Все записи
12:55  /  30.04.20

3592просмотра

IT-шникам больше не модно, не практично и вообще не время переезжать в Штаты?

+T -
Поделиться:

 

Это пост о том, что географически США, Лос-Анджелес, Калифорния, Кремниевая Долина — по-прежнему существуют, занимают почётное место на глобусе. Фильм Юрия Дудя, где и я тоже принял участие, не даст соврать :)

Но для крутых проектов, успеха и самореализации — больше нет никаких локаций. Важны — образ мыслей, желание, амбиции, а не место, откуда вы кодите, рисуете или отсылаете своё резюме.

Вы же в курсе, что Playrix сделала команда из Вологды? Это крупнейший в мире издатель и разработчик матч-3 игр. А как насчёт такого крутого софта, как московский web-сервер Nginx, пермская онлайн-платформа для совместной работы Miro, тульский конкурент Magic Leap — DevAR, якутский конкурент Uber — inDriver. Список примеров может вылиться в отдельный пост.

 

И это только примеры из России. А ведь полно ещё ребят из Сингапура, Шанхая, Берлина, Лондона, Торонто, Бостона, Барселоны, Киева, Минска, Тель-Авива – которые тоже рвут всех на международных рынках.

Единороги – повсюду. Выбирайте место, где их создавать, по душе и по карману.

Переезжать в США немодно

Лет 10-20 назад «свалить на Запад» было равно «найти Эльдорадо». Переехавшие вызывали у соотечественников целый букет чувств, от восхищения до зависти. Самыми массовыми были миграции IT-шников в целом и разработчиков игр в частности.

Уехать в США, в Кремниевую долину среди IT-специалистов в то время было, наверное, так же круто, как обычному человеку купить один из первых iPhone. Но как сейчас он есть у каждого второго сельского школьника, так и тренд на переезд ушёл.

Дело даже не в пандемии и закрытых границах. Всё большее количество людей приходит к тому, что в переезде нет смысла — по нескольким причинам.

Оказалось, русские, украинцы, белорусы могут делать вещи, которые котируются на международном уровне. Суперпроекты, в которые можно смело инвестировать доллары: S.T.A.L.K.E.R. от GSC Game World, METRO от 4A Games, Gardenscapes и Homescapes от Playrix, World of Tanks от Wargaming.

 

«Пионеры» нулевых и десятых переехали в Долину, построили карьеру в корпорациях, основали офисы своих компаний — и открыли нашим соотечественникам доступ к ТОПовым проектам, над которыми трудится весь мир. И от них же к нам просочилась информация о реальных проблемах, противоречиях и цифрах американской мечты.

Так мы узнали, что «красивая» калифорнийская жизнь стоит от миллиона рублей в месяц в перерасчёте на наши деньги, и этого хватает впритык. В то же время вышел замечательный сериал Silicon Valley, который с шутками-прибаутками рассказал нам об обратной стороне бума стартапов. Абсолют Эльдорадо рассеялся, правильней даже сказать: сбалансировался, и профессия IT-шника в США перестала быть пафосной мечтой, теперь это просто хорошая работа. На которой ты можешь работать из Казани, Воронежа или Хабаровска.

К 2020-му международный рынок привык работать с нашими качеством и исполнительностью — а мы поняли, что не обязательно жить «у них». Дислокация перестала играть роль: сегодня и в LA, и в Саратове можно создавать крутые вещи, прекрасно зарабатывать и получать от этого кайф.

 

Сейчас все громкие проекты, вроде Fortnite, Apex Legends — по сути международные, они создаются людьми со всего мира. В Call of Duty 4, к примеру, принимали участие команды из Великобритании, Канады, России, Украины, Китая и Индии. Сторонние компании помогают IT-гигантам разгрузить их работу, позволяя выпускать игровые шедевры в срок.

В нашей компании (80 человек) нет ни одного сотрудника, кроме, пожалуй, состава руководителей, которым нужно регулярное присутствие в Штатах. Дизайнеры, художники, программисты — все они могут работать из любой, комфортной для них, точки на Земле.

Переезжать в США непрактично

Раньше Штаты манили программистов и гейм-разработчиков высокими — относительно российских — зарплатами. Это актуально и сейчас — например, 3D-художнику в Калифорнии будут платить не меньше $7 000 в месяц. Но при этом в самых модных районах Кремниевой долины, вроде Пало-Альто, человек с доходом меньше $16 000 в месяц считается живущим за чертой бедности.

Для понимания, это чуть больше 1 200 000 рублей. По отечественным меркам — зарплата невероятно высокая. Но когда ты при такой зарплате можешь себе позволить только нищенскую комнату за $3 000 в месяц с туалетом и душем на этаже — становится не по себе. Вычтите налоги (от 30% до 50% заработка), аренду машины и еду: от красивой жизни останется только на кино раз в месяц (чаще — слишком дорого) и ресторан по праздникам.

А ведь ещё есть такая штука, как здоровье. Многие наши стартаперы, которые живут в Кремниевой Долине и поднимают миллионы долларов уже на первом раунде инвестиций, предпочитают лечиться на Родине. Просто потому, что даже базовая медицина в США (страховка плюс минимальные обследования) обходится в районе $20 000 в год. Роды, если вы все же рискнёте обзавестись семьёй, стоят около $10 000, а операция может вылиться в несколько десятков тысяч.

 

Работая из России, вы можете получать на порядок меньше, $2-4 000. Но 200 000 рублей — хорошая зарплата для Москвы для жизни семьёй, а для большинства регионов — предел мечтаний.

Даже с ипотекой и кредитом на автомобиль остаются деньги, чтобы оплачивать детям любое хобби и путешествовать по всему миру.

В России есть бесплатное (!) здравоохранение, и оно лучше, чем во многих странах первого мира — это факт. Вам подтвердит это любой, кто имел дело с общественными больницами в Лондоне, Лос-Анжелесе и др. столицах мира.

Да, в районных больницах у нас могут бегать тараканы, в роддомах — сыпаться штукатурка, в тубдиспансерах — повар ворует пирожки, но человеку с паспортом гражданина РФ в любом населённом пункте бесплатно вырежут аппендицит или наложат гипс. Наши врачи — в большинстве своём — открытые и неравнодушные, хотя и перегруженные. Даже частная медицина в России — с приёмами за 2-3-5 тыс. руб. — доступна не только для лучших мира сего. Что говорить о тех, кто зарабатывает выше среднего и в долларах (т. е. не страдает от скачков курса).

 

В целом, зарплаты IT-шника в РФ и США и отличаются в разы, а стоимость жизни — в десятки раз. И перевес — сюрприз — в сторону РФ. Жить дома с хорошей зарплатой оказалось лучше, чем в Лос-Анджелесе и в режиме жёсткой экономии.

Переезжать в США не единственный путь

Время, когда только в Штатах можно было выбиться в люди, точно прошло лет 30 назад. Будущее зарождалось в гаражах, не был развит интернет, и другого шанса вырасти, кроме как заявить о себе лично — просто не существовало.

Наступит ли оно когда-нибудь снова? Не берусь предполагать. В гейм-индустрии, как и в других IT-отраслях, локальные компании превращаются в транснациональные корпорации.

Сейчас пока можно сказать, что игра сделана в Америке — потому что основная масса сотрудников компании-разработчика сидит в Калифорнии. Но через пару лет эти границы будут сильно размыты. Доля аутсорса в разработке игр постоянно растёт — и это очень хорошо, потому что для того, чтобы игра полюбилась геймерам по всему миру, нужно, чтобы она соответствовала их ожиданиям, а лучше — предвосхищала их. Нужен обмен культур и опыта. Грубо говоря, сидя в офисе на берегу Тихого Океана, сложно до конца представить себе, как ведёт себя снег. Тут нужен сотрудник из Сибири :)

 

Ну и, конечно, аутсорс позволяет минимизировать издержки, а освободившиеся финансы направить на разработку новых фишек.

Я приехал в США 5 лет назад, но основное время живу в России. Посещаю Калифорнию по рабочим вопросам + пару раз в год езжу кататься на сёрфе. Срочные задачи помогает решить мой партнёр — Майкл, который постоянно проживает в ЛА.

Получилось так, что наша компания заняла золотую середину. Для соотечественников мы открываем двери в ТОПовые игровые студии, наши ребята задействованы в крутых международных проектах, оставаясь в родной стране. А для американских заказчиков — мы открываем доступ к опытным талантливым специалистам, которые знают правила игры, знакомы с калифорнийским менталитетом.

 

Переезжать в США — сегодня не единственный сценарий успеха, самореализации и достойного заработка. Но именно сегодня — самое время работать на Штаты и на весь мир, участвовать в международных проектах.

Гейм индустрия не останавливается даже на время пандемий и других катаклизмов. Войти в неё пока ещё не поздно, сделать это очень просто — ровно, как и выйти, об этом я очень подробно рассказывал в своей предыдущей колонке. Такая работа не терпит тех, кто просто гонится за деньгами. Нельзя забывать про внутреннего ребёнка, который знает, для чего он здесь — чтобы мечтать, играть в игры и создавать их.

 

Сейчас, в пандемию, в Долине не паникуют. Из-за удалёнки здесь ничего не сломалось. Потому что давно налажены все процессы, культура взаимодействия через интернет. Многие забрали детей из школ и ушли из офисов ещё до начала строгой изоляции — и продолжили учиться и работать из дома.

Ещё задолго до весенних событий здесь наблюдался уход от локальности. Люди постепенно меняли место жительства, например, переезжали в пригороды, потому что там дешевле жильё. Раньше гиперконцентрация людей очень ценилась — парень с классной идеей мог встретить инвестора прямо на улице, и наоборот. Встречу с любым нужным человеком можно было организовать за 10 минут.

Но представьте себе, сколько предложений в очереди за утренним кофе получал тот же инвестор в том же Пало-Альто, где половина жителей — программисты с намерением перевернуть мир? Кроме того, никто не отменял огромных сроков заключения сделок — а в России нередко можно всё решить за пару встреч. Так что просто писать американским партнёрам электронные письма, как я делал 15 лет назад — и сейчас не менее эффективно.

Все переехали в Zoom, и оказалось — не так важно, где ты находишься. Важно, что ценности и культура сохранились в людях — и останутся в них независимо от того, живёт человек в Лос-Анджелесе или в Магадане.

Конечно, я не говорю: «Так, ребята, stop! Калифорния не для вас». Она всегда открыта мечтателям и ловцам удачи. Железного занавеса нет, прилетайте, проникнитесь духом Долины — это прекрасно и очень полезно.

Главное — снять по дороге розовые очки и надеть солнечные, потому что местное солнце с непривычки жутко ослепляет.

 

PS Юрию и его потрясающей команде — МЕГА респект за фильм «Кремниевая Долина». Ребята реально посеяли зерна духа Долины среди огромной русскоговорящей аудитории.