Все записи
12:06  /  3.11.20

243просмотра

Photoshop, живописный портрет и мозоль на неокортексе

+T -
Поделиться:

Мы привыкли пользоваться приложениями в смартфонах, которые меняют нам овал и размер глаз, выравнивают цвет лица, располагают вокруг цветочки и прилепляют крылышки. А с помощью Photoshop  можно вообще творить чудеса. И сегодня любая школьница этими чудесами владеет в совершенстве, выкладывая плоды своих трудов в многочисленные социальные сети.

Это плохо? Нет, это очень увлекательно, забавно и полезно для самооценки. 

Но есть ещё такое понятие, как живописный  портрет на заказ, написанный Художником. Насколько эта услуга востребована сегодня? И как к ней относятся потенциальные заказчики? И в чем разница между обработанной фотографией и портретом, написанным кистью и красками?

Меня, как психолога, заинтересовал этот вопрос после рассказа талантливого  художника, получившему негативный опыт исполнения такого заказа.

Я видела его портреты, наполненные светом и теплом, буквально дышащие и вибрирующие, как живые. В каждом портрете художник передает не только внешнее сходство, но и характер, темперамент человека, то еле уловимое послевкусие, которое остается от общения. 

Характерны были просьбы заказчика:

- сделать помоложе

- убрать щетину

- написать так, как вот на этой фотографии…

Что сделал художник? Вы, наверно, уже догадались.

Он выполнил все требования (заказ ведь! А заказчик всегда прав!). После чего посмотрел на плоды своего живописного Photoshop. Приуныл. Соскреб с холста всю краску до грунтовки, а потом на втором дыхании много часов подряд писал так, как он представляет этого человека, вложив в портрет все свое зрелое мастерство, вдохновение, любование Человеком и свет своей души.

Я видела этот портрет, он просто завораживает. И резко отличается от предыдущих попыток.

Так в чем секрет?

Живописный портрет принципиально отличается от фотографии. Он не идентичен «слепку момента», каким является фотография.  Художник решает, что выделить, что оставить, на чем сделать акцент, для того, чтобы усилить нужное впечатление. Пропуская чужой образ через призму своей души, художник невольно наделяет натуру оттенками своего спектра, что естественно исключает документальность фотографии, распечатанной на холсте.

Живописный портрет маслом на холсте показывает объект в целом, передавая не только зрительный образ, но и  впечатление от человека. Волшебным образом на плоскости перед нами возникает внутренний мир человека, увиденный художником.  Создание такого портрета не только мастерство, но и душевная работа, на которую способны единицы.

Но, по моим наблюдениям, и оценить это способен далеко не каждый. Мы, привыкшие к изобразительному фаст фуду, не различаем тонких оттенков вкуса высокой кухни. 

Казалось бы, ну и что? Чем это плохо? Такое огрубение ведет к утрате важнейших свойств человеческого мозга. Так же как руки рабочего, работающие тяжелым инструментом и покрывшиеся мозолями, не могут порой удержать тонкую шелковую нить или почувствовать мельчайшие нюансы в текстуре лепестков цветка, также и мозг без тренировки перестает активно создавать межполушарные нейронные связи, связывающие зрительные образы с ощущениями других модальностей, чувствами и смыслами.

Когда мы моделируем из известных элементов, лишаем себя ситуации разгадки художественного произведения, тех подсмыслов, чувст, впечатлений, которые в нем заложены, мы обедняем свое восприятие, лишаем себя истинно человеческих радостей и подаренных нам неокортексом возможностей. Как известно, мозг – самая сложная система, которую мы только можем себе представить. Клетки мозга – нейроны, в количестве 100 миллиардов создают каждая до 10 000 связей с другими нейронами. И если мозг мы получаем по наследству, такой, какой достался, то формируем эти связи в течение жизни, нарабатывая свою архитектуру мозга за счет того, что мы слушаем, как действуем и что видим.

Кстати, любой художник скажет вам, что после часа работы у него возникает дикий голод. Это говорит об огромной работе мозга, создании новых нейронных связей. Мозг – очень энергоёмкий орган, он потребляет треть всей энергии, вырабатываемой организмом. И мозг пытается эту энергию экономить, - мало ли, пригодится! Поэтому нам бывает так «лень думать» - силы бережем, но, одновременно и лишаем себя огромного удовольствия и новых возможностей!

Слушая сложные музыкальные произведения,  любуясь лучшими произведениями живописи, скульптуры, архитектуры – мы создаем новые нейронные связи, делаем свой мозг более функциональным в области интуиции, креативной деятельности, реализуем тот огромный потенциал, который заложен в нашем геноме.