Любому из нас тяжело выучить названия новых профессий, если они не связаны с твоей сферой – биоэтик, игромастер, инфостилист, ГМО-агроном… Мозг отказывается это запоминать и находит более понятный ему (хотя и обидный для носителя профессии) синоним.

Путаница между словами «клипмейкер» и «режиссер» тоже не случайна. На заре отрасли клипов главными их создателями были именно режиссеры: эпоха большого кино переживала кризис и все искали себя, а «клипы» и рекламные роли считались низким жанром. Снимая подчас шедевры, их создатели, отводя взгляд, утверждали, что это лишь «халтура» в ожидании будущего «большого проекта». Собственно, и сам кинематограф считался на заре примитивным и низким жанром. Говорил ли Ленин на самом деле, что важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, никто точно не знает. Но эти форматы на заре XX века точно никто не противопоставлял.

Сегодня – подходящий случай рассказать, чем клипмейкер отличается от режиссера.

По мне все очень просто. В кино авторы создают собственный мир. Пишут сценарий, выбирают героев, продумывают диалоги, находят под них актеров. Процесс столь многоранный, что очень трудно заранее предсказать зрительское «верю» или «не верю». Внешний масштаб твоей власти над не всегда управляемым миром кинопроизводства столь велик, что виновником даже случайного фиаско будешь назван именно ты.

В клипах все иначе. В центре мира уже находится музыкант и предложенное им произведение. Клипмейкер создает мир вокруг них. Ты не можешь поменять актера и должен полюбить его таким, как он есть. Увидеть и понять его лучшие качества, вытащить из него все хорошее – и поставить на пьедестал. Пристрастно выяснить все его слабости, косяки, подоплеки – и, простив их, научиться прятать все это плохое от себя и от зрителей. Не заставлять танцевать, если он не умеет. Не заставлять играть неподходящую роль, если он не хочет перевоплощаться. А все лучшее, наоборот, вынести на передний план, поставив ручки на максимум. 

Ни в коем случае нельзя утверждать, что какая-то одна из этих сфер имеет преимущества перед другой. Это симбиоз, сообщающиеся сосуды. Часто на практике одно перетекает в другое. Знаменитые режиссеры снимают клипы для выдающихся исполнителей, а клипмейкеры параллельно занимаются художественным кино. Различия не так важны, если брать во внимание главную миссию - упор на созидание и преображение, акцент на творческом осмыслении действительности. Как мы знаем, художественные изыскания меняют мир не меньше, а порой даже сильнее технологического прогресса. Просто гуманитарная революция как раз происходит постепенно, поступательно и эволюционно. Но это не значит, что мы в общественном дискурсе должны пренебрегать этим, разделяя повестку на основную и второстепенную.

Сегодняшний профессиональный праздник - очередной повод напомнить, что режиссер должен быть услышан. И в его арсенале не только иносказание, фантазия и аллегории, но и прямолинейность. Не стоит бояться! Мы имеем право голоса и создаем будущее не меньше, чем политики.