Все записи
23:03  /  11.09.20

254просмотра

Две картины

+T -
Поделиться:

1. Опасная картина.

Москва, сентябрь 1937.

— Эй, Пацан, живо в комнату!

Хотя в коммунальной кухне было по случаю воскресного дня полно народу и царила шумная суета, Пахан — мужчина средних лет с натруженными руками и усталым лицом, — произнес свою просьбу-требование свистящим полушепотом.

И просьба эта тревожной стрелой долетела до самого дальнего стола, за которым сидел щуплый мальчишка-школьник и что-то сосредоточенно рисовал в тетрадке химическим карандашом. Мальчишка подскочил на месте, одним движением подхватил свой нехитрый скарб и в несколько быстрых шагов оказался у кухонной двери, по пути едва не сшибив табуретку Петра Петровича и едва не обжегшись о раскаленный бок самовара Ивана Ивановича.

Еще через несколько секунд Пахан с Пацаном вошли в комнату. Мамка со вторым ребенком, совсем еще крошечным Пацаненком, отправилась гулять, и отец с сыном были в комнате совсем одни. Тем не менее, вместо обычного послеобеденного воскресного благодушия лицо Пахана выражало тревогу и даже страх.

Пахан с силой подтолкнул мальчика к подоконнику. На подоконнике лежал настольный календарь, раскрытый посередине.

— Как ты посмел притащить домой эту вражескую книжку? — Голос Пахана звучал угрожающе.

— Папа, почему книжка вражеская? — робко спросил Пацан.

— Смотри сюда — что это? — Пахан указал на картинку, занимавшую почти весь лист, на котором был раскрыт календарь. Картина изображала молодую женщину и двух девочек. Одна девочка оседлала спину женщины, а другая вольготно развалилась на широкой кровати, правой рукой приобняв кошку, устроившуюся у нее под боком.

— «Ма-ми-на ком-на-та ут-ром. Реп-ро-дукция». — прочитал по слогам мальчик. — И что в этом вражеского?

— А то. У нашей Мамки есть комната?

— Нету. Мы все в одной комнате живем.

— А у Мамок твоих товарищей?

— Тоже.

— Значит, это буржуи. Правильно мы у них всё отобрали в Революцию. И печатать такие картинки сейчас – чистое вредительство. Садись — будем писать Куда Надо.

Через полчаса письмо в органы было готово.

Ночью Пахана арестовали.

Письмо осталось неотправленным.

 МАМИНА КОМНАТА УТРОМ.1910-Е ГОДЫ. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТАРХОВ. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

2. Вкусная картина.

Москва, сентябрь 2019.

— Смотри, Дочь, какая Вкусная Картина!

— Что в ней особенного, Пап? — Дочь, студентка-первокурсница, не спешила разделить восторги Отца.

— Это больше, чем картина. Это целая история. И сейчас мы с тобой ее расскажем. Итак, что ты видишь?

— Мама, две дочери, кошка. Как бы ни о чем.

— А как называется картина?

— Ну, «Мамина комната утром».

— Это важно. О чем нам это говорит?

— Ну, девочки утром пришли к маме.

— Это да. А откуда они пришли?

— Понятно, что из своей комнаты.

— Значит, у девочек тоже есть своя комната. А у папы?

— Наверное, тоже.

— И еще как минимум одна общая комната, в которой семья обедала и проводила время вместе. По-твоему, это чересчур?

— Да нет, как раз достаточно.

— И обрати внимание на лица персонажей — они спокойные и радостные. Им просто очень хорошо всем вместе. Итак, о чем эта история?

— О счастливой семье?

— Я бы сказал, о том, что счастье возможно.

— Согласна.