Все записи
МОЙ ВЫБОР 11:33  /  16.04.20

14492просмотра

5 вещей, которые мешают талантливым русским ребятам работать на американцев и получать хороший доход в долларах. Рассказывает Максим Михеенко, сооснователь русско-американской gamedev-компании

+T -
Поделиться:

Здравствуйте!

Меня зовут Максим Михеенко, и вот уже 4 года я COO, исполнительный директор геймдев-студии. Наша компания — партнёр на аутсорсе крупных брендов, которые разрабатывают игры для ПК, консолей, мобильных телефонов. Мы создаём для них 2D и 3D-арт, анимацию, персонажей, оружие, VR и AR, пишем код — с каждым годом работы всё больше.

Мы поучаствовали в создании Call of Duty: Black Ops IIII, Borderlands 3 DLC, Apex Legends, Fortnite, SimCity Mobile, Walking Dead: TWC, Homescapes, Star Trek — игры, известные по всему миру.

Наша штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе (в районе Glendale, в 5 минутах от главного офиса Disney), ещё 3 локации — в Петербурге, Москве и Ульяновске, моём  родном городе. У нас свыше 70 художников и программистов 14 национальностей из самых разных стран. Большая часть из них — из России и СНГ.

Клиенты — международные компании, большинство из которых базируется в США, в Калифорнии, как и мы. У меня накопился интересный опыт взаимодействия одновременно с американскими клиентами и русскими сотрудниками. И я, кажется, начал понимать, почему многие русские программисты, художники, моделлеры — весьма талантливые ребята, кстати — никогда не станут востребованными в мировых компаниях и не смогут получать за свою работу очень хороших денег.

Хочу поделиться своими наблюдениями.

Пресловутая «разница менталитетов» — существует ли и насколько существенна?

Те, кто считает глобализацию миром без границ и с розовыми пони, склонны преуменьшать значение такой важной вещи, как культурный код, для бизнеса.

А ведь разница в мышлении, в реакции на проблемы, в восприятии реальности — есть, и она на многое влияет. Американские компании внимательно оценивают менталитет соискателей или подрядчиков, прежде чем принять решение о сотрудничестве.

Они смотрят не только на ваши навыки и портфолио. Американцы сделают свои выводы из всех ваших поступков и слов, даже тех, в которых вы, вероятно, не видите «ничего такого». И превратить первое впечатление о себе сразу в последнее можно не только очевидными вещами, вроде шуток над черными.

Самый актуальный пример — реакция на действия властей по поводу COVID-19. В России, когда объявили первую нерабочую неделю, многие люди сбились в стайки и рванули на дачи, на шашлыки и в ТРЦ. Хотя всех просили сидеть дома и свести к минимуму социальные контакты.

В США во многих штатах ещё до того, как объявили официальный карантин, большинство людей сознательно попрятались по домам, свернули развлекательные мероприятия, все, кто может, перешли на удалённое обучение и работу, а в магазинах и на улице без возражений начали держать дистанцию 1,5-2 метра.

Пустая Times Square в Нью-Йорке. 20 марта, 2020. REUTERS/Mike Segar

Будьте уверены, если американский партнёр услышит от вас рассуждения на тему того, что «нет никакого коронавируса, всё это заговор масонов» или «сами пусть дома сидят, а я здоровый, мне можно» — он решит, что вы безответственный негодяй, которому плевать на других людей и который не следует правилам (!). И для него это может оказаться гораздо значимее ваших профессиональных навыков.

Почему с русскими так сложно работать американцам

США — законодатель в мировой индустрии игр, они устанавливают правила и пробивают путь. Работать удалённо на американскую компанию, живя у себя дома в России, делать крутые игры и получать зарплату в долларах, которая в переводе на русские рубли начинается от 100 000 р. (и все время растёт в связи с курсом) — хотят многие. Но далеко не всем удаётся наладить долгое плодотворное сотрудничество.

И я выделил несколько самых больших проблем русских ребят.

1. Прокрастинация. У русских какая-то ненормальная тяга к героизму и отсутствие самодисциплины.Возможно, сказывается генетическая память. Нам нужен постоянный надзор «сверху», иначе мы всё будем откладывать на потом, ведь времени, кажется, ещё много. С творческими профессиями бывает, что, скажем, вдохновение никак не приходит.

Зато в последний момент, накануне дедлайна, русский может не спать 36 часов подряд, выпить 8 литров энергетиков, и сделать за это время работу, на которую была отведена неделя. И, главное, что после этого мы чувствуем не уколы совести, а гордость: преодолел, справился, ай да я! Дофамин и эндорфины кипят в крови, и мозг воспринимает такой режим как нормальный, и привыкает к нему все сильнее.

Американцы этого не понимают и будут с подозрением относиться к такому работнику. Здесь ценят СТАБИЛЬНУЮ продуктивность: чтобы ты все время отчитывался, как проходит работа, показывал, на каком этапе готовности задание, и мог сам организовать свой рабочий день наилучшим образом.

Никому в голову не придёт из-за океана следить за тем, в какое время ты садишься работать и заканчиваешь, никого не волнует, если у тебя вдруг отключился интернет, муза ушла или хомячок рожает. От тебя ждут отличного результата к дедлайну. Как ты его достигнешь — дело твоё, но будь добр — сделай всё в срок и в нужном качестве.

Мы же — слишком любим страдать. Просто заниматься любимым делом за хорошие деньги — кажется нам подозрительно хорошо. Мы чувствуем подвох. И если ничего ужасного не происходит — создадим себе стресс самостоятельно.

2. Постоянный, фоновый негатив. Русские всегда ждут худшего. Видимо, это тоже связано с тяжёлым историческим бэкграундом. Мы очень не любим улыбаться «дежурными» улыбками, поскольку считаем их лицемерными. Зато любим делать суровые лица и хмурить брови, чтобы придать себе важности.

Мы считаем, что правки в четвёртый раз клиент делает явно нам назло. Мы думаем, что все хотят нас «кинуть» и использовать. Мы любим жаловаться, как нам тяжело. Нам кажется, что нас так больше ценят.

Американцы даже в очень сложной ситуации на вопрос: «Как дела?» ответят: «Fine!» («Отлично!»). В работе они ведут себя так же – самые трудные задачи решают с позитивным настроем. Самую сложную работу делают с улыбкой на лице. По-моему, этому стоит у них поучиться.

3. Мы частенько считаем себя экспертами в том, в чем не смыслим, и любим считать чужие деньги. Меня самого, после того как я стал брать на работу русских ребят, и платить им $2 000 - $4 000 за ту работу, которая в Калифорнии стоит $7 000, стали спрашивать: почему такая разница в цене за аналогичный труд, и почему нам платят дешевле, чем в США.

Мало кто из критиков думает о том, что:

а) В условном Воронеже или Питере на $3 000 можно жить в разы комфортнее, чем в Лос-Анджелесе на $7 000. Наши ребята могут себе позволить жить в хороших квартирах, ездить в отпуск в любую точку мира (после коронавируса, конечно) и стабильно обеспечивать семьи, давать своим детям лучшее образование. В LA на $7 000 едва-едва проживёшь один, будешь платить по счетам (квартира, мед. страховка, транспорт), но вряд ли сможешь позволить лучшее для жены и детей. Рынок труда Калифорнии крайне перегрет. Шутки про сотрудников Tesla или Apple, живущих в трейлерах, чтобы сэкономить деньги на жизнь — давно не шутки. Это взрывает мозг. Но это и есть глобальная конкуренция и капитализм.

б) За счёт того, что мы нанимаем ребят за не американскую зарплату, мы можем конкурировать по цене с другими студиями во всем мире (от Вьетнама и Индии до Украины и Румынии)  — а их великое множество, на этом рынке крайне высокая конкуренция. И при этом, кроме цены, клиентов волнует качество и коммуникация, поэтому мы постоянно вкладываемся в работу студии: в обучение, в менторство, покупку лучших устройств и софта, прокачку нужных навыков и т.п., в команде есть профессиональный психолог, да и я и Майкл всегда помогаем коллегам.

в) Именно такая бизнес-модель, когда мы с моим американским партнёром Майклом Касалино, организуем всё, и служим связующим звеном между клиентами и русскими исполнителями, позволяет этим исполнителям иметь стабильно высокий доход и постоянные заказы. Ведь мало кому из них удалось бы получить от Google или гигантов гейм-индустрии больше первого заказа — американские клиенты просто не стали бы продолжать с ними сотрудничать, не нашли бы общего языка. Речь не об уровне английского, а именно о разнице менталитетов. Не говоря уже о том, что такого уровня бренды никогда не выберут исполнителей-одиночек.

Еще одна смешная иллюстрация — одна из первых сделок нашей гейм-студии. Нам нужно было выиграть тендер — клиент выбирал между нашей компанией и другой группой разработчиков, молодых русских ребят.

Я поехал на встречу один, без Майкла. Разговорный английский мой был не самым лучшим: деловые письма на английском я писал быстро и грамотно, а вот вести серьёзные беседы с американцами до сих пор не приходилось. Поэтому в процессе обсуждения задачи я не возражал и не строил из себя умника, а в основном улыбался и выдавал восклицания типа «Great!», «Cool!» и «I love it!».

Ребята-конкуренты беседовали с представителями клиента после меня. Их разговорный английский было на порядок лучше моего. За их плечами явно были языковые школы и репетиторы. Они бегло, уверенно, с правильным акцентом и очень серьёзными лицами засыпали клиентов вопросами, и быстро перешли к спору о самом продукте. Указывали заказчикам на недочёты в их проекте, предлагали свои варианты решения глобальных вопросов, «как надо», яро переубеждали, и вообще — выглядели, с моей точки зрения, большими экспертами не только в графике, но и в создании самих продуктов.

Я был уверен, что на их фоне казался недостаточно профессиональным, мало лез в сам продукт,  и поэтому мог показаться клиенту немного несерьёзным.

Как же я удивился, когда клиенты в итоге выбрали для сотрудничества нашу студию! Оказалось потом, что работа с подрядчиком, который все время возмущается, спорит по каждому вопросу, и пытается переделать весь проект по своему разумению — тратит массу ресурсов клиента впустую. Таких здесь не любят. Ты отвечаешь за своё дело, и не лезешь в чужое — это важный момент американской рабочей культуры.

А моя готовность стабильно работать, радостно соглашаясь на задачи, что они предлагали, очень близка была к нужному и привычному для американцев настрою: встречать любые трудности с улыбкой, не лезть, куда не просят и помнить, что желание клиента — закон. Этот принцип и сегодня у нас — один из главных.

4. Инфантилизм. В России отношения «работодатель — сотрудник» или «клиент — исполнитель» очень похожи на отношения родителя и ребёнка. Если ты работаешь спустя рукава, не выполняешь обещаний и ведёшь себя не так как надо — тебе сначала будут делать замечания, потом проведут воспитательную беседу, потом «накажут» штрафом — но уволят в самом крайнем случае.

В Америке, если ты сделал работу плохо, а в ответ на правки споришь, доказываешь свою правоту и пытаешься переубедить заказчика, что твой вариант лучше, даже если не соответствовал ТЗ – тебе улыбнутся, скажут: «Спасибо, классно поработали!» Но больше не перезвонят и не дадут тебе заказ снова.

У них огромный выбор исполнителей со всего мира, которые будут вести себя по-взрослому и подойдут к задаче ответственно.

5. Неумение работать в команде. Русские (как и я сам лет 5 назад) считают, что руководство, клиенты и работники — это вражеские армии. Все всех угнетают, пытаются подсидеть или использовать. С начальником или заказчиком нельзя говорить открыто. С коллегой нельзя делиться секретами оптимизации работы. Каждый за себя.

Но в разработке игр давно нет одиночек. Даже за гениями, типа Кодзимы, стоит целая команда. И каждый в этой команде – делает свой вклад, без которого остальные не выпустят игру и не заработают, соответственно, денег. Так что выгоднее со всеми дружить, быть честными и совместно решать проблемы, а не замалчивать их, чтобы «не влетело». Так выходит эффективнее.

Дополняет мысль Ольга Кошкина, Senior Project Manager с 15-летним стажем: "Отдельно проблему развития я хотела бы тоже подчеркнуть – ведь это тоже одна из бед русских сотрудников: множество раз мы сталкивались с тем, что человек получает какую-то серьезную должность и, грубо говоря, останавливается в своем росте. Новые программы не нужны – все и с текущими хорошо, новые навыки и знания не нужны – и с имеющимися можно работать. Проходит совсем немного времени, – и человек, к сожалению, «выходит в тираж», ведь наша отрасль – игровая индустрия, это постоянные изменения и развитие. К сожалению, порой очень талантливые люди теряются из-за того, что считают, что они уже супер профессионалы и больше усилий прикладывать не нужно.  И эта проблема напрямую связана с проблемой осознанности, – я никогда не перестану советовать всем анализировать себя, свои особенности, потребности, сильные и слабые стороны. Наш «рабочий инструмент» – мы сами".

Когда к нам приходят новые российские сотрудники, изменение этих вредных национальных привычек у них занимает 3, а то и 6 месяцев. Некоторые понимают, что им это не подходит. Они возвращаются обратно в привычную российскую реальность – где можно пожаловаться начальству на жизнь, погрустить о несправедливости жизни и сделать всё в последний момент. Поэтому текучка на уровне 5-7% у нас присутствует постоянно. Мы ищем новые терпеливые таланты, которые хотят перестроиться на всемирные рельсы геймдева и работать над лучшими консольными и мобильными играми по их правилам. 

Это совсем не просто, зато на выходе получаются специалисты действительно международного уровня. Несколько человек переехали от нас в лучшие игровые студии в Калифорнии: Activision Blizzard, Naughty Dog, Sony. И я знаю, что работа в нашей студии им заметно в этом помогла.

Комментировать Всего 11 комментариев

Александр Тарасов Комментарий удален автором

Какой прекрасный текст! Спасибо и добро пожаловать! 

Правда, у меня офтоп))

Честно говоря, когда читала, даже думала: эх, йоу, мы же мечтаем об играх на сайте, может, когда мы разберемся с нашим легаси, стукнуться к вам? Или вы работаете только с супергигантами?

Эту реплику поддерживают: Максим Михеенко

Ого! Ксения, здравствуйте! Даже не ожидал, что мою скромную персону заметит главред издания! Спасибо! Если пригожусь по делу - конечно, пишите, всё оформим. Вот мой Фейсбук, если что https://www.facebook.com/maxim.5518

я очень люблю наши блоги, часто читаю) даже просто в собственное удовольствие.

я просто редко комментирую, потому что я зануда)

Эту реплику поддерживают: Максим Михеенко

У вас крутые блоги. Насколько уж я немного выпал в последние годы из русскоязычного сообщества, но есть сайты, которые продолжаю читать, следить за ними. Сноб - в их числе. Остальное - в основном по профессии, DTF...

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Татьяна Санькова*

...разница в мышлении, в реакции на проблемы, в восприятии реальности — есть, и она на многое влияет. Американские компании внимательно оценивают менталитет соискателей или подрядчиков, прежде чем при

А мне показалось, что проблема совсем не в различии "русского и американского менталитетов", но в разнице между разными типами людей, с разными способностями.

Это проявляется в каждом пункте, да и без пунктов тоже:

  - Самый актуальный пример — реакция на действия властей по поводу COVID-19.

===

Вряд ли россияне в этом смысле отличились на фоне итальянцев с испанцами, да и многих американцев. Видел ролик, на котором трое полицейских вытаскивают из автобуса американца без маски...

С другой стороны, вот мы по возвращении из-за границ сами сели на карантин, хоть никто этого от нас формально не требовал, и таких россиян тоже великое множество, хотя, конечно, не знаю, большинство ли... Но мы этого и про американцев не знаем.

- 1. Прокрастинация. У русских какая-то ненормальная тяга...

====

Ну, я бы начал с того, что слово это не русское, значит, явление не является присущим исключительно русским... И на этом для краткости и закончу.

- 2. Постоянный, фоновый негатив. Русские всегда ждут худшего...

====

Судя хотя бы по множеству американских фильмов, "фоновый негатив" привычен и американцам... 

- 3. Мы частенько считаем себя экспертами в том, в чем не смыслим, и любим считать чужие деньги.

====

Я бы сказал, что и то, и другое свойственно в какой-то мере каждому... И лишь ценой неимоверных усилий кому-то когда-то удаётся что-то из этого в себе превозмочь...

- 4. Инфантилизм.

====

У меня очень мало опыта работы с американцами... Но опять же, судя по американским фильмам, эта проблема есть и там. А сам я за четверть века видел самые разные серьёзные ошибки и британцев, и финнов, и китайцев, и тайцев, и не припомню, чтоб кого-то из допустивших ошибку немедленно уволили бы... Приходит на память только мой друг, который немедленно уволил за действительно зверскую первую ошибку... собственного сына. Так что и в России бывает разное.

- 5. Неумение работать в команде.

====

Прошу прощения, никогда не поверю, что вот все американцы это умеют, а все русские - нет...

К чему я это всё?

А к тому, что речь тут надо бы вести не об "особенностях русского менталитета", а о том, что для успеха в бизнсе нужны определёные навыки и способности, и такой вот человек, как автор поста, - очень нужен не только русским... а и всем остальным, желающим научиться работать в успешном американском (и не только) предприятии. Это могло бы стать прекрасным новым направлением бизнеса, возможно, более прибыльным и менее затратным в будущем, чем нынешние занятия...

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Максим Михеенко

Сергей, рад слышать и КРАЙНЕ благодарен что потратили стоолько времени на ответ! Все четко у вас - тут главноое в человеке, в личности. 

Есть "русские американцы", а есть и "американские русские". 

К примеру, многие в Москве уже стремительно приближаются к уровню пахоты и конкуренции, как в Штатах: ну во всяком случае нет вопросов по быть на связи 24/7, поработать, если горит, в выходные и пр. 

А те же жители Юга США - не сразу отличишь по ментальности от... наших южан. Вальяжные, не цепкие. 

Но вот судить об американцах и их атмосфере по американскому кино - не советовал бы ) Да, есть там товарищи, которые реально всегда готовятся к зомби-апокалипсису. Но в общем и целом - они позитивнее смотрят в завтрашний день! 

Особенно мы говорим про Калифорнию - как именно место большинство Айти-компаний и игровых студий)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

:)

Нет, ну в чём-то, наверное, можно и ориентироваться на национальное кино, это же явление культурное, оно неизбежно отражает какие-то реалии, пусть бы и искаженные, страхи и интересы общества... Иначе история просто не была бы интересна зрителям.

Вот поэтому и они про нас думают, что тут медведи на улицах ходят )) А у нас - давно wi-fi в метро )

Не, ну это не так работает. :) О России можно составить представление не по американским, а по российским фильмам... Правда, осторожно... :)

Какой российский фильм, на ваш взгляд, составляет самое точное представление о стране, о нас? ) Просто любопытно! ПРиведете примеры? 

Не думал об этом.

Давайте я попробую объяснить, что именно имел в виду.

Возьмём, например, фильм "Ворошиловский стрелок".

Что из него можно узнать о нашем обществе?

1. Российское общество существенно стратифицировано, и граждане, принадлежащие к разным стратам, могут относиться друг к другу достаточно негативно, и вообще живут по разным стандартам и с разными идеалами.

2. В российском обществе развито родственное беззаконие - когда влиятельные родственники помогают друг другу обходить закон.

3. В российском обществе часто нет возможности решить проблему законным образом, и в таких случаях случаях кто-то прибегает к связям, а кто-то действует силой, и последним часть населения сочувствует.

Вот как-то так... А, например, вынести из этого фильма, что в России пенсионеры, чуть что, покупают СВД, и отстреливают генеральским сынкам яйца, было бы совершенно неправильным... Хотя фильм вроде бы об этом. :)

Эту реплику поддерживают: Максим Михеенко

Максим Михеенко Комментарий удален автором