Все записи
20:12  /  12.03.21

2831просмотр

Очень непопулярный взгляд

+T -
Поделиться:

 Этот пост абсолютно не про политику (могу написать это большими буквами для тех, кто читает не то, что написано), а про людей.

В конце августа - начале сентября прошлого года мы с мужем и сыном поехали через Прибалтику в Россию на машине. В Прибалтике я не была на тот момент лет 27 и впервые въезжала в Литву со стороны Польши, а не со стороны России. Очень странное ощущение, так как раньше мы туда ездили регулярно во все три республики, а теперь, когда они входят в ЕС и граница проходит с другой стороны, воспринимать эти страны было необычно.

В Риге на обратном пути мы остановились у одной русской женщины. Я спросила ее - как теперь относятся друг к другу русские и латыши? Мне эта тема была интересна, прошло столько лет после выхода из СССР и я предполагала, что произошли какие-то изменения. Женщина лет 60 ответила мне: "Как ненавидели друг друга, так и ненавидим". Дальше она стала говорить, что в Риге нет необходимости в знании латышского, 42% населения города составляют русские. На вопрос, а почему она не выучила язык, женщина ответила, что он ей не нужен. Последовал экскурс в историю, про население Латвии еще в дореволюционной России, про большинство русских среди населения Даугавпилса, про то, что латыши в Латгалии были лишь неграмотными крестьянами, да и в других областях тоже (что не соответствует истине). В комнате был включен телевизор, там показывали интервью с Лукашенко (наверное, белорусский канал). Поймав мой взгляд, она сказала: "А я за Лукашенко. Он не дает развалить заводы. Вот в Латвии все развалили." Милая гостеприимная женщина, любит Индию, буддизм...

Мое знакомство с Прибалтикой началось в третьем классе. Мы всей семьей ездили на пару дней на машине в Эстонию. Уже тогда меня зачаровало все - латинские буквы на всех вывесках, другая речь, вид жителей и городов, хуторская система - все было иным. Потом мы часто ездили в Прибалтику и в другие республики, мне хотелось понимать чужой язык и я учила слова с вывесок. Мне было неудобно, что я не понимаю, когда ко мне обращались. Не хотелось сделать что-то, что не было там принято. У нас дома было первое издание Малой Советской Энциклопедии, и я с замиранием читала все статьи про буржуазные прибалтийские страны, рассматривала фотографии и таким образом пыталась заглянуть в прошлое.

После восьмого класса мы как-то заехали в пригороде Риги к знакомым родителей. Сама по себе семья была примечательна. Моя бабушка по линии папы по партийной работе еще до войны была знакома с эстонкой, которая была замужем за латышом. Во время войны семейная пара работала с Коллонтай и нахождение в Швеции спасло их от расстрела (впоследствии узнали, что документы на это были подписаны). После войны всё как-то образовалось - под репрессии они не попали, вернулись потом в Латвию. А там осталась сиротой племянница, родителей которой расстреляли немцы за коммунистические убеждения. Своих детей у них не было и девочку взяли в семью. На тот момент, когда мы к ним приехали, семья состояла из пожилой тети-эстонки, племянницы с мужем и двух детей. Сын был моим ровесником, а дочка, как оказалось, поступила в ленинградский Сангиг и в сентябре должна была приехать в Ленинград. Какое-то время мы тесно общались в Ленинграде, я сразу же попросила ее учить меня латышскому языку, что она и делала. Потом она освоилась в чужом городе и обзавелась более подходящими по возрасту подругами, но мы периодически пересекались с перерывами вплоть до нашей эмиграции. Так как я была "своя", то мне рассказывали то, что нелатышам обычно не рассказывали - взгляд с другой стороны: как латыши воспринимали присоединение к СССР, что делали сотрудники НКВД, поведение нелатышей в быту. Ничего этого в застойном СССР не обсуждали даже скептики.

Ленинград был недалеко от Прибалтики, во все три столицы ходили ночные поезда, можно было вечером сесть в поезд, день в Таллине, потом поезд в Ригу, там день, затем в Вильнюс и ночным домой. Многие ленинградцы так и делали, особенно в студенческие годы, когда времени было больше и была скидка 50% на поездки с октября по май (если не ошибаюсь). В Прибалтику ездили за покупками, попить пива и/или кофе в необычном для советского человека антураже, посмотреть на средневековую архитектуру. Но люди в большинстве своем воспринимали эти республики как вотчину. Многие даже их путали, не знали, где какая столица и уж тем более не знали, что эстонцы этнически и языково не родственные народы с латышами и литовцами. У некоторых вообще был винегрет в голове и они воспринимали все три республики как единую "Прибалтику". На местное население смотрели как на некоторую экзотику, порой возмущаясь, что на них бросали косые взгляды, не хотели обслуживать или не продавали то, за чем они туда приехали. Кто-то порой слышал брошенное вскользь: "Оккупанты" и "понаехали" - это всем не нравилось. Язык не вызывал интереса. Передразнивали акцент и замедленную речь (до сих пор в этом упражняются команды КВН). Никому в голову не приходило, что речь эта замедленная только на неродном русском, на своем языке темп речи скорее быстрее, чем у русских. При этом сами высмеивающие не владели обычно никаким языком, кроме русского - неизвестно, как бы они сами говорили на иностранном языке. Живущие там условно русские, большинство из которых приехало туда после войны по оргнабору на производства и стройки, говорили о холодном отношении к ним местного населения, но в большинстве своем не делали попыток хоть как-то понять местные устои, выучить язык, узнать историю, да и просто понять - а почему к ним такое отношение.Позиция большого брата, похлопывающего по плечу несмышленыша.

СССР давно распался, а отношение, к сожалению, осталось.

Сейчас, когда мы ехали, я говорила своему взрослому сыну - представь 1918 год. Республики получили наконец независимость. Пусть в этом году детям было лет 10-12. Они росли и взрослели в ощущении того, что живут в своей стране. К моменту советской оккупации "по просьбе трудящихся" эти дети стали взрослыми, обзавелись семьями, уже чего-то добились в жизни. И тут их захватывают те, кто насаждает другой строй, другие принципы жизни, начинаются репрессии и экспроприации. Потом немецкая оккупация, а потом снова советская плюс масса чужаков, культура быта которых существенно ниже (например, одна знакомая латышка говорила мне - у нас в бар мужчины идут в белой рубашке, чтобы приятно провести вечер, а не напиться до скотского состояния).

Маленьким народам всегда трудно жить между большими и сильными, но я не про политические игры тиранов, я про простых людей, про то, что они тогда и потом чувствовали. Про отношение приехавших к местному населению свысока, про позицию оккупанта. И каково местному населению было думать, что эта оккупация надолго, что на их веку ничего не изменится?

Можно, конечно, сразу же сказать о дискриминации русских в этих странах, можно вспомнить очень непростую историю, вспомнить про националистические настроения до войны и после того, как страны снова получили суверенитет после перестройки. (Русскоязычному читателю обычно незнакома история Прибалтики между обретением независимости после Первой Мировой и потерей перед Второй. В Латвии, например, в 1934 году 72% промышленных предприятий принадлежало тогда по большей части балтийским немцам и в меньшей части евреям, которые вместе составляли 8% населения. После прихода к власти Улманиса в результате переворота в 1934 году и провозглашения лозунга "Латвия для латышей" последовала серьезная дискриминация немцев и других нацменьшинств (русских, поляков, евреев) - в частности, принудительный выкуп государством предприятий, упразднение школьной автономии меньшинств, запреты на профессию и многое другое. В Эстонии после земельной реформы 1919 года и экспроприации промышленных предприятий немцы и шведы остались без средств к существованию. Подобная земельная реформа была проведена и в Латвии. Те немцы, которые переселялись в Германию в 1939 году по программе репатриации, были жестко ограничены в вывозе имущества и денежных средств, а также драгоценных металлов.) Вопросы дискриминации русских после 1991 года как раз освещаются, а вот взгляд с другой стороны обсуждать не принято. Сейчас, когда население Эстонии и Латвии (в Литве процент русскоязычного населения существенно меньше) почти на четверть составляют русскоязычные, проблемы есть у обеих сторон. Для латышей и эстонцев это боязнь, что национальное меньшинство будет увеличиваться в количестве со всеми вытекающими последствиями, а для поколений родившихся там русскоязычных (сейчас подрастают уже правнуки тех, кто приехал после войны) это непризнание их прав меньшинств, а также непризнание статуса русского языка в качестве второго официального. (Хотя надо отметить, что те русские, которые вполне успешны и знают язык, об этих проблемах не говорят.) То же самое мне рассказывали и эстонцы с латышами.

И еще наблюдение - многие русские переселились из бывших азиатских союзных республик в Россию, но вот такого оттока из Эстонии и Латвии не наблюдалось, хотя проблемы с дискриминацией там схожие. Из этого можно сделать вывод, что жизнь в ЕС с этими проблемами более привлекательна, чем жизнь в России, несмотря на программу по поддержке соотечественников, желающих вернуться на историческую родину.

У многих российских туристов похожее отношение к населению бывших стран-сателлитов и курортов.

Как-то на одном туристическом сайте о Чехии я встретила несколько отзывов, где туристы делились своими впечатлениями о враждебном отношении к ним. Так как мы с мужем постоянно бываем в этой стране, в основном в Праге, я несколько удивилась - ничего подобного мы не наблюдали. Потом я увидела чей-то комментарий на эти отзывы - если люди приезжают в страну с априори снисходительным отношением к местному населению, а часто просто неуважительным, ведут себя недостойно, пытаются говорить по-русски, словно их все обязаны понимать и не дают себе труда выучить хотя бы несколько слов вежливости, думают, что им все обязаны только по факту, что они русские, то реакция на такое поведение понятна. То же самое можно сказать о поведении отдыхающих в Турции.

Сейчас много говорят о мире без границ, о праве людей жить там, где они захотят. Но почему-то мало кто видит ситуацию со стороны коренного населения. У них тоже должно быть право жить так, как хочется им, а не приехавшим. Право иметь и поддерживать свой уклад жизни, свой язык, культурные и прочие традиции, не подлаживаться под приехавших, не терпеть совершенно неприемлемое для них поведение чужаков. Но почему-то теперь в тренде громко кричать о праве приходить со своим самоваром в чужой монастырь.

Мне кажется, если бы люди, приезжая в другую страну как туристы или на постоянное место жительства, вели бы себя по правилам коренных жителей, то и проблем на почве ксенофобии было бы меньше. Почти любому человеку не будет неприятен сосед или турист, если он ведет себя тихо, не пачкает и соблюдает правила. Не стоит относится к жителям других стран с позиции равнодушного потребителя.

Комментировать Всего 90 комментариев
«Очень непопулярный взгляд»

И что уж тут такого непопулярного?

Это вообще даже не про туризм и не про эмиграцию.

А про умение вести себя "в гостях":) Если почитать Юниса Теймурханлы про постояльцев "Гельвеции", то же самое увидим.

Или северяне приехали на юг отдыхать.

Или пациенты в больнице, в санатории:)

Одни адекватны, другие нет. Ну и к хозяевам иногда вопросы возникают.

Или просто недоразумение.

Или какие-то житейские истории. 

Несколько еврейских семей с оккупированных Советским Союзом литовских территорий попали в Коми. Среди репрессированных оказались семьи Абрамовичей и ещё много кто. Младшее поколение до сих пор эту высылку благословляет, потому что уцелели, в немецкой оккупации точно бы погибли. 

В отличие от литовцев, с которыми в одних эшелонах на север ехали.

умение вести себя "в гостях"

Светлана, это для Вас норма:). Мы вот некоторое время назад наблюдали в Париже. На травке рядом с Эйфелевой башней расположилась компания "наших". Визги девиц, мат полуобнаженных парней, закуска, водка - веселье в полный рост. Один с голым торсом и в спортивных штанах пошел в ближайший магазин. Зачем они поехали в Париж осталось неизвестным - может быть селфи на фоне башни сделать?:)

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Зачем они поехали в Париж?»

Так неважно, Париж или пансионат Сойкино под Ораниенбаумом:). Или "Гельвеция".

Это продолжение темы "Всё лучшее мне".

Дальше в меру испорченности:(

Не учить язык, вести себя по-свински. Или с гламурными манерами, взирая свысока на "Гошу" ("Москва слезам не верит").

Или вообще не в гостях, а на пикнике в ближайшем сквере рядом с домом.

Или Манижу в сетях обхамить.

Типа, я это я, у меня есть право диктовать, а кто не согласен, тот неправ, потому что он меня ниже, хуже и вообще отстой:(

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Это продолжение темы "Всё лучшее мне".

Ну да, дорогу воинствующему хаму. Кстати, хам бывает и не трамвайный, а очень даже вежливый по форме:)

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

Светлана, НМВ тема о советских переселенцах в Прибалтике -  это не только "про умение вести себя "в гостях":)"Я знал нескольких человек, которые по воле судьбы оказались там.Один - инженер, по распределению был отправлен на Рижский вагоностроительный завод (там выпускали электрички, которые до сих пор используются в СПб). Этнический армянин. Очень воспитанный, вежливый, деликатный, добрый человек. В Риге он не вёл себя по-свински, в бар ходил в белой рубашке и т.д. Прожил там минимум лет двадцать на момент нашего знакомства. Латышского языка не знал.

Другой - мой однокурсник. Его дед был офицером и году в 45 был направлен по службе в Таллин, там и осел, выйдя в отставку. Коля - тоже очень воспитанный, вежливый, деликатный, добрый человек. Эстонского языка практически не знал. Распределился домой, а в 90-х эмигрировал в Торонто - без языка в Таллине ему было слишком сложно.Ещё несколько похожих судеб, все умели себя вести, но местных языков не знали - в советское время никто к этому не принуждал, а внутренней потребности знать язык не было. 

«потребности знать язык не было»

Я тоже много где жила, ни коми язык, ни чукотский, ни эскимосский не выучила.

Это создаёт проблемы, но не такие уж страшные. Как только появятся методики, позволяющие осваивать языки без надсады, число полиглотов приумножится, это не проблема.

Потому что дело не в языке, а в неуважении.

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

Светлана, НМВ это две разные ситуации.

Сейчас посмотрел Википедию. 

В Республике Коми только 23% титульной нации, а русских 65%. Далеко не все коми владеют своим национальным языком, хоть он и является (наряду с русским) государственным языком Республики Коми и обязательным предметом в школах субъекта федерации — как для коми, так и для некоми учеников.

Общая численность коми-зырян вместе с родственными им коми-пермяками и коми-язьвинцами в мире достигает ок. 400 тыс. чел., из них говорящих - примерно 156  тыс., т.е. около 40%.

С чукчами ещё хуже - на Чукотке их тоже примерно 25%, из 16 тыс. чукчей родным языком владеют меньше 30%. Языком делопроизводства и административной деятельности является русский.

В Прибалтике титульные нации не являются меньшинствами и владеют своими языками.

Кроме того, при всём уважении к этим малым народам, данные территориально-национальные образования являются гораздо более искусственными, чем три прибалтийские государства.

" ...Как только появятся методики, позволяющие осваивать языки без надсады, число полиглотов приумножится, это не проблема..." - часть людей воспользуется методиками и начнёт учить языки, но многие продолжат лежать на диване, "...Потому что дело не в языке, а в неуважении...", а также в отсутствии необходимости, в имперских комплексах, в зашоренности, в неуверенности, в лени - наверняка есть масса других причин, по которым приезжие и их потомки в Прибалтике не выучили и не будут учить государственные языки.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

« дело не в языке, а в неуважении...", а также в отсутствии необходимости, в имперских комплексах, в зашоренности, в неуверенности, в лени - наверняка есть масса других причин, по которым приезжие и и

Тогда это не более чем вопрос времени.

В Прибалтике.

А в целом - нет разницы, немцы на Майорке или кавказцы в Кондопоге (Карелия). 

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

И что уж тут такого непопулярного?

Светлана, Вы серьезно? Поговорите об этом с той женщиной из Риги. С теми, кто видит и слышит только одну сторону. С теми, кто даже сейчас (я о доковидных временах) в Таллине на весь автобус кричит по-русски, так как поехал туда развеяться на выходные, а границы легко открываются визой.

«в Таллинне на весь автобус...»

Ну, финны на выходные в Питер пьянствовать ездят:)

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Ну они хоть не будут посылать на просьбу вести себя потише:). И кричать в пьяном кураже - знай наших!

«Слышать только одну сторону»

О, это вообще не про "хамство".

Это про трайбализм, центропупизм и иерархичность.:)

Каковым не мешают даже самые изысканные манеры:)

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Тренд бескультурия и вседозволенности толпа всегда воспримет с большим энтузиазмом, чем указание учиться и быть скромнее. Необразованных и нереализованных всегда больше, чем хорошо воспитанных ценителей прекрасного. Не даром вокруг Стоунхеджа заборчик по периметру на расстоянии около 20 метров, растащили бы давно до основания и завалили бы делая селфи.

К тому же по всему миру идет целенаправленный процесс обесценивания классических ценностей, будь то семейных, религиозных,  нравственных или культурных. Да и как мы все с детства знаем: ломать не строить.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Елена Лейв

Мария, к сожалению, история знает немало примеров, когда люди уважали свои семейные, религиозные и культурные ценности и не уважали и даже презирали другие культуры, нации, расы.

Но абсолютно с Вами согласна.

Относительно культуры - на мой взгляд идет замена искусства на самовыражение отдельных лиц, считающих себя деятелями искусства.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Да, вы правы, Елена.  К сожалению, даже высокий уровень интеллектуального развития не дает иммунитета от двойных стандартов и деления людей на своих/чужих.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Елена Лейв

«Даже высокий уровень интеллектуального развития не даёт иммунитета...»

Чем выше уровень интеллектуального развития, тем лучше человек собой управляет, это уже неплохо для начала:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Чем выше уровень интеллектуального развития, тем лучше человек собой управляет, это уже неплохо для начала:)

Или направляет свой интеллект во зло другим:(

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Или направляет свой интеллект во зло другим»

Как бойцы пропутинс4их информационных войск?

Мир становится прозрачнее, а интернет хранит всё.

Это не та беда, с которой человечество не справится.

Расследовательская журналистика, разоблачение злодеев, приведение репутации в соответствие с биографией - то, что будет востребовано обществом.

Мы сейчас вернемся к вопросу - что есть зло?

Если для очень большой группы людей зло есть частная собственность и они ее будут разрушать ради всеобщего блага?

Или все кто красиво, чисто, стильно одет подлежит гонению?

В левом квартале на рекламном плакате, где изображена хорошо одетая модель  - черным поверх плаката надпись - гламурная ...(проститутка). Причем, ничего личного - это концепция такая.

Одна банковская служащая из Франкфурта на Майне, проходивщая у моего мужа короткий тренинг, сказала ему:" У меня  такое чувство, что в Берлине по улице опасно ходить в пальто и шляпе". не везде, конечно, но в левых и мигрантских кварталах - да.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

«что есть зло?»

В виртуальном пространстве все больше блогеров задаются этими вопросами по каждым конкретным частностям.

В общем виде зло - когда некто ущемляет у других их чувство собственного достоинства. Общее решение - благополучным людям следовало бы быть скромнее, понимать, где что уместно и где неуместно.

Но и делать из них жертв - зло, не имеющее оправданий.

Будем искать баланс интересов. И - находить:)

Светлана, Вы уверены? Те, кто чисто вымыты, ущемляют чувство достоинства грязного, например. И вообще, нечего тут. Так можно дойти до Северной Кореи или еще хуже до Кампучии. Мотыгой по голове каждого "очкарика".

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

«Так можно дойти...»

Есть понятие пдк - предельно допустимой концентрации чего бы то ни было здесь и сейчас.

И рассказывать про красных кхмеров и чучхе. Профилактически. С иллюстрациями (мультики, картинки)

И рассказывать про красных кхмеров и чучхе. Профилактически. С иллюстрациями (мультики, картинки)

Согласна. А кто будет рассказывать?:)

Детям рассказывают, что нужно поддерживать всех без разбору.

Что плохие это те, кто создает новые рабочие места и платит налоги, на которые живут те, кто не хочет работать. Критического мышления нет. Лапша висит на ушах. А если ты против или пытаетшься разложить все по полочкам - тут же агрессия. И они сразу же забывают, что призывали к уважению другого мнения и дружелюбию. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

«и они сразу»

В новом мире, с искусственным интеллектом и большинством, живущим на пособия, многие не найдут себе места под солнцем и не смогут обеспечить за счёт собственного труда достойный уровень жизни.

Возможно, это такой глобальный сигнал преуспевшим: не заноситесь! Иррациональный, излишне громкий, крайне болезненный, но и им больно...

Например, феминизм. У феминисток какие-то глубинные травмы - и они посылают сигнал: мы жертвы, накажите притеснителей! Каковыми являются все мужчины:) Хотим привилегий, хотим их поражения!

Ну глупо же!

То же в национальных отношениях.

И в отношениях бедных с богатыми.

А всего-то и требуется - воспитывать внеиерархичность, эмпатию и имманентность: каждый хорош или нехорош за счёт собственных заслуг, а несправедливости на старте уменьшаем сообща.

Это невыгодно слишком многим, но выгодно обществу в целом. Цивилизации в целом.

Развитие идёт очень динамично, но слишком болезненно рушатся прежние стереотипы. Куда кривая вывезет - непонятно. Квест:))

достойный уровень жизни

Из практики моего старшего.

Социальная работница объясняла матери-одиночке, что у нее на душу в семье столько же денег, как у этой женщины, но она не бедствует. Мать-одиночка обратилась в социальную службу за помощью - к концу месяца у нее вообще не было денег. При одном и том же доходе одни будут спускать все и считаться несчастными и нуждающимися в поддержке, а другие достойно жить.

В нынешней парадигме плохо что-то уметь, кем-то быть, брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь детей.

И касается это вовсе не зажравшихся, а совершенно нормальных людей.

Очень интересно наблюдать в опере Берлина за лицами людей из партера. Такое ощущение, что некоторые из них от своего дома до кресла в партере пробирались под артобстрелом. И излучают они жестяную холодность и колючесть. А вот в конце прошлого января была на премьере Турандот в Карлсруэ и там было приятно смотреть на людей. Они, судя по виду, были обеспечены, но расслаблены. Разница в том, что там не нужно опасаться нападения левых.

« у нее на душу в семье столько же денег, как у этой женщины, но она не бедствует»

Если бы мы разбирали этот конкретный кейс с нашими студентами...

Допустим, студентка  подрабатывает в социальной службе... Или ее сестра, мама, тетя:)

Что значит "столько же на члена семьи"?

Допустим, в семье трое двое взрослых с маленькими зарплатами. Работают, учатся.

В другой семье мать-одиночка и двое детей. На члена семьи приходится столько же, причём если судить по российским меркам, ребёнку денег в месяц "требуется" меньше, чем взрослому.

Это несравнимые вещи... Хотя чисто формально - аргумент, но по сути издевательство.

Например, у нас в семье зять и две школьницы. А с другой стороны мы с мужем (неработающие пенсионеры) и дочка-"волонтерка". У них на человека настолько больше, что не хватает на оплату коммуналки, огромные долги набежали.

Надо просто этой маме помочь распределить доходы и контролировать со стороны. Добровольными помощниками.

Я забыла, что Вы не знаете, что у нас ниже минимума быть не может. Если маленькая зарплата, то подают на доплату от государства. Люди работающие и мало зарабатывающие иногда имеют в конечном счете столько же, сколько получатели пособий. На всех детей идет детское пособие. 219€ на первого и второго, 225€ на третьего и 250€ на четвертого.

А мать-одиночка как раз и является клиенткой социальной работницы, последняя объясняла, как можно рационально тратить деньги. И деньги которые сравнивали, были те, что у обеих оставались после оплаты страховок и квартплаты. То есть чисто на еду и прочее.

«чисто на еду и прочее»

Лена, Вы правда не понимаете?

Нам троим "чисто на еду и прочее" - и Павлу с девочками "чисто на еду и прочее"? Одни и те же деньги:)) Но совсем разные представления о том, на что их хочется потратить.

Светлана, mea culpa. Мы с Вами сравниваем несравнимое. Я уже не очень в реалиях России, Вы - Германии. У обеих мам 4 ребенка.

Но я знаю очень много примеров, когда абсолютно при равных стартовых условиях, результаты были разные. Даже со студенческой стипендией, когда двух студентов дома подкармливали родители и не было различных необходимых расходов. Один мог накопить, другой ходил и просил в долг.

«У обеих мам 4 ребёнка»

Даже если проблема исключительно в маме, я бы не удивлялась. Бывают многодетные одинокие мамы - горы сворачивают, фирмами рулят, коттеджи себе строят. (Знала сыновей такой мамы, очень многообещающих студентов-математиков).

А бывают - как из сети выключенные. Что по части общей энергетики, что по части мозгов:(((

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

"...И рассказывать про красных кхмеров и чучхе.

Профилактически..."

А потом левые родители смешают рассказчика с соответствующей субстанцией.

Не совсем по теме, но почему-то вспомнилось:

История сильно смахивает на анекдот, но, как говорится, дарёному коню..

От первого лица, перевод с английского вольный..

Будучи в гостях у своих друзей, я спросил у их маленькой дочки, кем быона хотела быть, когда вырастет.

- Президентом! - убежденно ответила девочка.

- Вау! - сказал я, - а что ты в первую очередь сделаешь, когда станешьпрезидентом?

- Я дам крышу над головой и еду всем бездомным, - ответила девочка.

Её родители, либеральные демократы, присутствующие при этом диалоге, просто сияли.

- Достойная цель, - сказал я, - но для этого совсем не обязательно ждать, пока ты станешь президентом. Давай-ка ты расчистишь лужайку позади моего дома, прополешь все сорняки, подрежешь траву и цветы, а я тебе за это заплачу 50 долларов. Потом мы пойдем с тобой к супермаркету, где постоянно болтается бездомный парень, и ты ему отдашь эти деньги, чтобы он мог купить себе еду и крышу над головой... 

Девочка на несколько секунд задумалась,

потом посмотрела мне прямо вглаза и спросила:

- А почему бы этому бездомному парню самому не сделать всю эту работу иполучить 50 долларов?

- Добро пожаловать в Республиканскую Партию, моя крошка, - улыбнулся я.

P.S. Родители девочки по-прежнему со мной не разговаривают.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

« А почему бы этому парню самому не сделать всю эту работу иполучить 50 долларов?

Интересно было бы понаблюдать за этой девочкой, за ее взрослением:)

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

Многое зависит от окружения. Кого в нём будет больше и кто сильнее на неё повлияет - "либеральные демократы" (т.е. любители перераспределять чужие деньги) или реалисты, которые эти деньги зарабатывают сами, а не получают в результате перераспределения.

«либеральные демократы (т.е. любители перераспределять чужие деньги)

Лев, как-то с терминологией не очень...

Есть левые (доминанта - перераспределять чужое),

Есть национал-патриоты (доминанта - "мы высшие, остальные низшие),

И есть либералы (доминанта - "человек сам автор своего благополучия).

Левые и либералы - демократы, правым нужен вождь, но формально против демократических процедур они ничего не имеют... До тех пор, пока побеждают:)

Альтернатива демократии - вождизм. Поэтому как бы ни была демократия плоха, без неё ещё хуже:(

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

Согласен, терминология нуждается в уточнении.

В Америке "либеральные демократы" - самоназвание ультралевого крыла Дем. партии (Берни Сандерс,  Александриа Окасио-Кортез и т.д.). Отмороженные леваки - "Отнять и разделить", BLM, cancel culture, абсолютная нетерпимость к любому другому мнению.

В Германии партия FDP (Freie Demokratische Partei, Die Liberalen) "придерживается либеральной политики: уменьшение налогов, уменьшение влияния государства на экономическую политику, поощрение крупного и мелкого предпринимательства. Экономический девиз СвДП — Столько государства, сколько необходимо, но так мало, как это возможно. Основную поддержку находит у предпринимателей и среди менеджеров крупных компаний" (Вики), а также у частнопрактикующих врачей, адвокатов, нотариусов и прочих фрилансеров (примечание моё). Именно те либералы, у которых доминанта - "человек сам автор своего благополучия".

В России "либеральные демократы" - Жириновский:)

«В России либеральные демократы..»

Лев, я не о партиях, а об укрупнённом разделении электората (в любой стране). А то действительно ЛДПР в либеральные демократы будут записывать:((

Частности везде ситуативны.

Но эти три действительно друг друга не слышат, не понимают и понимать отказываются наотрез, независимо от партий и лидеров (которые вполне могут делить поляну и кулуарно договариваться)

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

"об укрупнённом разделении электората"

Я видел разные классификации, в том числе и с несколькими осями координат (например, частная/гос. собственность, рынок/план, атеисты/верующие, пацифисты/агрессоры, коллективисты/индивидуалисты и т.д.) - соответственно и комбинаций намного больше, чем три. В таких системах бывают, например, левые тоталитарные религиозные агрессивные вождисты - противники демократических процедур. 

«Замена искусства на самовыражение отдельных лиц.

В одном из постов зацепила фраза "Творцу все должны".

И это не слова благодарного поклонника.

Слова самого творца:(

Цитата: "...считаю, что это творцу "все должны", и прежде всего - государство!" отсюда:

https://snob.ru/go-to-comment/912255

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Для Германии это вообще больная тема. Сначала объявляем, что все имеют право на самовыражение. Потом, что все, что человек делает - креатив. Потом, поощряем каждое самовыражение, как неповторимое деяние имеющего право. И объявляем это все искусством.

В результате имеем, например, выставку фотохудожника. Он фотографировал собачьи кучи, рядом с которыми он ставил разной формы флажки - СУПЕР! И это вовсе не из желание обратить внимание несознательных граждан на то, что нужно убирать улицы за их питомцами. Нет. В этом он увидел нечто новое и оригинальное.

Или другой деятель прочитал со сцены филармонии свое стихотворение. Название я прилично перевести на могу. Но в стихотворении говорилось о том, что мужчина выразил свое презрение к женщине перед тем, как с ней расстаться - испортил воздух. Мы с мужем ушли из зала не дослушав.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Мария Шапиро

« Сначала объявляем, что все имеют право на самовыражение. Потом, что все, что человек делает - креатив. Потом, поощряем каждое самовыражение, как неповторимое деяние имеющего право. И объявляем это

Дальше будет хуже, потому что людям нечем особо себя занять, не надо  колотиться ради крова и куска хлеба.

Но это не страшно. Свои своих найдут - таланты и почитатели:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Узок круг этих людей...

Но мне кажется, проблема еще и в пассивности тех, кто и хотел бы иначе, да не предпримет никаких действий для этого. А потом, если различные площадки представляют свои сцены для того, что в тренде, то публика ходит на это и происходит замещение. Мы как-то на эту тему спорили с Фридрихом Курцем - продюссером знаменитых Кэтс, Призрака Оперы и пр.. Спор был о том, стоит ли поднимать вкус публики или ставить то, что пипл хавает.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

« стоит ли поднимать вкус публики или ставить то, что пипл хавает»

То и другое.

Чей-то вкус удастся поднять, чей-то нет.

Люди, обладающие изысканным вкусом, окружат себя теми, кто хотел бы изысканный вкус обрести.

"Не оставляйте стараний, маэстро!"

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

 "...считаю, что это творцу "все должны", и прежде всего - государство!"

А где и кто производит в "творцы"? Сам себя?

"Я, гений Игорь Северянин"?

Наверное, было бы неплохо, если бы "все ... и прежде всего - государство!..." поддерживали условного Ван Гога, который жил и умер в нищете, а после смерти был признан большим художником. 

Проблема в том, что "творцом" считают себя гораздо больше людей, чем на самом деле таковыми являются. В Германии, например, государственное субвенционирование театров - несколько миллиардов в год, многие театры на 80% живут на деньги налогоплательщиков. Причём не только государственные и муниципальные театры, но и частные, в том числе - некоммерческие объединения "творцов" и "гениев", которых "не понимает зритель, не доросший до такого высокого искусства".

"Творцами" считают себя, в частности, спрееры, которые покрывают своими граффити не только бетонные заборы в пром. зонах, но и мраморные статуи трёхсотлетней давности. Им, наверное, тоже "все должны, и прежде всего - государство!" :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Светлана Горченко

«Все должны, и прежде всего государство»

Вообще-то государство и гражданское общество имеют право посадить себе на шею любое количество творцов и щедро их финансировать.:))

Кому не нравится - могут поманеврировпть с налогами и оказать благотворительную помощь другим проектам. Например, направленным на профилактику криминального поведения:)

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

Разумеется, право имеют - но имеют право и НЕ сажать их себе на шею, а также имеют право решать, кого считать творцом, а кого - нет.

НМВ, тезис "...считаю, что это творцу "все должны", и прежде всего - государство!" - не о ПРАВЕ финансировать тех, кого считают необходимым, а об ОБЯЗАННОСТИ финансировать всех тех, кто сам себя провозгласил "творцом".

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Светлана Горченко

«но имеют право и не сажать»

Лев, а если ошибутся?

Как там лозунг у белорусов: "Марк Шагал - и ты шагай!" Соотечественники в нем сильно ошиблись поначалу:)

Лев, муж Елены Лейв, отвечает Светлане Горченко

"а если ошибутся?"

Могут, конечно, ошибаться, в оценке творчества нет амперметра:) Но и самопровозглашённый "творец" может ошибаться в оценке собственного творчества. 

Кроме того, наверняка в истории человечества немалое количество творцов и "творцов" остались неизвестными по разным причинам, в т.ч. и по финансовым.

У отца моего школьного друга был прекрасный баритон. Он прошёл в пехоте от Сталинграда до Будапешта, с войны вернулся с двумя орденами Славы, двумя десятками других боевых наград и рекомендацией фронтового начальства. После прослушивания его брали без экзаменов в Московскую и Ленинградскую консерватории, а он пошёл в строительный техникум и всю жизнь проработал начальником арматурного цеха на заводе ЖБИ. Не знаю, жалел ли он потом о своём выборе.

Кроме творчества есть и другие сферы деятельности, в которых надо бы поддерживать таланты - например, наука. Мы не знаем, сколько условных Ломоносовых остались в своих Холмогорах и не стали гениальными учёными.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

«по всему миру идёт целенаправленный процесс...»

На самом деле, то, что "идёт по всему миру", - разное. Была в Москве, в командировке, конференция проводилась в "Космосе".

В ресторане ко мне подсел испанец, который возит в Москву туристические группы, и - слово за слово - стал жаловаться на китайцев: японцы и прочие путешествуют "за свои", а китайцев поощряют бесплатными путевками за хорошую работу.

Это очень сильно сказывается на... умении замечать других и вести себя с учетом того, что "некитайцы" тоже люди:)

После его ухода на наш большой стол, как по заказу, обрушилась как раз китайская группа. Они вели себя так, будто никого кроме них за столом не было: поставить сумку чуть ли не в чужую тарелку, переговариваться через голову, громко...

Но как бы там ни было - люди получают представление о Других. И всё понемногу меняется в правильном направлении, хотя не везде и не сразу:)

Светлана, Вы неисправимая оптимистка!

Если люди вообще не видят других, то и представления не получат. В упор не видят никого, кроме себя любимых и не думают.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

«в упор не видят никого кроме себя, любимых»

Когда я училась в аспирантуре (1989-1992), моей соседкой по комнате одно время была китаянка из Пекина, у нее в гостях собиралась "вся послевузовском китайская диаспора" - аспиранты Академии наук, МГУ...

Они такие миниатюрные, все помещались на одной кровати, которую использовали вместо стульев. И такие похожие... Читали по-русски только разрешённую газету "Правда", доносили друг на друга...

Один только отличался, литературовед Ло Ливэй (русское имя Виктор). Мы с ним вели "диссидентские" разговоры, он изучал творчество наших репрессированных писателей 30-х годов. В Китай возвращаться не планировал.

доносили друг на друга...

Когда я училась, то гедеэровцы вели себя также. Доносили друг на друга. Даже на сдачу экзамена досрочно нужно было получить разрешение землячества. В чем смысл, я так и не поняла. Самая "правильная" студентка живет в Берлине, состоит в партии левых и скучает по ГДР.:) Мы даже с ней встретились один раз.

«в чем смысл»

Стругацкие условно поделили людей на "метагомов" и "человейник".

Человейниками легче управлять, особенно если эту человейность в них формировать и поддерживать. Доносительство, социальное рейтингование...

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв, Мария Шапиро

Среди любой толпы всегда найдутся люди, глубже чувствующие и способные к эмпатии. Но общемировых трендов это не отменяет. Презумпция обоюдного уважения личности/народа/обычия - это столп, без которого общества всегда будут обречены на столкновения по каждому поводу, и без него вовсе... Что в свою очередь крайне искусно используется властями по всему миру в своих целях. Низменные чувства людей - непаханое поле для манипуляций и провокаций.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

«общемировых трендов это не отменяет»

1. Общемировой тренд - на глобализацию, на перемешивание всего и вся.

2. Люди, играющие на низменных инстинктах толпы, - подонки и мразь, за ними нет будущего.

3. Сегодня людям легче обеспечивать свою жизнь малыми группами, люди начнут тянуться к исповедующим схожий уклад, у многих получится. 

4. "Территории неблагополучия" рано или поздно притянут внимание широкой общественности, в части из них удастся навести порядок... Постепенно криминала станет меньше: из неблагополучных районов будут переселяться все сколь-нибудь ответственные люди, а с теми, кто останется, справиться будет легче.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Мне глубоко симпатична мысль, что перемены придут снизу, от людей, от их общности и сплоченности. Хотелось бы увидеть это воочию.

Однако, не зря людей столетие сгоняли в мегаполисы. Здесь человек изначально одинок и изолирован, по самой задумке. И оторван от большинства "заземляющих" занятий. Поэтому в своем делении на чужих/своих он может зайти очень далеко.

Людей сгоняли в мегаполисы» -

как минимум, последние полвека движения разнонаправленные, причём сугубо добровольные.

А уж после карантинов...

В нашем пригороде за год цены на недвижимость выросли на 46%, а они и без того были зашкальные:(

Да, карантин в этом плане оказал весьма отрезвляющее действие на многих.

« карантин в этом плане оказал весьма отрезвляющее действие на многих»

Да и раньше, уже несколько десятков лет, в США прежде всего.

Деловой центр, маргинализирующаяся городская периферия и вожделенная Сабурбия:))

«Перемены придут снизу, от людей»

Так уже приходят.

Через сети легче найти единомышленников под проект, который интересен. И вместе реализовать.

сгоняли в мегаполисы

Мария, мне кажется, что сгоняли, например, в колхозы. А урбанизация не шла насильно.

У нас люди тоже бегут прочь в спокойные пригороды. Да вот только уже раздаются голоса, что нужно запретить частные односемейные дома. 

«запретить частные односемейные дома»

Ну хоть с этим России повезло:)

Земли полно - были бы деньги:)

На Дальнем Востоке вообще гектарами раздают:)*

Если зарабатывать в виртуале - неважно, где жить:)

* Впрочем, этот мегапроект провалился. Бедным не поднять, богатым безопасность не гарантируют:(

запретить частные односемейные дома

Очень интересно. хотелось бы услышать их аргументацию подобных идей.

Мария, Вы по-немецки читаете? Я могла бы материал найти и послать.

Если очень коротко, то зеленые говорят, что маленький дом потребляет и выделяет больше, чем большой. Не эффективно используются территории.

Левые кричат о проклятых буржуинах - нечего наслаждаться в частном доме, когда ...

Читаю немного, если найдете время, буду благодарна.

Аргументов примерно таких и ждала. Это неистребимо, к сожалению, видимо.

"Территории неблагополучия"

Светлана, в Берлине эти  "Территории неблагополучия" привлекают тех, кому там проще прожить - скрыться от закона. После приезда "гостей Меркель" и наводнения города некоторыми "гражданами ЕС", после принятия Румынии и Болгарии, эти районы еще плотнее заселяются криминальными элементами. И возможности справиться там со всеми нарушителями нет. Знаю из первых рук про работу там полиции - политики затыкают уши - неполиткорректно. Без желания политиков ничего не сделать.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

«эти районы ещё плотнее заселяются криминальными элементами.»

Оттуда будут стараться вырваться все, кому там некомфортно, некоторым это удастся.

Криминально ориентированные начнут партизанить за пределами этих гетто, таких повяжут.

Большинство предпочтут самовыражаться у себя, криминальная энергетика там начнёт возрастать, что поспособствует оттоку оттуда всех, кто сможет сбежать.

Рано или поздно одну за другой такие территории начнут упорядочивать. Не быстро, да. Но неизбежно.

Увы, пока я вижу только то, что туда уже вообще нельзя ездить. А находятся они в центре города. Через них все равно приходится проезжать в другие районы.

При моей любви к архитектуре, я лишилась мест, куда мы ездили любоваться зданиями очень похожими на застройку Петербурга.

И отлавливать их не получается. У нас катастрофически не хватает полиции и нужна судебня реформа. Не раз писала, что у нас законы очень мягкие по отношению и преступникам - они же все несчастные и у них нет шансов.:( 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«законы очень мягкие по отношению к преступникам»

Интересно будет понаблюдать, как будет развиваться эта ситуация.

На ум приходит Австралия - место ссылки беглых. И наша Сибирь. Когда много криминала и мягкие законы, само общество в какой-то момент мобилизуется и удерживает ситуацию под контролем:)

У общества руки связаны позорным прошлым. А кто чуть в сторону от "верной дороги", того сразу же обвиняют в нацизме - очень легко манипулировать. И не отмоешься ведь потом.

«и не отмоешься ведь потом»

Флажки выставлены, приходится всего лишь соблюдать осторожность.

Но это пройдёт.  Скоро:)

 Хотела бы я, чтобы Ваши слова сбылись!

«чтобы Ваши слова сбылись!»

Полевени мира - серьезная угроза, хуже пандемии.

Но та и другая ситуация не безнадёжны:)

«Лет через 70 опомнятся»

Раньше:)

Сейчас время быстрее идёт:)

Любой национальный вопрос - довольно скользкая тема.

Я как-то в 90-х был в командировке в Костополе (Ровенская обл.), кроме завода, практически нигде не был. 

На заводе встретили хорошо, пили чай, я пытался на украинском печатать договор (Увага) на компьютере. Совершенно не было впечатления враждебного окружения.

Тем не менее я понимаю, что некоторые из этих людей русских, мягко говоря, недолюбливают (это чисто теоретическое соображение, никаких косых взглядов я на себе не ощущал).

Зато на военных сборах в 1986 году я столкнулся и с украинцами, и с эстонцами, которые к нам относились довольно прохладно, и именно вследствие национальности.

Просто все эти вопросы не решаются. И даже когда кажется, что вот - они решены, все может вспыхнуть вновь - как разлитый и, казалось бы, затушенный бензин.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Мария Шапиро

Вячеслав, конечно, вопрос очень непростой и я специально в скобках написала совсем чуть-чуть про дискриминацию в период национального становления. Но я за преодоление однобокого взгляда. Грустно, когда людей настолько разделяет черта "свой-чужой"...

У меня очень хорошая подруга в Германии этническая украинка, ее муж еврей. Ее родной язык русский, (хотя она из Западной Украины ) - когда-то золотая медалистка, победительница олимпиад. Мы часто с ней обсуждаем национальный вопрос, который нас совершенно не разделяет. Так как судим людей по другим критериям.

Кстати, фильм Чухрая "Холодное танго" наводит на размышления о непростом "прибалтийском вопросе".

«Совершенно не было впечатления враждебного ОКРУЖЕНИЯ»

Вячеслав, а где было ?

Так, чтобы прям-таки ОКРУЖЕНИЕ?

Мне вообще ни разу такое в жизни не встречалось. Отдельные люди да, но и они редко живьём на 'врагов" кидаются, А и в такие моменты диалог возможен.

Это острый вопрос и пятьдесят лет назад и  в современном мире, да. Если еще вспомнить мусульманские культуры, причем в обе стороны - и то, как ведут себя "у них" и с ними те, кто считает себя "первым миром", исповедующим заведомо правильные ценности, и то, как ведут порой себя они сами, оказавшись условно "в гостях".

Катерина, ниже я опубликовала отклик на пост, пришедший мне в частном порядке. Мне кажется, хорошая иллюстрация. Другие прочитавшие статью знакомые тоже увидели там лишь аспект - нас там не любят.

Интересно, что в немецких СМИ пишут о том, что немецкие туристы уже нежелательны на Майорке - месте традиционного отдыха немцев. Туда они приезжали как следует "зажечь" и "оттянуться". Они уже так там "доотдыхались", что местное население даже за немалые деньги их не хочет.

О! Вот это я видела своими глазами!:)) Как-то лет пять-семь назад я бродила по Майорке и именно молодые немцы на отдыхе - произвели!;))) Картинка: группа молодых (до тридцати) немцев идет по улице, у одного в руках ведро (sic!) с водкой и льдом, из ведра торчат очень длинные соломинки и все члены группы из них посасывают напиток. Видено неоднократно! Однажды я даже не без удовольствия приняла участие в вечернем разгуле - вылезла через балкон на крышу отеля и вместе со всеми орущими и приплясывающими на своих балконах и крышах европейцами (кажется там были не только немцы) немного потанцевала под жуткую оглушительную музыку под красивыми майоркскими звездами - а что мне оставалось? Заснуть то все равно было нельзя!;)))

Мы много лет подряд ездили в Аланью - у нас даже есть дискаунтная карточка местного строительного супермаркета.:)))

И всегда предпочитали ездить в конце сентября, когда уже тихо. Голландцы, например, ведут себя гораздо тише и спокойнее, поэтому приятнее жить в тех отелях, где нет немцев и русских.

Однажды на детскую площадку забрела группа немцев лет 30. Они сразу же начали орать. Пришлось неполиткорректно громко высказаться о типичном поведении немцев. Они услышали, страшно удивились и один сказал - пойдемте отсюда, нам здесь не рады.

Очень помогает иногда показать человеку, как он выглядит в чужих глазах.

И тем не менее эволюция этики имеет место:)

Уже не совсем прилично образованному, воспитанному человеку считать свою национальность, культуру выше, а любую другую ниже.

Как минимум - неприлично это открыто демонстрировать.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Елена Лейв

Пишет Дмитрий из СПб

Честно сказать, ничего нового. Это было всегда, сколько себя помню. Прибалты не любят русских (российских). Кстати, не только прибалты. Та же история с венграми, чехами, поляками. Мне вообще кажется, что это миф. Есть отдельные люди, которым что-то не нравится.

Я тоже не думаю, как они видят меня. Я не за тем еду в другую страну, чтобы об этом думать.

«Я не затем еду в другую страну»

Большинство стран, так или иначе, заинтересованы в доходах от туризма. 

Двойная выгода: и у себя порядок наведут, самим приятнее жить будет:)) и с чужими постараются наладить взаимоприемлемое сосуществование:)

(Очень хороший пост, да.

Но я вот о чём: увы, каждый язык не выучить, максимум - несколько слов. Я давно не пытался перечесть все страны, в которых бывал, так что врать не стану, но - во многих странах. И вот, например, в Польше я не раз вставал перед выбором: на каком языке говорить? На английском? Увы, слишком многие в Польше его не понимают, вспоминается история, как я пытался на почте купить сим-карту для телефона, а молодые сотрудницы пытались вместо симки продать мне марки - не понимали ни слова... Спасибо, зашла ещё одна девушка, и всё им перевела, а то так бы мы и остались без интернета... Так что русский в таких случаях - не обязательно признак великорусского империализьма, но - соломинка, за которую хватаешься от безысходности. Помню, мы большой компанией ехали на снятую виллу, и навигатор явно вёл не туда, я отправился на разведку, и увидел компанию, занимавшуюся распитием спиртных напитков... Английский мне не помог, а на вопрос по-русски один молодой человек ответил: "я тебя не понимаю". После чего какая-то девушка извинилась, и указала мне на дом, который я искал... А не заговори я по-русски, так и бродили бы до сих пор в тех краях...

Кстати, в той вилле на первом этаже поселилась польская семья, приехавшая повидаться из Австралии с родителями. Зазвали нас - захотели поговорить именно с русскими. С молодыми прекрасно говорилось по-английски, а с родителями - только по-русски, хотя они уже мало чего помнили... Даже при том, что супруга когда-то преподавала в польской школе русский язык... Интересно провели время, продегустировали, среди прочего, аутентичный польский самогон...).

Сергей, у моего среднего польский шестой язык:).

В Польшу ездим периодически, в Чехию раз в год точно. И там и там говорим на русском медленно и внятно, нам отвечают по-польски и, соответственно, по-чешски. И проблем никогда не было. Наверное, потому, что все-таки стараюсь что могу говорить на их языках и изъявляю готовность понимать.

Когда к сыну приходит знакомая полька, всегда прошу ее говорить со мной не по-немецки или английски, а по-польски для тренировки.

Понятно, что все языки не выучишь, но слова вежливости и что-то типа - извините, я не говорю по... - по-моему, выучить можно. И такое обращение покажет уважение, что уже неплохо.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ну, я-то о том, что можно нарваться и на тех, кто реально старается оскорбить, и на тех, кто реально оскорбляется без достаточных причин, но чаще, наверное, всё же попадаются те, кто и оскорблять не хочет, и не оскорбляется без причины. 

Опросов я не производил, но подозреваю.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Сергей, вопрос еще в том, что у самых нормальных людей вырабатывается условный рефлекс при отрицательном повторяющемся опыте. А дальше идет, к сожалению, паушализация - все ... такие. И очень трудно потом с этим "все" спорить и объяснять, что не верблюд. А если это еще ложится на какую-нибудь идею, да попадаются агитаторы, то совсем плохо выходит.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов