Все записи
17:14  /  9.10.20

146просмотров

«На острие»: первый фильм о фехтовании представили на закрытии 42-го Московского международного кинофестиваля

В заключительный день 42-го Московского международного кинофестиваля гостям мероприятия впервые показали спортивную драму «На острие». В основе сюжета — взаимоотношения и профессиональная борьба двух фехтовальщиц: Александры Покровской и Киры Егоровой. Героини преследуют единственную цель — стать олимпийскими чемпионками. Официальная премьера фильма назначена на 26 ноября, а пока мы рассказываем, какая она — одна из самых ожидаемых новинок российского кинематографа

+T -
Поделиться:
Фото: Централ Партнершип
Фото: Централ Партнершип

В отечественный прокат вышел не один десяток фильмов о большом спорте. Зачастую это оды, восхваляющие героические победы советских или российских спортсменов на международной арене. Но современному зрителю интересен не только сам накал игры и патриотичное «оле-оле», а также личности главных персонажей — их спортивный путь к успеху, их характер и внутренние переживания, чем им приходится жертвовать ради достижения цели. По словам режиссера «На острие» Эдуарда Бордукова, у создателей фильма не было цели стать новаторами жанра, главная их идея — раскрыть сложные личности спортсменов. 

«В этом фильме не сделан акцент на противостоянии России со всем миром. У нас история сосредоточена на противостоянии двух героинь, и она в этом смысле более психологическая, а не геополитическая», — отметил режиссер.

Среди других фильмов подобного жанра «На острие» выделяется именно выбором вида спорта — фехтование. Эта олимпийская дисциплина все еще не так популярна, как командные игры типа футбола или хоккея, но после Олимпиады в Рио-де-Жанейро последователей фехтования стало больше. В 2016 году российские спортсменки Софья Великая и Яна Егорян опередили всех соперников и в финальном поединке разделили между собой золото и серебро Олимпиады. Всплеск заинтересованности к этому виду спорта случился и из-за нового подхода к освещению соревнований. Большую роль в этом сыграл Алишер Усманов, президент Международной федерации фехтования (FIE). Профессиональная телевизионная трансляция превратила фехтование в привлекательный для зрителя вид спорта: разные ракурсы, крупные планы в замедленной съемке и другие операторские приемы добавили драматургии в дуэли на саблях. Тех же принципов придерживались и создатели фильма: правильно подобранные ракурсы в комбинации с глянцевым неоновым визуалом делают фильм стильным и притягательным. Таким получился первый художественный фильм о фехтовании «На острие».

Фехтование сложно представить эпичным и вовлекающим видом спорта, каким являются, например, командные игры. В поединке на саблях участвуют двое: каждый имеет цель «убить» другого. Правила фехтования идеально укладываются в концепцию фильма — показать психологизм персонажей, двух спортсменов. По сюжету «На острие» героини полностью противоположны друг другу: именитая спортсменка с многолетним опытом и дерзкая нерассудительная девочка из ниоткуда. Идея антагонистов не новая, но действенная для выстраивания конфликта и драматургии. Фильм обостряет тему становления личности и характера в условиях большого спорта и конкурентной борьбы: как быть хладнокровным к противнику и при этом не потерять свою человечность. Не случайно для этой идеи был выбран режиссер Эдуард Бордуков.

Михаил Дегтярь, продюсер проекта, признается: «Эдуард — замечательный спортсмен в прошлом и талантливый молодой режиссер со свежим взглядом в настоящем. Ему чрезвычайно интересны и спорт, и люди, которые им занимаются. В своем кино он всегда выводит на первый план человеческие отношения, и спорт — лишь фон, на котором эти отношения развиваются».

Фильм выделяется громкими именами актерского состава: Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Сергей Пускепалис. По словам режиссера, в роли Покровской он всегда видел именно Ходченкову, а пробы только подтвердили его выбор. В случае второй женской роли решение не было таким уверенным: кастинг проходил долго, для окончательного утверждения актрис ставили в пару к Светлане и пробовали, как они «сыграются» между собой. Елена Гликман вспоминает о пробах Стаси Милославской на роль Киры: «У Стаси были блестящие пробы, она прекрасно вошла в роль. Но определяющим стало то, что они со Светой, по сути, выбрали друг друга. Мы у обеих спрашивали, кто им больше всего понравился по работе в паре, кто наиболее интересен и комфортен как партнер. И актрисы выбрали друг друга».

Детализированная съемка фехтовального поединка требовала базовых спортивных навыков у актрис: правильно держать саблю и двигаться по дорожке, знать основные стойки и техники защиты или нападения. Для этого Светлана и Стася проходили подготовку у профессиональных тренеров по фехтованию.

Как говорит Светлана Ходченкова: «Мы долго отрабатывали и оттачивали фехтовальные стойки, положение рук и спины, держание сабли, уколы и удары. Фехтование — это запредельные скорости, зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент укола. Было, конечно, очень сложно добиться таких движений, прыти, скорости».

Тренировки были необходимы, чтобы на экране поединки выглядели правдоподобно. Удалось ли это? По отзывам членов Федерации фехтования, создатели смогли реалистично показать вид спорта со всех сторон.

Теги: кино, ммкф