)

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Где Вы таких директоров берете

Сейчас это вообще не проблема.

Посмотрите на "послужной список" Тимура Валеева:)) Причём он сам на всех этих директоров выходил.

https://snob.ru/profile/29951/blog/169301/

А стОит только с одним-двумя такими директорами сойтись, они ценного кадра либо будут сами растить, либо из рук в руки другим таким "директорам" передавать. 

Я когда-то и в "девочках" таких походила, и в директорах. И в передающих:))

Светлана Горченко Комментарий удален автором

вот как раз в тему попалось https://irin-v.livejournal.com/2114193.html#comments

/Нет никакого постиндустриального мира, есть индустриальный мир где роль производительных сил заменяется роботами. Засада в том, что при прежних итерациях переходных скачков "первобытно общинный -> рабовладельческий -> феодальный -> капитализм" эти итерации сопровождались худо бедно ростом производительных сил и ростом их образовательного уровня. Этот этап или закончился, или вот-вот. Голубые воротнички - все, и все, что с ними связанно.Двигатель современного прогресса - техническая элита, которой от силы нужны отверточники и упаковщики, остальные - нет. Ситуация приближается вплотную к сельскому хозяйству, когда 7% в состоянии накормить остальных 93%Да, основной тезис верен - виртуал шагает по планете не потому, что навязали (продали/разрекламировали), а потому что востребован. И да, он востребован потому как дешев, так же будут востребованы клетушки вместо нормального жилья и так же будет падать образовательный уровень, т.к. вкладываться в образование нет смысла, пустая трата ресурсов, покуда Принстон и Массачусетский не пустуют (а они не пустуют). И т.д. и т.п.Все остальное - бла-бла. Умничанье. Онозначного удобоваримого выхода, пока не предлагает никто, нет еще этого гения, надеюсь что он сейчас где то в универе протирает штаны. Иначе всем мало не покажется, переварить гигантскую надстройку сервиса уже не в состоянии даже США, последние беспорядки это очень ярко показали. Можно создать сколь угодно много рабочих фейко-мест, но это никак не скажется на общей ситуации. С тем же успехом можно расбрасывать деньги с вертолета./

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Но это же не про Прекрасных Выпускников!

Это про остальных. Которым создают фейковые места. Или выплачивают ББУ (безусловный базовый доход).

Другая проблема. Но ладно, можно про неё.

Если организовать жизнь таким образом, что люди смогут не надсаживаться КАК ПРОИЗВОДИТЕЛИ, у них освободятся ресурсы, во-первых, для реального эффективного саморазвития до высоты собственного потолка, каким бы он ни был.

А во-вторых, у них хватит сил, времени и желания стать правильными ПОТРЕБИТЕЛЯМИ. Экологичными, экономичными.

Ну и третий сектор, гражданское общество, волонтёрство всякое.

Массовая педагогика должна готовить именно таких - не деструктивных, адекватных. Это не физику освоить в объеме и глубине, необходимых для квалифицированного инженера.

Светлана, по моим ощущениям, Прекрасных Выпускников уже сейчас больше "чем требуется". Однако это только ощущения

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Прекрасных Выпускников... больше, «чем требуется»

Вот уж категорически не согласна!

Почему-то вспомнился Михаил Веллер.

Я его помню с конца 70-х, студентом филфака ЛГУ, он был однокурсником моей самой близкой страршей подруги Натальи Березниковой (про еду для Евгении Горац - это она, по моей просьбе). На их курсе и Татьяна Толстая училась, ее недолюбливали, а Веллера наоборот... "Был бы Веллер как пропеллер:))) - из студенческого "Пасквильника":) Я даже была на их выпускном вечере (чуть-чуть), в кафе-корабле около Адмиралтейства, в 1972-м:))

Биография у него просто ошеломляющая. И блистательный литературный итог. Просто тем, кому много дано, выпадают серьезные испытания, они их успешно преодолевают (не все). Зачем-то это надо.

От Эдуарда Гурвича

журналистов надо готовить реагировать на катастрофы -это меня интересует.

Надо сообщать -да, надо давать достоверную информацию -да. Но как, сохраняя оперативность, избегать при этом сенсационность?

И как пресекать враньё?

Впрочем, общественное мнение всё корректирует, если оно есть в стране. .

Скажем, в Англии нигде нет информации, что взрыв в Бейруте - дело рук Израиля. А в арабской прессе, на которую ссылаются увы, некоторые из живущих тут арабов ( в частных разговорах, на службе, в магазинах, по телефону), такое муссируется.

А ведь это имеет отношение к... борьбе с технологическими катастрофами. Прямое

Журналисты и сенсационность, пропаганда и ложь

1. "Сохраняя оперативность, избегать сенсационности" - удел ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, адресованной людям с чувством собственного достоинства, которые научились или хотя бы учатся думать своими мозгами, не ведясь на чужие манипуляции.

Другая крайняя точка - желтая пресса, чем желтее, тем сенсационнее. Продукт, востребованный на этом краю потребительских предпочтений. До поры до времени, вроде, не так страшно, хотя и дурновкусно:(( 

Но...

Желтая пресса развращает.

2. Пропаганда - НЕ ЖУРНАЛИСТИКА.

Те, кто бейрутскую хиросиму пытается приписать Израилю, - НЕ ЖУРНАЛИСТЫ.

Это "дезинформационные войска". Ложь - такое же оружие, как бомбы террористов.

Как с этим справиться?

Для начала - понять, что это такое. Искать доказательства в достоверных источниках. 

Серьезные расследования требуют времени и работы со сложными документами.

Хороший пример - расследование кейса о сбитом Боинге MH17. Но сколько лет понадобилось для сбора доказательств!

Журналистские расследования делаются быстрее, но они держатся почти исключительно на РЕПУТАЦИИ. Журналистам, блогерам с репутацией доверяют.

Правда, тут тоже засада. Репутацию честных СМИ, журналистов, блогеров их противники будут подрывать осознанно, компрометировать, устраивать провокации. 

Так что все непросто. Правда - очень дорогой продукт. Но необходимый.

И да, это часть правильной педагогики. И один из столпов безопасности.

А с этой информацией что делать?

"...пустили  в страну палестинцев, которые не захотели смириться с существованием Израиля и сделали целью своего существования его уничтожение.

Это привело к кровавой гражданской войне и практически уничтожению самого Ливана.

"Склад фейерверков" в воюющей голодной стране с отсутствием нормального электроснабжения - это информация для кого? Эти "фейерверки" охраняла "Хезболла" - это все и объясняет и не надо искать черную кошку"

То есть сварка подорвала не склад фейерверков, а хранилище оружия и взрывчатки Хезболлы, что ли?

Если не фейерверки, а боеприпасы,

то совсем другая педагогика получается, гораздо более сложная.

Если человечество хочет уцелеть, оно должно перестать воевать и учиться договариваться.

Не давать расползаться горячим точкам в горячие кляксы, лужи, пруды, озёра и моря.

И для этого человечеству придётся перестать меряться силой. Фактически от мужской парадигмы как-то перейти к чему-то иному.

К женскому. К трансформирующемуся гендеру. 

Выжить хотим? Придётся уменьшать военные угрозы.

Парадокс! Гендер-то при чем? А вот при том, получается:))

Это сводит с ума архаистов. Извините, их проблемы.

Новые поколения в этом плане более адаптивны.

Что «сводит с ума» современных детей?

Больше всего - школа как таковая.

Если в школу не ходить (в карантин), то - неадекватные учителя и задания.

Родители, другие старшие из близкого окружения. В школу после карантина рвутся чаще всего те, кому хоть куда бы из дома на время отлучиться.

Скучают по школе, если повезло с хорошим коллективом: товарищами, учителями. Реже.

Эпидемия детей не невротизирует, если их не невротизируют на эту тему окружающие.

Кстати, с ЕГЭ та же история. Не накручивать - не страшнее, чем обычная диспансеризация в поликлинике. Предъявил себя как есть, получил обратную связь, скорректировал планы, живем дальше:))

А уж вообразить, что детей могут "травмировать гендерной тематикой"... Да там всё по приколу и страшно любопытно! Не прежние времена, когда пугали, что из-за мастурбации руки отсохнут или ещё что:))