Все записи
08:46  /  2.10.20

294просмотра

Неосязаемые наряды и электронные примерочные: новый вектор моды

+T -
Поделиться:

Сентябрь отмечен громким событием, которое ещё каких-то 10 лет назад можно было бы считать футуризмом или даже сюрром в кинокартинах передовых режиссёров и романов писателей-фантастов. В Москве при поддержке правительства столицы состоялся первый в мире международный fashion-проект, объединивший блогеров, дизайнеров, экспертов моды и технологии, - Global Talents Digital! Электронные примерочные, виртуальные модели и коллекции брендов – всё это определяет лицо модного авангарда. Вытеснит ли «несуществующая» мода классическую?

 Истоки ирреального

 Инфлюенсеры, ведущие собственные развитые аккаунты в Instagram, не раз сетовали на то, что часто приобретают уникальные дизайнерские вещи ради того, чтобы один раз сделать в них фотосессию для подписчиков. Это не может не ударять по их кошельку, да и в плане экологичности небезвредно. Идея перейти к digital-гардеробу восходит к виртуальным компьютерным играм, популярным по всему миру. Геймеры охотно приобретают не только снаряжение, технику и оружие для игр, но всё больше и больше интересуются возможностью примерить тот или иной образ не только на персонажа, но и на себя. Это явление не лишено психологического подтекста: виртуальный и реальный миры настолько тесно переплетены, что проистекают один из другого.

Кто же первым изготовил виртуальную одежду? Пионером digital-моды считают Кэт Тейлор (Cattytay), основательницу проекта Digi-GXL. Первые тематические публикации Кэт появились в её Instagram в 2015 году. Её изобретение не носило fashion-посыла, а использовалось в маркетинговых целях. Так, трёхмерные образы от дизайнера были востребованы в интерактивных витринах или рекламных кампаниях мировых брендов Balenciaga, A-Cold-Wall, Vetements, Off-White, Alexander Wang.

Новаторский взгляд Кэт на моду подхватили дизайнеры европейских стран, ставшие застрельщиками новых тенденций. Так, трёхмерные коллекции одежды используются для fashion-показов в зарубежных странах. К примеру, агентство Trashy Muse из Германии организовало в Париже дефиле digital-моделей. А на официальном сайте норвежской компании Carlings есть целый раздел виртуальной моды. Чтобы приобрести тот или иной предмет гардероба, необходимо выбрать понравившийся лот, загрузить собственную фотографию в полный рост в хорошем разрешении и произвести расчёт. Довольно быстро ваша фотография вернётся уже в обновке, причём, так классно смоделированная под заказчика, что никто и не догадается, что вещи ненастоящие. В этом помогает высокий уровень компьютерной графики таких компаний, но, с другой стороны, и обязывает держать штат высокооплачиваемых digital-специалистов. Ну, а дальше фото можно отправлять на аватар или выкладывать в сториз.

Естественно, что предложение Carlings популярно среди тех, кому сейчас около 20 лет, так называемое «поколение Z». И если «миллениалы» и их родители (50+) уверены, что приобрести цифровые костюм или платье – это деньги на ветер, то тинейджеры убеждены в обратном.

Как мне кажется, это связано с рядом причин: восприимчивости молодёжи ко всему новому и бунтарскому, что идёт вразрез с мнением их родителей; высокая «прошаренность» в гейм- и цифровой индустрии; малый бюджет (а цифровой гардероб намного дешевле реального); возможность идеального «подгона» по фигуре digital-средствами. И главное – лайки и комментарии как часть ежедневной жизни тинейджеров.

И пока известные бренды «переобуваются» жить и бороться за потребителя по-новому, в Голландии уже появился специализированный цифровой дом моды. Амстердамский The Fabricant поражает сверхреальной digital-одеждой для модных брендов и ритейлеров. К слову, образ от The Fabricant стал первым в мире образцом цифровой моды, сошедшим с молотка благотворительного аукциона за $9500.

Поразительно, но «делают» спрос на виртуальные гардеробы и те, кто интересуется модой, но финансово не может позволить себе предметы гардероба от известных брендов. Поэтому они охотнее приобретут не подделку, а компьютерную версию, например, брючки от Gucci, сумку LV или жакет Balenciaga и выложат фото в соцсети. Ведущие модные дома осознали это и активно осваивают направление. Так, марка Moschino выпустила капсульную коллекцию по мотивам компьютерной игры The Sims. Физическая часть коллекции поступила в продажу в точках реализации, а цифровую одежду могут носить персонажи игр The Sims Mobile, The Sims 4 и The Sims FreePlay.

 Digital по-русски

 В России первооткрывательницей стала Регина Турбина, основательница бренда ophelica. В марте 2020 года один из её виртуальных нарядов приобрёл медиадиректор Yandex Даниил Трабун. Эта сделка вошла в историю как первая продажа виртуальной одежды в России.

Самоизоляция на фоне китайского коронавируса только усилила интерес к этому направлению. Онлайн прошла российская неделя моды, а её «лицом» стала виртуальная модель. Не только физическая, традиционная, но и цифровая одежда была показана миллионам пользователей сети. Та же Регина Турбина была одним из ключевых персон цифрового блока. Её карьера сложилась очень быстро на новой волне, и уже в конце мая 2020 года Регина открыла магазин виртуальной моды Replicant.Fashion. В июле в ассортименте магазина находилось уже пять брендов. Помимо её ophelica, также AKOA, Yulia Yefimtchuk+, Camilla Gasretova и Passgoaltriple.

В нашей стране, по примеру Запада, тоже появилась своя digital-коллекция. Её изготовил бренд «Грань», а представила в рекламной кампании виртуальная модель Алёна Пол. В своём Instagram «она» написала: «Зачем покупать новую одежду, если ты сфоткаешься в ней для Instаgrаm и потом навсегда уберешь на полку? Образы, которые вы видите в моем Instаgrаm — это не фотографии, к которым добавлено мое лицо, а я в собранной на компьютере CGI-одежде».

Ещё одна «ласточка» авангардной моды: в начале июня этого года AliExpress сообщил о старте продаж ирреальной одежды на своей интернет-площадке. Сферы применения – игры и для придания индивидуальности в соцсетях. Геймеры очень хотят выделиться яркими образами. Пока оценить этот рынок сложно, но корректнее всего провести аналогию с мировым рынком digital-товаров в компьютерных играх. По данным аналитиков, он оценивается в $189,76 млрд к 2025 году.

 Модели, которые не болеют

 Если появилась одежда нового поколения, нужны те, кто её достойно представит. Логично появлениевиртуальных моделей. Их истоки кроются в азиатских виртуальных идолах: герои популярных компьютерных игр, поп-певцы из голограммы (вокалоиды).Эти инфлюенсеры,не существующие в реальной жизни, имеют свои странички в соцсетях и миллионы подписчиков. Впервые графичные юноши и девушки появились в Японии и Корее в качестве поп-певцов, сегодня они уже рекламируют digital-одежду на цифровых неделях моды и в онлайн-каталогах, выступают аватарами в компьютерных играх и вообще становятся кумирами не только для азиатских миллениалов, но и для американцев, европейцев, россиян.

Поскольку первая виртуальная одежда появилась в 2015 году, уже в 2016-ом мир узнал о первой цифровой модели. Микела Суса, для друзей просто Lil' Miquela, «родилась» в США в 2016 году, и, чтобы никого не обидеть, разработчики придумали ей смешанную национальность: испанские, бразильские и американские корни. Сложно поверить, но в её Instagram-аккаунте - 2,7 млн подписчиков! Микела «любит» носить цифровую одежду от Prada, Supreme и Vetements, например, в нарядах Prada она щеголяла по воображаемому подиуму в осенне-зимнем сезоне 2018-2019 годов.

В соцсети она успела мелькнуть с реальными селебритиз: моделью Александрой Скай из Лос-Анджелеса, певцом Ноа Гершем и темнокожей digital-моделью-мужчиной Blawko22. Не поверите, но Микела делает музыкальную карьеру, записывает песни в поддержку движения Black Lives Matter и собирает реальные пожертвования на благотворительность.

И даже есть то, что существует в физическом мире – конкуренция… Например, у китайской модели (первоначально – певицы, вокалоида) Люо Тяньи, которая рекламирует косметику Pechoin, бренд одежды Zhejiang Semir Garment Co., сеть ресторанов быстрого питания KFC и производителя здорового питания Three Squirrels, есть конкурентки: Янхе, Юэжен Лин и Юэжен Лонгья, которые созданы японской компанией Yamaha.

Китайский онлайн-ритейлер Alibaba вообще стартовал с сотрудничества с виртуальной моделью Нунури, позировавшей в одежде от Dior, Gucci, Versace, Jacquemus. А крупнейшие глянцевые издания не остаются в стороне – в марте 2020 года итальянский Vogue обратился к услугам цифровых моделей для создания обложки в объективно существующих условиях пандемии, когда фотосессии с живыми моделями были невозможны.

Преимущества новой технологии оценили и в России, широко известна Алёна Пол, которая на Global Talents Digital прошлась по виртуальному подиуму. Трансляции собрали 2,5 млн просмотров из 20 стран: VK, Facebook, TIkTok и Instagram. Практика показала, что реально у цифровых моделей есть преимущества: они не болеют, не курят, не толстею, всегда «приходят» вовремя на съёмки.

 А что дальше?

 Дать точный прогноз не может никто, но очевидно, что пока есть спрос на виртуальные наряды (а он только растёт!), будет и предложение. «Вторая волна» коронавируса, ели таковая будет объявлена, только станет катализатором развития этого рынка. Кибер-одежда, AR-примерочная, виртуальное ателье – всё это приметы времени. Ведь мы давно читаем книги и смотрим фильмы онлайн, проводим совещания удалённо или можем виртуально пройтись по музейной экспозиции, не вставая с дивана.

«Умные» технологии шагнули в пошив одежды и снаряжения. Так, в России создали экзоскелеты для рабочих. Модульный промышленный экзоскелетный комплекс разработало дочернее предприятие госкорпорации «Ростех» «Ростех» - Доверенные Платформы Робототехнические Комплексы». На 2021 год уже запланирован старт серийного производства. Цель данной специальной одежды – защитить рабочих при огромных физических нагрузках. Но вы понимаете, что разработка пришла к нам из области фантастики, из компьютерных игр? На бронированные костюмы давно поступают запросы. Я знаю, что ряд потребителей интересуется костюмами с кевларовой нитью, которая защищает от крупного, мелкокалиберного оружия и ножа. В Канаде такое производство уже отлажено. И это только начало. Не все знают, что такое графен - самый фантастический материал, он биоразлагаемый. В момент, когда надо, графен не оставляет никаких следов, не загрязняет почву, при этом он вечный и не стирается. Он токопроводимый и может равномерно распределять по телу тепло. Уже есть такая технология – кладёте телефон с NFC-чипом в карман, а он там заряжается. Это в Англии внедрили, и думаю, здорово придумано! Очень практично.

Сейчас всё больше продвинутых ребят пытается на основе искусственного интеллекта сделать «умное» формирование гардероба. Так, существуют форматы «новый образ на день»: подгружаете свои фотографии, искусственный интеллект предлагает выбор наряда на основе геолокации, интересов клиента, погоды и тенденций. В индивидуальном пошиве тоже многие тестируют передовые технологии и стараются усовершенствоваться. Это технологии из серии «снимите с себя мерки и загрузите» - проводишь камерой, тебя замеряют от плеча до плеча…

Но технологии до сих пор не совершенны. Например, в Brioni в Риме поставили за несколько миллионов евро электронную примерочную. И все равно после неё к посетителю выходит дедушка-портной и перемеряет. Это сродни бумажному и электронному документообороту, когда технология экономична, но бумажка надёжнее и привычнее.

Мы верим в то, что технологии не стоят на месте и скоро можно будет принимать заказы из любой точки мира. Но в настоящее время ещё совершается очень много ошибок из-за недостаточного совершенства цифровых инструментов. А то незабываемое окрыляющее чувство, когда ты приходишь в магазин красивой и качественной одежды, ощупываешь ткани, осматриваешь себя, преображённого в зеркалах, не заменят никакие digital-технологии. Это как сравнивать книги электронные и печатные, скринлайф и традиционное кино!