Все записи
12:48  /  17.04.20

143просмотра

Почему наука и бизнес с трудом находят общий язык

+T -
Поделиться:

Большинство гаджетов и машин, облегчивших нашу бытовую жизнь, появилось всего-то 60-70 лет назад благодаря научно-технической революции. Вроде бы это весомый аргумент в пользу того, что теоретические разработки могут двигать бизнес. Но почему-то многие предприниматели до сих пор ошибочно считают, что покорят мир без помощи науки.

Если мы посмотрим на значимые прорывы, совершенные за последние двести лет (изобретение телеграфа, создание паровой машины, появление Интернета), то чаще всего они происходили благодаря науке. Бизнес быстро подхватывал идеи и адаптировал их под свои нужды.

Ошибка восприятия

В идеальном мире наука и бизнес обогащают друг друга, так как у ученых есть желание решать сложные задачи, а у предпринимателей — готовность финансировать и внедрять перспективные проекты.

Но в жизни все выглядит немного иначе. Ученые не воспринимают предпринимателей всерьез. Попробуйте сунуться с коммерческим предложением — вас заподозрят в стремлении предложить потребителям пустышку под видом научной разработки. Для сотрудников университетов деньги, как по старой советской традиции, — это зло, поэтому отказываться от них надо сразу и решительно. К предпринимателям в научной среде принято относиться скептически и подчеркнуто пренебрежительно.

Но и у предпринимателей хватает стереотипных представлений о противоположной стороне. В глазах бизнесмена ученые — это чаще всего неудачники, которые учатся всю жизнь и боятся выйти за пределы вуза, чтобы применить свои знания на практике. К тому же предприниматель зачастую слабо представляет методологию научного исследования, сложные процедуры ему кажутся избыточными или неоправданными. Если есть осознанная необходимость использовать научные разработки, то надо либо полностью доверять, либо погружаться в тему. Пример второго подхода — Илон Маск, который создает продукты на стыке науки и бизнеса. Он не меньше ученый, чем предприниматель, потому будущее за ним и подобными ему людьми.

Созидательный потенциал

Может показаться, что вашему бизнесу или стартапу, если, допустим, он не связан непосредственно с техническими инновациями, наука не нужна. И тут кроется главное заблуждение. О сращивании науки и бизнеса можно говорить не только на макро-, но и на микроуровне.

В первую очередь научное знание помогает строить прогнозы и работать на будущее. Надо понимать, куда двигается рынок. Еще недавно мы жили в мире гламура и роскоши, а сейчас компании, которые вовремя не поняли, что этот тренд разваливается, разоряются. Общество переходит на разумное потребление, хвастаться своим благосостоянием больше не модно. Поэтому стоит отслеживать тренды на уровне социологических и маркетинговых исследований.

Кроме того, наука позволяет грамотно формировать штат сотрудников. Например, в Штатах сейчас востребованы продуктологи. Они, как и маркетологи, — владеют знаниями о научной методологии и ведении бизнеса. В частности, продуктологи выдвигают гипотезу, касающуюся продукта, а потом ее проверяют и тестируют. От того, как сформулирована гипотеза и как ее проверили, зависит развитие продукта и его внедрение. Такой подход влияет на конкурентоспособность, поэтому бизнес, у которого нет продуктолога, разоряются чаще всего. В качестве одного из примеров можно привести Nokia: компания доминировала на рынке мобильных телефонов в 2000-е, но потом резко утратила свои позиции. Одной из причин была смена операционной системы, а значит, утрата доверия лояльной аудитории.

И, конечно, владение изучение методологией науки позволяет применять отдельные методы в развитии бизнеса. Тут можно привести опыт нашей компании Master Kit Inc. Раньше мы заказывали социологические исследования на стороне, но так как не понимали глубоко, что такое «контрольная» и «экспериментальная» группа, как строятся лонгитюдные исследования, почему это важно, то мы скептически относились к разным предложениям и не понимали полностью результатов, которые нам предоставляли. После открытия НИИ Саморегуляции мы стали выполнять исследования самостоятельно, начали глубже понимать многие нюансы и перестали отказываться от каких-то процедур, казавшихся ранее избыточными или неоправданными.

Этап внедрения 

Существует несколько способов развить научное направление. Самый простой для реализации вариант — монетизировать потенциал сотрудников. Для этого необходимо выделить гранты на те или иные разработки. Master Kit Inc как инновационная IT-компания предлагает штатным программистам реализовывать собственные идеи (конечно же, внутри существующих направлений развития бизнеса). Грант стимулирует сотрудников быть креативными, а компания может в дальнейшем заработать деньги.

Другой вариант — привлекать ученых со стороны. Но в этом случае надо учитывать, что научные сотрудники не замотивированы деньгами. Им интересно продвижение в научной среде, поэтому они не согласятся делать что-то может испортить их репутацию. 

Когда компания Master Kit Inc занялась распространением методики саморегуляии Master Kit, то стало ясно, что потребителям не достаточно нашего честного слова, что она действует. Людям необходимо подтверждение. А нам требуется развитие, чтобы не останавливаться на одном продукте. С этой целью был открыт НИИ Саморегуляции. Для компании это большие издержки. Но институт дает научную базу: проводятся исследования, оценивающие долгосрочное действие методики, организуются опросы потребителей, публикуются научные статьи, проводятся конференции. Не так давно мы стали выпускать журнал “Саморегуляция” на русском и английском языке, в нем выходят фундаментальные и прикладные исследования в области саморегуляции. Ученые (психологи, социологи, нейрофизиологи) получают возможность заниматься интересующими их темами. И их работы имеют вес в профессиональном сообществе. А для нас это надежный фундамент и подтверждение, что бизнес-проект приносит пользу людям. И мы не голословно и рекламно утверждаем, что у пользователей улучшается здоровье, налаживается личная жизнь, проходят страхи и прочее. По каждому пункту мы можем привести надежную статистику. 

От союза науки и бизнеса компании получают стратегическое превосходство. Результат не всегда заметен сразу, потому что это игра в долгую.