Все записи
14:18  /  18.06.21

новая запись

Эмоции и тело под контролем: как стать режиссером собственной жизни

+T -
Поделиться:

За двадцать лет в профессии я четко осознала: за каждым  успехом актера стоит большая режиссерская работа. Артист, как бы странно это ни звучало, - прежде всего командный игрок. Очень многое зависит от постановки задачи, атмосферы на площадке, глубины замысла и того, насколько вся съемочная группа “внутри материала”. 

В прошлом году я запустила авторскую видеошколу в онлайн формате (MIRONOVA online SCHOOL) и уже шестой год провожу набор студентов в офлайн-класс («ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ Я СНИМАЮ КИНО»), регулярно провожу лекции и мастер-классы. Рассказываю ученикам не только о нюансах работы клипмейкера и режиссера, но и о тонкостях взаимодействия с актерами. По моему убеждению, чтобы снимать - надо сниматься. Недаром гуру сценического искусства, на чьи труды опирается весь мир - Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд - совмещали актерство с режиссурой.

Актерские навыки и режиссерский взгляд на себя со стороны нужны не только людям в публичной сфере, а любому человеку. Собеседование при приеме на работу, защита диплома, презентация перед руководством, разрешение сложных ситуаций на дороге - многие житейские ситуации требуют самообладания, скорости реакции, уверенности в себе. Точнее так - актерские приемы могут значительно улучшить жизнь и стать ключом к большим победам.

Сегодня я дам пять советов для того, чтобы “прокачать артистическую мышцу в себе”. Выполнять упражнения можно в одиночку. Я подобрала те, где не требуется партнер и реквизит. Но помните, что этого не всегда достаточно. Актерская игра - это взаимодействие, поэтому рекомендую посещать и групповые занятия. 

Итак, предлагаю начать. Преимущество упражнений из моей подборки в том, что все они “быстрые”, можно делать даже в десятиминутный перерыв между рабочими задачами.

1. Развивайте воображение и ассоциативное мышление. Актерам это жизненно необходимо для погружения в образ, а всем остальным пригодится для расширения интеллектуальных и когнитивных возможностей. К примеру, выберите сами или попросите кого-то назвать пять рандомных слов. Потом из них попытайтесь составить связный рассказ. Можно записать его, а можно упражняться мысленно. Это даже более эффективно, так как развивает сразу две сферы: не только фантазию, но и память. 

Даже наедине с собой чаще играйте в ассоциации, постепенно усложняя их. Например, сначала - ручка, парта, тетрадь, учитель, а потом как бы перепрыгивая “на уровень выше” и пропуская очевидные образы: ручка - эпиграмма.

2. Эмоциональный интеллект - половина успеха. Учитесь лучше понимать не только себя, родных и близких, но и случайных людей, тех, кого видите впервые. Отличный инструмент - осознанное чтение и просмотр фильмов. Следите не только за сюжетом и экшеном, а анализируйте и проговаривайте для себя, что сейчас испытывают герои и почему. 

А еще - чаще играйте сами с собой, вызывайте себя на челленджи. Пока едете в метро, выберите любого персонажа, реального или вымышленного, эпоха и его “подноготная” не имеют значения. Сегодня это может быть футболист Диего Марадона, забивающий победный гол, а завтра - приговоренный к сожжению Джордано Бруно. Вообразите, что чувствовали эти люди в кульминационные моменты своей жизни, причем постарайтесь это четко сформулировать и описать в деталях.

3. Ключевой навык - борьба с волнением. И один из главных и бесспорных инструментов - контроль над дыханием. Недаром специалисты по риторике советуют начинать публичное выступление с десятисекундной паузы. 

Сконцентрироваться и вернуть самообладание поможет следующая практика. Растяните глубокий вдох на четыре счета, затем - задержка дыхания на 4 секунды. Потом выдох, также постепенный - раз, два, три, четыре. Можно увеличивать временные интервалы - вплоть до восьми на каждый этап.

4. Следующее упражнение позволяет установить связь со своим телом, понять реакцию организма на разные чувства. 

Встаньте напротив большого зеркала в полный рост и изображайте попеременно - гнев, усталость, радость, страх, обиду и другие эмоции, быстро чередуйте их. Фиксируйте реакции вашего тела и то, как в зависимости от позы и мимики меняется настроение. Открытие вас удивит - мы сами управляем собой. Если захотеть испытывать радость, дать своему организму “команду на улыбку”, то можно ощутить прилив сил.

5. Память для актера - как бензин для водителя. Предлагаю выучить любое стихотворение и декламировать его по-разному: то пытаться пропеть низким и высоким голосом, то читать как старик, то изобразить ребенка. Попробуйте начать не с начала, а со случайного фрагмента, и потом вернуться к нему обратно. Высший пилотаж - прочитать четверостишие в обратном порядке, а затем и все стихотворение целиком. 

"То заплачет, как дитя, 

То, как зверь, она завоет, 

Вихри снежные крутя, 

Буря мглою небо кроет"...

И, напоследок: осваивайте и постоянно совершенствуйте навыки самопрезентации. Актеры во время кастингов все чаще записывают видеовизитки. Они рассказывают, казалось бы, простые вещи о себе: как зовут, сколько лет, где снимались, в каких театрах играют, чьи мастерские оканчивали. Но и здесь страх перед камерой или собеседником может “выдать человека во всей красе”. Это способ продемонстрировать свое умение держаться на публике и перед камерой. Возьмите прием себе на вооружение. Записывайте подобные видео о себе. Я Олег, мне 30 лет, я начинающий клипмейкер... Пересматривайте и наблюдайте за тем, как ведет себя тело - невербальные знаки говорят о вас громче, чем слова. Корректируйте недостатки, снова снимайте видео и отслеживайте прогресс в реальном времени. Удачи!