Все записи
МОЙ ВЫБОР 14:02  /  10.07.20

120просмотров

Социальные сети как мощный инструмент экономики

+T -
Поделиться:

Всем привет! Меня зовут Полина — я блогер.

Успешно окончила Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии. На втором курсе успевала подрабатывать официанткой. Но вскоре решила, что могу найти для себя более интересную, перспективную и прибыльную работу.

Всё началось в обычном петербургском кафе. Я сидела за столиком и фотографировала сырники для своего профиля в Instagram, на тот момент у меня было 300 подписчиков. На меня обратил внимание владелец заведения и вскользь предложил вакансию SMM-специалиста. Так я и получила свою первую работу в онлайн-сфере.

С тех пор (а именно с 2014 года) я придумывала и проверяла на своем блоге все существующие способы продвижения, продумывала контент и ориентировалась на отклик аудитории. Мой блог в Instagram быстро рос и становился популярным. Всё свое время я уделяла тому, что считаю и работой, и хобби одновременно.

В своем блоге я делюсь наблюдениями в сфере отношений и рассказываю о способах заработка в Интернете. Стараюсь на личном примере доказать, что зарабатывать в Интернете — возможно. В прямом эфире на глазах огромной аудитории я активно развиваю свой блог, продюсирую вебинары и курсы, а также являюсь менеджером других блогеров, преимущественно зарубежных.

За то время, в течение которого я занимаюсь развитием и продвижением социальных сетей, я изучила множество полезной литературы. И мне хотелось бы поделиться с вами теми знаниями, которые я получила за это время. Итак, начну с того, что же такое соцсети и откуда они появились…

Цифровая революция последнего десятилетия резко изменила инструментарий и методы ведения маркетинговой деятельности, переориентировав их на онлайн-среду, увеличив тем самым возможности анализа данных и повысив качество принимаемых решений. Маркетинговые инструменты в цифровой экономике становятся результатом деятельности IT-кластера экономики. В цифровой экономике в целом и в цифровом маркетинге, в частности, социальные сети играют важнейшую роль, поскольку предоставляют возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и служат инструментом управления аудиторией, которая, в свою очередь, является потенциальным потребителем рекламируемых услуг и товаров. Это делает социальные сети мощным экономическим инструментом и позволяет интегрировать пользователей в соответствии с различными целями, которые определяются их типичными поведенческими характеристиками.

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом и обозначал социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид). Поскольку Интернет тоже представляет собой сеть узлов, то он является отличным способом реализации социальных сетей в виртуальной среде. С развитием функционала сети Интернет, его инструментария социальная сеть прочно стала ассоциироваться с совокупностью веб-страниц. С этой точки зрения полезно посмотреть на определение социальной сети, которое представлено в электронной библиотеке Википедия: «Социальная сеть – онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или оффлайн-связи».

С точки зрения Ларри Вебера, специалиста в области Интернет-маркетинга, социальная сеть – это онлайн-среда, объединяющая людей по интересам с возможностью комментариев и обсуждений. Он подчеркивает, что социальная сеть – это эффективное средство распространения информации посредством сети Интернет, обладающее стратегическими инструментами формирования общественного мнения «ежечасно, если не ежеминутно. Автор Лев Алексеевич Битков уточняет: «Социальная сеть (в Интернете) – это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса загружается самими участниками сети». Профессор кафедры управленческих технологий Института государственного управления и социальных исследований МГУ Александр Николаевич Чумиков дает такую характеристику: «Социальные сети – это веб-сайты или иные инструменты Интернета, предоставляющие пользователям возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваясь различными видами информации».

По мнению специалистов компании Brand Analytics, ранжированный список социальных сетей в России представляет собой следующую последовательность: первое место в этом списке занимает социальная сеть ВКонтакте, на втором месте приложение для обмена фотографиями и видеозаписями Instagram, на третьем - Facebook, далее идут Twitter, LiveJournal и «Мой мир».

Первоначальная функция социальных сетей — восстановление связей: они создавались для того, чтобы пользователи могли находить своих старых знакомых онлайн. Но сегодня социальные сети поменяли вектор развития. Сейчас они скорее выступают в роли онлайн-представительства человека. Это влияет на поведение пользователей и их потребности. И для всего это требуются новые сервисы. Многие из недавних разработок уже пользуются огромным спросом. Это поиск информации, хранение файлов, редактирование изображений, возможность ведения блога в соцсетях, геосоциальные сервисы.

На сегодняшний день утро многих людей начинается не только с чашки кофе, но и с просмотра своей страницы в социальной сети. Это не удивительно, ведь около половины населения нашей планеты имеют аккаунт в какой-нибудь социальной сети, а некоторые зарегистрированы в нескольких сразу. Они затягивают - не просто так Интернет называют всемирной паутиной. Ведь если в сеть паука попадет какая-нибудь букашка, то она не сможет выбраться, ей придется остаться там навсегда.

Для многих пользователей социальные сети почти синоним Интернета. Это хорошая почва для маркетологов. И ее необходимо учитывать, разрабатывая кампании маркетинговых коммуникаций.

Социальные сети были созданы с различными целями, можно выделить некоторые из них для наглядных примеров:

˗ для нетворкинга — ресурс для поиска друзей, одноклассников, одногруппников, коллег, знакомых и так далее. («Одноклассники», ВКонтакте, Facebook, Classmates);

- для продвижения сервисов, визуального контента, услуг (Instagram);

˗ для того чтобы обмениваться развлекательной информацией, а также для блогов, игр (TikTok);

˗ для работы и бизнеса - площадка для ведения делового общения (МойКруг, LinkedIn);

˗ для сбора новостей (news2.ru);

˗ для сбора закладок («БобрДобр»);

˗ для видео (YouTube);

˗ для аудио (Last.fm);

˗ для фото (FiXX.RU);

˗ для знакомств (Tinder, Bumble, Inner Circle);

˗ нишевые социальные сети (Хабрахабр, drugme, geni и другие).

Сегодня стратегии развития и продвижения бренда в социальных сетях уделяется не меньше внимания, чем SEO (Search Engine Optimization — оптимизация сайта) — продвижению и контекстной рекламе. С помощью этого инструмента проще общаться с аудиторией, создавать WOW-эффект, бороться с негативными отзывами.

SMM (Social Media Marketing) — это совокупность действий, направленных на продвижение бренда в социальных сетях и построение отношений с целевыми группами.

Специалист составляет стратегическую подводку и внутренний бриф, определяет роль бренда в социальных сетях. Особое внимание стоит уделить анализу конкурентов — бренд-мепингу. Они могут подсказать, как делать можно, а как — абсолютно противопоказано.

При анализе целевой аудитории определяется ее средний возраст, профессии, хобби и интересы, а также проблемы. Эти знания позволяют понять, как общаться с подписчиками. При анализе трендов используются специализированные СМИ и, собственно, сами социальные сети. Платные виды продвижения в социальных сетях являются самыми эффективными способами заявить о вашем бренде с помощью SMM.

Принят ряд следующих наиболее актуальных направлений SMM:

— объединение онлайна и оффлайна. Привлекать пользователей на оффлайн-мероприятия компании в социальных сетях становится легче. И наоборот, аудитория оффлайн-события может прийти в соцсети и подписаться на новости бренда. Само мероприятие становится отличным информационным поводом для публикации в социальных сетях;

— ситуативный SMM. Самым популярным становится вирусный контент, который привязан к инфоповоду или событию, активно обсуждаемому в Интернете. Интересный креатив бренда способен моментально разлететься по социальным сетям и привлечь внимание миллионов пользователей;

— повышение значимости вовлечения. SMM перестает быть дополнительным инструментом продвижения, а превращается в основной. Бренды уделяют всё больше внимания привлечению аудитории в социальные сети, созданию двусторонней коммуникации и интерактивных активаций с программами лояльности.

Уходит в прошлое ситуация, где заказчик платит за «потенциальный» результат. Бюджеты на рекламные кампании урезаются, так как компании хотят получить отдачу от каждого вложенного рубля. Социальные сети вынуждены доказывать свою эффективность.

Появляются новые метрики, например, CPE (Cost Per Engagement), где рекламодатель платит не за показы рекламы, а за случаи взаимодействия пользователя с рекламным сообщением. Генерация лидов и конверсия —ключевые показатели для SMM-отделов.

Аудитория каждой из социальных сетей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке PR-кампаний. Так, например, аудитория «Одноклассников» оценивается экспертами как более консервативная и зрелая, тогда как среди пользователей Facebook много гиков, активных блогеров и предпринимателей. Аудитория «ВКонтакте» больше ориентирована на развлечение и общение с друзьями, что обеспечивает высокую лояльность пользователей.

Видео стало неотъемлемой частью маркетинга. Ролик способен показать зрителю то, что не может передать текст «ВКонтакте» генерирует миллиарды просмотров в месяц только в собственном плеере. Высококачественное видео может увеличить количество покупок в среднем на 180 %. Собственный канал обходится дороже, чем ведение соцсетей, поэтому стоит ожидать появления бюджетного видеопродакшна и услуг продвижения.

По результатам исследований интернет-агентства RealWeb, 75 % руководителей смотрят видео хотя бы раз в неделю, из них 50 % смотрят ролики YouTube, 65 % переходят на сайт после просмотра.

Как показало исследование, во всех соцсетях Рунета больше половины пользователей — это женщины. Меньше всего мужчин вовлечено в Instagram (22,6 % аудитории). Самой «мужской соцсетью» признан LiveJournal (его аудитория — 57,6 % мужчин). Мужчин больше и среди тех респондентов, которые не являются участниками ни одной из социальных сетей. Они считают, что это «сайты вялого общения полузабытых знакомых», где «слишком много негативной информации», иначе говоря, «пустая трата времени». Однако на протяжении последних лет доля мужчин, вовлеченных в социальные сети, возросла на 5—10 %. Если рассматривать возраст опрошенных, то можно заметить, что сайты «Одноклассники», Facebook и LiveJournal чаще посещают люди в возрасте 25—34 лет, тогда как аудитория «ВКонтакте» в основном состоит из молодежи 18—24 лет. Сервис «Одноклассники» является обладателем самой взрослой аудитории, активное участие в нем принимают пользователи старше 55 лет, причем доля их достаточно велика — 21,9 %.

Но в целом гендерный состав аудитории для большинства социальных сетей приблизительно одинаков и представляет собой равные пропорции между пользователями мужского и женского пола. Исследования, касающиеся возрастных параметров пользователей социальных сетей, еще раз доказывают: многие устоявшиеся данные стоит проверять.

Подавляющее большинство пользователей рассмотренных социальных сетей — старше 24 лет, и эта тенденция распространяется на все аналогичные площадки. Мотивы людей разного достатка предсказуемо отличаются в сторону скидок или «join the club», то есть, самовыражения и проявления своей принадлежности к определенному кругу людей (конечно, эти мотивы не взаимоисключаемы).

Исследование, принимающее во внимание пол респондентов, показало, что скидки и спецпредложения более интересны женщинам. А свою любовь к бренду проявляют примерно в равной степени обе половины населения.

Сегодня во всех российских соцсетях ведутся активные продажи. Например, в социальной сети «ВКонтакте» на данный момент существует более полутора миллионов торговых групп. Несмотря на то, что компания может иметь сотни тысяч подписчиков на своей странице в Facebook, теперь для того, чтобы максимальное количество пользователей увидело тот или иной пост, придется платить. Это становится серьезной проблемой для бизнеса, который использует социальную сеть в маркетинговых целях: спрос на оплаченные посты растет: как следствие, это приводит к изменению ценовой политики и росту цен на рекламу.

Чтобы продажи в социальных сетях были максимальными, да и вообще осуществились, необходимым условием для товара будет его уникальность. Наибольшим спросом пользуются изделия ручной работы, которые мастера создают специально под заказ покупателя или в единственном числе. В социальных сетях можно продать и обычный товар, но только в случае предоставления солидного дисконта.

В социальных сетях растут как грибы после дождя шопинг-клубы, в которых кроме одежды популярностью пользуются техника и гаджеты. Для того чтобы управление продажами давало максимальные результаты, покупателям предлагают шопинг-клубы, в которых они что-то приобретали, рекламировать среди своих знакомых и друзей с целью получить в следующий раз при покупке солидную скидку.

Наиболее выгодно продавать в социальных сетях товары в ценовых рамках 50—500 долл., поскольку товары дороже продать очень сложно, а дешевле — не выгодно доставлять из точки А в точку В.

Компания Synovate Comcon совместно с OnLife провели опрос интернет-покупателей и составили ТОП-5 следующих популярных сегодня категорий товаров, продающихся в сети.

1. Одежда и обувь: 41 % онлайн-покупателей предпочитают отовариваться в этой категории.

2. Парфюмерия и косметика: 28 % покупателей приобретают в Интернете товары этой категории.

3. Бытовая техника и электроника: ровно четверть покупателей предпочитают приобретать нужную продукцию в интернет-магазинах. Стоит отметить, что эта категория существенно сдала позиции, по сравнению с докризисным периодом.

4. Доставка готовых блюд из кафе и ресторанов: 24 % пользователей сети пользуются этими услугами.

5. Товары для детей: товары этой категории заказывают 20 % пользователей. Примечательно, что в пятерке лидеров интернет-торговли данные товары оказались впервые.

Изменилось и поведение пользователей. Так, ровно половина из них заявляют, что полностью доверяют интернет-магазинам и сразу совершают в них покупки. Число тех, кто сначала выбирает товар в интернет-магазине, а потом идет в розничный магазин, чтобы «пощупать» его и купить, снизилось с 25 до 20 %. И наоборот, возросло с 33 до 36 % количество тех, кто сначала выбирает товар в обычном магазине, а потом заказывает его в интернет-магазине со скидкой. Преданными традиционным магазинам остаются 16 % покупателей. Кроме того, около половины опрошенных (49 %) считают Интернет лучшим источником информации о товарах, 28 % пользуются различными сервисами для сравнения цен, 15 % для получения информации о товарах используют социальные сети, 22 % — тематические форумы.