Все записи
18:08  /  20.09.20

1598просмотров

Герои нашего времени: пять факторов, влияющих на будущее и успех ребёнка

+T -
Поделиться:

Я хочу воспитать «Героя нашего времени». Как это сделать, если он не хочет учиться, не знает кем хочет быть и, как следствие, не хочет работать.

Как не «сломать» современного ребёнка? Что приводит к «необратимым» последствиям? Какие факторы учитывать при воспитании? Куда бежать и что делать? С какими особенностями современных детей сталкивается «неправильный» взрослый? 

Дети, родившиеся после 1995 и до 2010 относятся к представителям «Z»-поколения. Все, кто родился после — это альфы. «Альфы» ещё маленькие, и у родителей есть возможность «принять меры», а вот многие «зумеры» успели достичь трудоспособного возраста или подбираются к нему. И с «последствиями ошибок» уже активно сражаются работодатели. 

Мне посчастливилось работать на управляющих должностях, заниматься подбором и мотивацией персонала. Поверхностные, инфантильные, нецелеустремленные. Такие отзывы я часто слышала от «старшего поколения». На одном из тренингов повышения квалификации для директоров лектор сказал: 

«Вам стоит подбирать персонал среди людей до 1992 года рождения. Они старше и способны работать. Поколение девяностых и нулевых хотят много денег из ничего». Сегодня я с ним согласна, но только от части. 

В 2015 на встрече с министром РФ я рассказывала о необходимости внедрения новых программ дополнительного образования. Министерство ввело электронные дневники и журналы, предполагая, что современным детям не хватает контроля. Думаю, карантин многим показал, что «дело не в контроле». Дело в системе, которая устарела и не работает.

Система воспитания в семье. Система образования в школах и университетах. Перемен требуют молодые сердца. Что делать?

Для начала можно принять врожденные особенности нового поколения:

  • свободное от границ мышление;
  • умение быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • креативность;
  • стремление к независимости и свободе.

Все эти особенности оборачиваются катастрофой при неправильном понимании вопроса. И вместо успешного человека вырастает личность абсолютно не приспособленная к жизни. Такие «особи» отличаются:

  • пренебрежением дисциплиной;
  • поверхностным мышлением;
  • отсутствием целеустремленности;
  • тотальной зависимостью от мнения других;
  • финансовой зависимостью от родителей.

Я изучила вопрос с разных сторон. Проанализировала собственный опыт в управлении персоналом, образовании и материнстве. И сегодня расскажу про пять главных факторов «работы с молодёжью».

Фактор первый: выстраивать диалог на равных.

Зумеры и Альфы быстро разбираются в технологиях, легко находят нужную информацию в сети и готовы научить взрослых. У нас в семье есть важное правило: отрицаешь — предлагай. Не согласен — приведи аргументы. Я — старше, но не всегда «в тренде». Иногда девятилетний сын учит меня, а когда возникают разногласия, мы вместе ищем информацию. Где? В Google, конечно!

Фактор второй: подпитывать интерес к происходящему.

Дополненная реальность позволит избежать пассивности к окружающему миру. Жизнь в реалии квеста мотивирует двигаться к цели. Ребёнок любит роботов? Отлично! Вам на обучение по робототехнике. Зависает в компьютерных играх? Предложите создать свою. Мы, например, начали изучать Scratch. Забудьте про аниматоров на дни рождения. Закажите физико-химическое шоу, отправляйтесь в квеструм или поиграйте в ролевую игру живого действия. Ведь главное в современном мире — это видеть возможности и вовремя применять знания. 

Фактор третий: развивать эмоциональный интеллект.

Несформированный эмоциональный интеллект провоцирует целый комплекс проблем. Таких, как: отсутствие дисциплины, неспособность вести диалог и выстраивать прочные партнёрские связи. Уметь работать с эмоциями — один из самых важных навыков нашей действительности. От качественно выстроенного диалога часто зависит реализация идеи в целом.

Фактор четвёртый: пробовать профессии «на вкус».

Отсутствие целеустремленности связано с непониманием таких вопросов, как: чего я хочу? Зачем мне это надо и надо ли это мне? Как прийти к независимости? Сложно отрицать, что современные дети хотят быть независимыми от графика, начальника и родителей. Чем раньше ребёнок поймёт, что его душе угодно, тем быстрее в его сознании сформируется путь. Как ему понять? Пробовать «на вкус». Отправляйтесь в Кидзбург, детские технопарки, Мастерславль.

Фактор пятый: практическое обучение.

Ошибочно утверждать, что школа больше не нужна. Школа для современного поколения просто необходима. Ведь учиться теперь придется всегда. А вот учиться в рамках одного предмета - скучно и непрактично. Да, новое поколение отличается практичностью. И они хотят денег. Им не стыдно хотеть достойного уровня жизни. Разве это плохо? Нет! Чему учат в школе и университете? Всему, но точно не практике. 15 лет теории, а на рабочих местах их начинают переучивать. Я закончила педагогический в 2010 и пришла работать в школу. К моему удивлению, мне пришлось переучиваться. Главным плюсом оказалось то, что я выбрала «свою профессию». А если не свою? Что делать? Опять учиться? У взрослого ребёнка вполне естественно отсутствует желание учиться ещё раз. 

Корпорациям нужны новые кадры, но все сложнее найти сотрудников и выстроить профессиональный диалог. Возможно пришло время провести синергию бизнеса и образования? Дополнительные программы в школах, кафедры от компаний в университетах, лекции от представителей бизнеса. Вы владелец крупной фирмы и папа сына-студента? Внимательно присмотритесь к одногруппникам. Поверьте, среди вчерашних школьников много тех, кто готов перевернуть мир. Покажите им эту возможность!

Размышлять на эту тему можно долго, но стоит подвести итог. Общество — это сложная система связей. Окружающий мир меняется, последние 10 лет меняется очень быстро. Система не успевает перестраиваться. Постаналоговых детей все больше. И эти дети провоцируют систему, родителей, учителей, работодателей на изменения. Пришло время изменить рецепт и научиться «готовить» детей, не просто с запахом, а с настоящим вкусом «героя нашего времени».

Хороший рецепт на заметку: много любви, благоразумия, диалогов о главном, только практичное обучение, побольше дополненной реальности. И самое главное — никаких нравоучений и клоунов.

Приятного вам воспитания...