Все записи
04:25  /  6.10.20

324просмотра

Переговоры со своим ребенком. Как договориться и найти верное решение в сложных ситуациях?

+T -
Поделиться:

Сегодня мы рассмотрим ситуацию, о которой мне написала Наталья.

«Я не могу найти понимание со своей дочкой. Ей уже 8 лет. Но она так и не приучилась убирать за собой. А когда я пытаюсь ей что-то объяснять, то она тупит (прямо, как будто специально издевается) или действительно не может меня понять. И через какое-то время я в бешенстве, кричу на нее. От этого она еще больше замыкается или плачет. Как лучше вести такие разговоры, может есть специальные техники?»

К любым переговорам и, особенно, с ребенком нужно готовиться. Первым делом, составьте план вашего разговора. С чего начнете, чем завершите. Какие у вас есть аргументы. Какие аргументы может противопоставить он. На что вы можете согласиться, в чем не уступите. Ваша НАОС (наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению)? Какие варианты, альтернативы, компромиссы могут быть, если не договоритесь.

После этого определите стиль переговоров. Если ребенок дошкольник нужно употреблять метафоры, аллегории, яркие и близкие ему примеры, аналогии из сказок, комиксов. Доводы малыша могут быть алогичны и даже абсурдны. Значит, общаться с ним нужно на его поляне иррациональности и фантазий.

Если это подросток, то можно уже ввести и логические цепочки.

Затем выберите правильное место и время для переговоров. Перед сном или утром, или сразу после школы, детсада. Например, Наталья, как я понимаю, обычно ведет переговоры про наведение порядка дочкой вечером, перед сном, когда уже дочь настроена на покой. А если сделать это до игры или подготовки уроков? Превентивно вложить в ее поведение программу: поиграла – убрала за собой – пошла спать. И объяснить, почему это нужно делать – вы обсудите некий алгоритм, сценарий действия дочки и покажете ее и ваши выгоды от этого, что вы чувствуете и почему.

Можно использовать прием «выбор без выбора»: «Ты начнешь убирать игрушки с того угла комнаты или с этого?». Или найти аналогию: «Представь, если бы дворник перестал убирать во дворе, сколько бы мусора и грязи там накопилось?!»

Важно настроить себя. Вы не должны быть «в бешенстве» - отложите разговор, если эмоции захлестывают, успокойтесь и тогда продолжайте. Возможно, когда Наталья что-то объясняет дочке, то она уже накручена и ее речь директивна, а дочь боится лишний раз спросить и ждет привычного гнева мамы. (Есть техники развития эмоционального интеллекта, управления гневом. Но об этом поговорим в другой раз.)

Учитывайте также состояние ребенка. Если он на грани нервного срыва или подавлен, лучше отложить разговор, или, для начала, помочь ему восстановить эмоциональное равновесие.

Стиль общения желателен делегирующий – вы объясняете, что и почему, но не давите, а даете возможность ребенку самому принять решение, взять ответственность.

Завершение. Если доводы ребенка оказались сильнее, признайте это: «да, ты меня убедила, я не учла, что…». Если вы «выиграли» не подчеркивайте это: «Я рада, что мы нашли понимание. Ты просто не учла/забыла/не знала, что…». Таким образом, вы расширяете свою или его карту мира, а не подменяете, перечеркиваете.

Видео по теме: 

https://www.youtube.com/watch?v=O9oc3puy56M&feature=emb_logo