Все записи
19:20  /  17.04.20

12761просмотр

Что будет с рынком после глобального карантина? Прогноз

+T -
Поделиться:

Сейчас очень популярно выражение, что мир уже никогда не будет прежним. Давайте разберёмся, действительно ли текущая пандемия является чем-то экстраординарным и что может измениться после её окончания. 

Действительно, пандемии для человечества не редкость на протяжении всей истории, а вспышки чумы, различного гриппа и оспы уносили миллионы и десятки миллионов жизней. Если текущая ситуация резко не ухудшится, коронавирус и близко не приблизится к своим предшественникам. Но это не значит, что угроза не серьёзна, SARS-CoV-2 уже вышел на первое место среди вирусов по текущей смертности. От туберкулёза в день умирает примерно 3 тыс. человек, от гепатита В 2,4 тыс., ВИЧ/СПИД 2,1 тыс., Коронавирус же уносит более 5 тыс. жизней в день. В мире инфицировано более 1 млн человек в 209 странах и, если бы не карантинные меры, всё могло быть гораздо хуже.

Тем не менее окончанию пандемии уже есть достаточно обоснованные прогнозы: от одного месяца в оптимистичном варианте и до 3 месяцев в самом пессимистичном. Строятся они на успешном примере Китая, который уже заявил об окончании эпидемии, а по количеству больных на текущий момент страна опустилась на 49 место. Также карантинные меры стабилизировали ситуацию в Европе, а в скором времени позитивных сигналов ждут из США. 

Самые большие вопросы вызывает экономический аспект. Так как современная экономика с подобным ещё не сталкивалась, никто сейчас не может предсказать последствия, также как сложно определить, какие именно меры должно реализовывать государство. В России по большей части сырьевая экономика. По оценкам Минфина доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях федерального бюджета в 2019 года составила около 41%, а ведь ещё есть металлы, экспорт зерновых и прочее. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего 23%, в то время как в США и Европе уровни 50-60%. Поэтому вполне логично, что наше государство больше обеспокоено работой крупных предприятий, а западные правительства всячески стараются поддержать покупательную способность населения. Какой подход окажется правильным мы увидим не раньше конца года.

Исторически лучшим временем для инвестирования являются именно кризисы, акции стоят очень дёшево и могут приносить огромные деньги за короткий срок. Но также существенно возрастает риск потери денег из-за банкротств компаний. В связи с этим многих интересует вопрос, кто больше всех проиграет и выиграет от этого кризиса, какие акции стоит покупать. Ответы кажутся тривиальными, хуже всех себя сейчас чувствует туризм, авиакомпании, рестораны и индустрия офлайн развлечений. А выиграть должны онлайн медиа, Amazon и прочие онлайн и ИТ компании. 

Давайте начнём с проигравших, например, авиакомпаний. Все знают, что рынок авиаперевозок обвалился очень сильно. И у нас есть отличный исторический пример для анализа по одному из лидеров этого рынка. Мало кто знает, что мода на медицинские маски в Азии началась не из-за грязного воздуха, а первой вспышки коронавируса в 2002 году. Тогда удалось остановить распространение вируса в самом начале, заразилось около 8 тыс. человек, умерло 9% из них. Тем не менее уже тогда были введены жёсткие меры по нераспространению, которые сказались на авиации. Но отрасль восстановилась моментально после окончания вспышки.

Сейчас мы видим такое же резкое падение и оснований полагать, что люди перестанут путешествовать, у нас нет. Так что относительно авиакомпаний стоит вопрос о том, смогут ли они продержаться до восстановления авиасообщения. Отрасль и до последних событий чувствовала себя не очень хорошо, а о возможной национализации авиакомпаний в Европе заговорили ещё месяц назад. 

Давайте рассмотрим несколько примеров, для начала наш Аэрофлот. Государство владеет 51,2% акций компании, так что вероятность банкротства сразу отметаем. Со своих февральских максимумов акции потеряли 37%, но стоит ли их подбирать? Попробуем грубо оценить ухудшение финансового состояния от простоя бизнеса за 1 квартал. По итогам 2019 года долг компании составил 573 млрд рублей (кредиты и лизинг самолётов), по процентам компания заплатила 50 млрд. Допустим, бизнес компании полностью простаивает и из расходов останутся только зарплаты (всё-таки у нас оплачиваемые выходные до конца апреля). В 2019 на оплату труда ушло 92 млрд или около 23 млрд в квартал. По лизингу и кредитам компания скорее всего получит выходные, так что новых кредитов под это занимать не придётся, но добавится минус от зарплат. Итого, за квартал долг вырастет на 4% до 596 млрд, а процентные платежи на 2 млрд при прибыли за прошлый год в 13 млрд. Т.е. при прочих равных компания покажет убыток в 2020 году, но для бизнеса это не катастрофично и уже в следующем году выйдет в плюс. Конечно же такие приближения не учитывают валютные курсы, а компания выплачивает лизинг в долларах, за обслуживание простаивающего флота необходимо платить, но для понимания, что ничего критичного не произойдёт – вполне достаточно. Американская Delta Airlines упала на 62%. В США зарплаты являются основной статьёй расходов, превышая топливо и прочее, так что тут эффект должен быть сильнее. Компания потратила в 2019 году 11,2 млрд $ на зарплаты или 2,8 млрд в квартал. При этом долг составляет около 12 млрд, а эффективная ставка процента по долгу всего 2,8%. По аналогии с Аэрофлотом получаем рост долга уже на 23%, а процентных платежей до 420 млн $, но в сравнении с прибылью за 2019 в размере 4,8 млрд также не так страшно. 

Получается, наиболее пострадавшая отрасль выглядит не такой плохой для инвестиций. Такие же примеры можно привести и по остальным. Продажи автомобилей в Китае за февраль упали на 80%, в США мартовские продажи упали на 37% и это только начало. Но в отличие от кризиса 2008 года, когда автомобильные компании банкротились одна за другой, к нынешнему кризису они подошли с огромными запасами денежных средств. У General Motors на счетах 27 млрд. $, которые в 2 раза превышают долговые обязательства компании, похожая ситуация и у остальных крупнейших компаний. Тот же ресторанный бизнес остаётся на плаву за счёт переориентации на доставку, официанты и прочий персонал задействуется в качестве курьеров. Бизнес по пошиву одежды начинает выпускать защитные маски и халаты и т.д. 

Такое же развенчание мифов можно провести по выигрывающим отраслям. Digital экономику скорее можно назвать наименее затронутой, но дополнительных плюсов ждать не стоит. Увеличение количества подписчиков Disney+ не окупит выбывающие доходы от закрытия парков развлечений. Amazon больше доставляет продуктов, но спрос на более дорогие товары для оффлайн развлечений снизится. Что касается IT, облачных сервисов и дата-центров – здесь всё развивается прежними темпами. 

Можно предположить, что какие-то изменения должны прийти в отрасль здравоохранения, но и тут текущая система не показывает существенных недостатков и возможностей для улучшения. Постоянное поддерживание большого количества койко-мест экономически невыгодно в спокойное время, а во время пандемии можно быстро построить полевые госпиталя, как сделал Китай, а сейчас делают Россия, Европа и США. Отрасль медицинского оборудования в кратчайшие сроки усовершенствовала тесты на вирус с 24+ часа до 5 минут. В процессе разработки более 10 разных вакцин, испытываются и экстренно одобряются препараты для облегчения течения болезни, конкурирующие фармацевтические гиганты объединяют свои усилия, а аппараты ИВЛ собирается производить Илон Маск на заводах Tesla. То есть в совокупности мир довольно неплохо справляется с этим вызовом. 

Как же так получилось, что при довольно значительном экономическом уроне многие компании оказались к этому готовы (этот тезис всё же больше подходит для западных стран)? Дело в том, что мир давно ждал кризиса и готовился к нему, период роста сильно затянулся и все максимально старались обезопасить себя на время новых потрясений. В итоге никто не был готов именно к вирусу, но предпринимаемые шаги по финансам идеально подошли под текущую ситуацию. То же можно сказать по инвестиционному сообществу, очень многие в конце 2019 нарастили долю денежных средств и низкорисковых активов в ожидании рецессии, тогда её ждали из-за инверсии кривой доходностей американских трежерис. 

Высокая волатильность на рынках объясняется как раз тем, что все ищут лучший момент для покупки активов, у всех перед глазами цифры по количеству заболевших и любые намёки на возможный слом тренда приводят к массовым покупкам. Эти «колебания» рынка сохранятся и в будущем, когда начнёт выходить свежая макроэкономическая статистика, по которой можно будет оценить причинённый ущерб. Например, индекс деловой активности в промышленности, который отражает ожидания бизнеса, уже вышел в положительную зону в Китае. То есть промышленники уже ждут начала роста в своей стране. И это неудивительно, Китай оправился раньше всех и уже переориентируется на производство ИВЛ, масок, дезинфекторов и прочей продукции, которая сейчас нужна остальному миру. 

Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, мы приходим к выводу, что вряд ли что-то существенно изменится. Обанкротятся наиболее неподготовленные компании, но на их место придут новые. Нет непоправимых инфраструктурных разрушений или критических человеческих потерь, зато теперь мир будет готов к подобным угрозам и следующий вирус можно будет остановить своевременным закрытием на карантин одного города, а не всех стран. 

Что касается финансов, частным инвесторам в такое время лучше не участвовать в краткосрочных спекуляциях, а смотреть на длинный горизонт и учитывать свой риск-профиль, например, оценить его можно в приложение МТС Инвестиции. 

Большинство активов уже стоят очень привлекательно, так что можно покупать как голубые фишки, так и инвестировать в небольшие компании с устойчивым долговым профилем или подбирать качественные еврооблигации. Также отличным вариантом для неискушённого инвестора сейчас будет передача денег в управление профессиональным управляющим в рамках ДУ или ПИФ, так как именно в такое время управляющие зарабатывают свою альфу (результат, превышающий общерыночную доходность).