Все записи
07:46  /  1.10.20

259просмотров

Последний отсчет

+T -
Поделиться:

Давайте представим, что это этот день последний на Земле. Будущего нет. Строить планы бесполезно, нельзя ничего отложить на завтра. Что будет в этот день с нами? Что почувствует каждый из нас? Сильную тревогу или же спокойствие? Посвятите ли вы этот день себе или разделите с близкими? Будете делать то, что не делали никогда, запрещали, откладывали или найдете умиротворение в привычных делах? Только не торопитесь - делая выбор, вы отказываетесь от всех других вариантов и другого шанса может и не быть. Это не сценарий фантастического фильма, не синопсис «Меланхолии» Ларса фон Триера. Добро пожаловать в новую реальность.

В 2007 году Нассим Талеб в книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» обратил внимание на то, что новый век разразился бедствиями и катастрофами, которых никто не мог спрогнозировать. Такие внезапные, сильные по воздействию события он назвал Черными лебедями. По аналогии с птицами Австралии, удививших жителей Старого света своим оперением. У Черных лебедей есть еще одна особенность - после их появления, люди быстро находят им объяснение и предпосылки.

На психологической конференции «Мир перестал быть безопасным» меня зацепила одна тема. Психолог рассказала, как эпидемия и закрытие границ нарушили ее планы на долгожданный отдых в Патагонии. Она поняла, что не может больше рассчитывать на будущее. У нее осталось только настоящее, в котором и нужно было искать ресурс и опору. Это оказалось интересной задачей. Много докладов касались ценности этого момента и необходимости бесстрашно принять вызов. Вспомнили несколько раз и Ирвина Ялома, его слова про наличие выбора даже у узника концлагеря — жить и искать смысл или впасть в оцепенение и погибнуть.

Другая же коллега заметила, что при отсутствии дополнительной опоры на будущее люди начнут вести себя эгоистично и аморально. Их собственные желания будут важнее всего и не потерпят отлагательств. Кто-то так же заметил, что усиление тревоги в ситуации, когда будущее совсем размыто, может вызвать агрессию. Люди скорее будут нападать друг на друга, обвинять, чем объединяться в общности. Тем более, что вирус передается при контакте. А избегание контактов может вызвать сложность снова найти точки сближения, особенно тем, у кого и так с этим сложности, как, например, социофобам. Да и в существующих семьях вынужденная сплоченность может обернуться в дальнейшем ростом разводов.

Я вспомнила прочитанную «Тиранию выбора» Ренаты Салецл — то, что необходимость как можно более правильного выбора и ответственность за него, возможно, сделает людей более нервозными и несчастными. Особенно, если от твоего выбора может зависеть здоровье и безопасность близких. Я сама была благодарна, что эта конференция, объявленная очной в небольшой аудитории, состоялась в он-лайн формате. Теперь сложно, выходя на работу, на многолюдную конференцию, на встречу с приболевшей подругой. не подумать о вероятности заболеть и заразить своих близких. Стоит ли идти туда? Может есть способ избежать?

«Куда идет человечество?» - задавался вопросом не только Пазолини в фильме «Птицы большие и малые». Философы, социологи, мыслители давно ищут ответы на эти вопросы. Стремительно происходящие перемены, войны, перевороты, эпидемии застают нас врасплох. Когда я смотрю на этих внезапно вылетающих Черных лебедей, тоже задаюсь вопросом: «Что будет с нами дальше?» После всего изученного у меня такой же ответ, как в заставке фильма Пьера Паоло: «Boh!» - «Не знаю!». Мне кажется, что эти бродяги могли бы идти так же и сейчас по разрушенным дорогам и оживленным трассам, несмотря на смену эпох и тысячелетий — накопленные знания бесполезны перед новыми изменениями.

Что же происходит с человеком в эпоху перемен? Психологи не пришли к мнению, что же влияет на человека больше — внешнее или внутреннее. Почему при похожих обстоятельствах люди могут проявлять взаимопомощь и альтруизм, а в других случаях действовать только в своих интересах? В конечном счете, мы никогда не узнаем себя до конца. Если представить, что будущего нет - это всего лишь конструкция и одна из многих с утратой своего или общего будущего при разных обстоятельствах. Пока мы живы, мы можем меняться и менять смыслы и выбор в пределах заданной вариативности. Но наш выбор в каждый момент времени незаметно влияет и приближает к финальному аккорду. А звучать он может как хлопок одной ладони — без представления. Эти представления конца нужны в настоящем не как репетиция выхода за пределы человеческого восприятия, а как лакмус каждодневной сверки: кто мы, где мы сейчас и в чем наш смысл в каждом моменте настоящего так стремительно меняющегося мира.

 Кадр из фильма Ларса фон Триера "Меланхолия"

Оригинал https://www.facebook.com/viola.vorobyova.7/posts/4747546518596386