Все записи
21:22  /  21.06.20

349просмотров

Почему нужно строить международный бизнес

+T -
Поделиться:

Многие российские компании мечтают выйти на международный уровень, ведь это несет очевидные преимущества: позволяет привлечь новую целевую аудиторию, снизить риск убытков, повысить конкурентоспособность организации, увеличить капитализацию. Но далеко не все из тех, кто мог бы это сделать, используют такой шанс, недооценивая свои возможности. И напрасно.

Благодаря развитию технологий сегодня построить международную компанию становится проще: глобальность уже не является исключительной привилегией корпораций, а вполне может стать планом развития небольших организаций, стремящихся к устойчивости и долгосрочному присутствию на рынке. Глобальность — это не масштаб бизнеса и не объем дохода, а образ мышления. На мой взгляд, бизнесы делятся на два типа: первый условно можно назвать Status quo, второй — «Работа на перспективу». Каждый из них тормозит или способствует реализации этого плана.

Особенности национального бизнеса

Тип первый: status quo. Отличительная черта такого отечественного предпринимательства в том, что мы всего боимся. Например, нам страшно, что завтра случится нечто, и мы не сможем вывести средства из своего бизнеса. Поэтому речь идет не о капитализации и создании значимого продукта, а о том, чтобы заработать здесь и сейчас хоть что-нибудь, при этом опасаясь, что в любой момент у тебя все  отнимут. Такие люди привыкли жить одним днем, не имея четкой стратегии. Ими руководит боязнь остаться без средств, ведь лошадь, которую они погоняют, рано или поздно умрет, но изменить что-то им не под силу. Это тупиковый путь.

Тип второй: работа на перспективу. На таких стоит равняться, если хотите перестать бояться в ожидании неминуемого краха вашего предприятия. А главное — стремитесь понять, какие бизнес-процессы происходят и как на них можно влиять, причем не сиюминутно, а вдолгую. Ведь если вы вкладываете силы в то, что делаете, должны иметь определенную стратегию и просчитывать, к чему она приведет. Это не означает, что вы не заинтересованы в получении прибыли — скорее, то, что хотите получить гораздо большую, потому готовы работать на перспективу, осваивая новые территории. Пусть даже для этого понадобится больше времени и усилий.

Global shift, или как преодолеть стеклянный потолок

«Глобальный сдвиг», который происходит сейчас, — примета времени. На мой взгляд, хорошее правило для любой компании или стартапа — не ограничивать себя, особенно если ваш бизнес представлен в интернете. Примеры, которым стоит последовать, есть: к давно обосновавшимся на международном рынке компаниям вроде «Нетологии-групп», добавились «Алгоритмика», StudyFree и другие игроки. Согласно данным, приведенным в отчете «Интерфакс Академии», по итогам 2019 года объем мирового рынка только онлайн-образования составляет около 4,8 триллиона рублей, и Россия занимает в его структуре лишь около 1%. А значит, есть куда расти.

Преимущества выхода на международный рынок очевидны:

- преодоление негативных процессов внутреннего рынка, таких как перенасыщение определенной товарной группы, конкурентная борьба, налоговая политика госорганов;

- снятие ограничений, связанных с сезонностью, узким потребительским рынком;

- применение ресурсов компании для достижения более масштабных и перспективных целей, расширение сферы ее деятельности;

- привлечение новых партнеров;

- возможность создать активы в другой стране;

- приобретение опыта, поднятие уровня команды;

- формирование и укрепление имиджа компании.

Например, если вам удастся занять нишу на мировом рынке, — это шанс оградить бизнес от ударов, связанных с геополитикой: когда яйца разложены по разным корзинам, все вы точно не потеряете.

Существуют принципиально важные глобальные схемы по выходу на зарубежные рынки: их необходимо знать и конкретизировать для каждой организации и каждой страны. При этом надо помнить, что основа бизнеса — качественный продукт: если люди в него не влюбятся, усилия будут напрасны.

Универсального механизма адаптации к рынку и менталитету новой страны не существует, но есть несколько обязательных пунктов, которые помогут это сделать.

1. Разведка. Изучение особенностей законодательной базы в стране, конкурентов, общей информации, в том числе менталитета, культуры потребления продуктов, актуальности цен. Это дает возможность сформировать представление о новом рынке.

2. Адаптация продукта и бизнес-модели под ЦА.

3. Юридическое присутствие. Чтобы не понести убытки, необходимо изучить все нюансы, а также найти партнеров — юридических, таможенных, бухгалтерских и т.д.

4. Запуск продукта.

Есть разные способы выхода компании на иностранный рынок: это могут быть информационные ресурсы, личные связи, поездки за рубеж в составе делегаций, центры поддержки экспортеров, такие, как Российский экспортный центр (РЭЦ), где предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок. Еще один вариант — участие в международных профильных конференциях.

Например, в июле 2019 года Master Kit презентовал свой проект на конференции «Доказательная медицина 2019 (ЕВМ)», которая проходила в Оксфорде и была организована при Оксфордском университете совместно с Британским медицинским журналом (BMJ) при поддержке Королевского колледжа врачей. Несколько лет назад был проведен Business Day во Франкфурте, где готовился запуск продуктов, а Open Day — 2020 пройдет в формате фестиваля в октябре в Антальи, Турция. Сегодня продукт компании переведен на все основные иностранные языки, она присутствует в 68 странах, а 75 тысяч ее клиентов объединены в единое сообщество.

Наш опыт международного сотрудничества подсказывает, что надо стремиться выйти на мировые рынки, а не позиционировать себя исключительно как российская компания. И хотя global shift для бизнеса — путь непростой (в каждом конкретном случае необходимо взвешивать решения и оценивать риски), но и выгода в виде развития проекта, увеличения стоимости актива, масштаба деятельности, а главное — осознания того, что вам удалось раздвинуть рамки, очевидна.