В коем-то веке собрались вместе с родителями. «Давайте, — говорю, — сядем поиграть в настольную игру; не знаю, шашлык пожарим, сходим куда-нибудь, проведём время вместе. Хорошо же, душевно». «Вот у тебя есть на это время, — отвечают, — ты и играй. А у нас огород!». О, как. Важничают.

Смотрю на огород. Грядочки красивые, ровненькие, спору нет. Одного только не пойму – зачем? На рынке ведь всё это дело есть в изобилии. Миллионы горожан по всему миру никогда в жизни не видели грядок и свято верят в то, что помидоры находят в капусте. Чудовищное невежество, конечно же. Непростительно. Но как-то они, видимо, справляются.

«Там, — говорят, — всё ненатуральное, химикаты одни. А здесь мы сами контролируем процесс». Согласен, дряни на любом рынке хватает. Я бы тоже добрую половину инвестиционных предложений отклонил.

Но, что уж греха таить, хорошие варианты вложения средств всё-таки есть. Их можно найти. И, наверное, лично для себя я бы не стал делать красивый сайт, активно вести аккаунты в 5 соцсетях, писать в СМИ и получать CFA. Нет, всё это мне, конечно, очень нравится. Но ведь отнимает уйму сил, энергии, здоровья и денег. И очевидно, что делаю я это во многом ради развития бизнеса. То есть, в конечном счёте, ради не только духовной, но и материальной выгоды.

А вот зачем выращивать в огороде овощи – непонятно. Посчитайте рентабельность. Давайте умножим итоговое количество овощей (величина, к слову, переменная) на рыночные цены (даже самых дорогих и, видимо, качественных, натуральных овощей), и вычтем все вложения, начиная от воды и удобрений и заканчивая собственным временем и силами (а не только копеечную стоимость семян). Хорошо если значение получится хотя бы положительным, но что-то я в этом сомневаюсь.

Мой опыт финансового анализа гипотезу подтверждает. Многие современные бизнесы – лишь имитация бурной деятельности. Капиталы крутятся, вертятся; офисы арендуются; сотрудники пыжатся, а выхлопа нет – один маркетинг.