Все записи
11:30  /  27.11.20

2560просмотров

Последнее крещение. Как армяне прощались с монастырем Дадиванк

Армия Азербайджана 25 ноября вошла в Кельбаджарский район. При посредничестве российских миротворцев земли, которые до мирного соглашения были под контролем Нагорного Карабаха, отошли Баку. Проживавшие на этих территориях армяне спешно покинули свои дома, подчас сжигая и уничтожая за собой все, что оставалось. Потеря этих земель для армян наиболее болезненна. Именно здесь находится монастырский комплекс Дадиванк, одна из главных армянских святынь с тысячелетней историей. Как проигравший народ прощался с храмом, рассказывает Армина Багдасарян

+T -
Поделиться:
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Вид на монастырь Дадиванк

Весной 1993 года битва за Кельбаджар стала одним из главных сражений прошлой войны. Тогда армянские и карабахские войска заняли азербайджанские территории. А командовал объединенной армией предыдущий президент Армении Серж Саргсян, именно на военных победах выстроивший собственный политический миф. Новой Армении предстоит отсчитывать историю уже не от момента завоевания святых земель, а от дня их потери. Главной такой потерей стал монастырь Дадиванк. 

На следующий день после окончания войны от самой границы Армении растянулась многокилометровая очередь из машин к святыням Дадиванка. Люди приехали попрощаться с древней христианской святыней из Армении, Карабаха. Некоторые даже прилетели из России.

«Мы с семьей решили, что тоже должны это сделать, просто обязаны, — рассказывает жительница Еревана, 24-летняя Лия Егоянц. — Мы преодолели 230 км горного пути. Взяли с собой воду, еду и две рации, чтобы в случае отсутствия связи переговариваться между машинами».

В изданной в 1989 году на русском языке книге «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха» историк Шаген Мкртчян пишет, что первое святилище-мартириум было построено в этих местах еще в раннем Средневековье — над могилой проповедника Дади. В IV веке она так и называлась — церковь Святого Дади. В XII–XIII веках на горе вырос большой монастырский комплекс.  

Лия рассказывает, каким был путь к монастырю: «У меня на протяжении всего пути было странное чувство. Мимо нас всю дорогу от Еревана постоянно проезжали автобусы с военными, бесконечные колонны армянских солдат, которые возвращались с фронта домой. Боялась, что приедем к храму — а там ничего. В дороге я написала историю монастыря на листочке. И решила спрятать этот кусок бумаги, свое письмо между камнями храма. Может быть, лет через сто кто-то найдет его и восстановит историю древнейшего армянского монастыря».  

Фото: Alexander Nemenov/AFP
Фото: Alexander Nemenov/AFP
Российский миротворец на посту у села Дадиванк
Фото: Alexander Nemenov/AFP
Фото: Alexander Nemenov/AFP
Российские миротворцы у монастыря Дадиванк

Когда семья Егоянц подъехала к монастырю, их там встретили вовсе не священники: «Первое, что мы там увидели, были БТР с российскими флагами». Российские военные развернули на территории монастыря наблюдательный пост, чтобы, по словам командира взвода, имя которого не называется, «не допустить разрушения и разграбления, актов вандализма и провокаций». 

«Миротворцы были на территории монастыря, но они к нам не подходили, — рассказывает Лия. — Когда мы зашли в храм, люди стояли по залам с зажженными свечами и молчали. В районе алтаря шло таинство крещения. На наших глазах крестили мальчика по имени Монте».

Монте — имя национального героя Армении, борца за независимость Карабаха Монте Мелконяна. По иронии судьбы, его день рождения — 25 ноября, в день перехода района под контроль Азербайджана. После крещения родители Монте раздали всем, кто был в храме, маленькие фигурки ангелочков. Семья планировала провести обряд еще в апреле, но из-за коронавируса его пришлось перенести. В последний день перед передачей монастыря Азербайджану — рассказывали все родители — все же решили рискнуть и приехали в Дадиванк. «А кто сказал, что этот день последний?» — отреагировал на это настоятель монастыря отец Ованес.

Фото: Alexander Nemenov/AFP
Фото: Alexander Nemenov/AFP
Отец Ованес проводит службу

Едва объявили о перемирии и переходе Дадиванка Азербайджану, как священнослужитель принялся собирать храмовые святыни — оставлять хачкары, это традиционные резные кресты, колокола и прочую утварь из церквей комплекса азербайджанцам он был не готов. «Кресты-то мы заберем. Но как вывезем нашу главную святыню — Дадиванк?» – сокрушался отец Ованес. 

В середине ноября об этом христианском священнике заговорили многие: когда стало известно о переходе территорий Азербайджану, настоятель демонстративно отказался подчиняться светским властям и покидать монастырь. В первую карабахскую войну он участвовал в освобождении Дадиванка, а потом несколько лет расчищал и восстанавливал его храмы.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Прихожане в монастыре Дадиванк

«Почему это место называется Дадиванк? — рассказывает отец Ованес. — В честь святого Дади. В I веке он пришел сюда проповедовать христианство, принял мученичество, здесь его и похоронили. В IV веке армяне приняли христианство как государственную религию, первыми из всех. С тех пор сюда стали приходить паломники, верующие. И приходят до сих пор, едут из всей Армении».

Отец Ованес выглядел очень уставшим, все последние дни он практически непрерывно проводил обряды крещения. Каждое утро к нему выстраивалась очередь из детей и взрослых. Всего в Дадиванке в эти дни побывали тысячи паломников. Среди них и армянская фотомодель и телеведущая Люси Айрапетян. Она приехала в монастырь со своей сестрой Мариам, и обряд крещения они прошли вместе. Девушки говорят, что их отец родом из этих мест. Они с детства знают историю Дадиванка. И не простили бы себе, если бы не отправились сюда в эти дни.

Обычно в этом сезоне горы Нагорного Карабаха окружены густым сизым туманом. Уезжая из монастыря, паломники говорили, что запомнят эту погоду навсегда. Никто не знает, удастся ли вернуться в Дадиванк снова. Несмотря на то что президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал в будущем защищать христианские храмы и памятники, пока не ясно, смогут ли прихожане Армении или непризнанной республики Нагорный Карабах посещать монастырь. Поэтому назад в Ереван колонны машин из Дадиванка ехали сквозь туман с опущенными стеклами. Люди выглядывали из окон и все оборачивались назад, словно стараясь запомнить напоследок храм своего крещения.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь