В предыдущей колонке я начал знакомить участников и читателей проекта "Сноб" с творчеством англо-американского поэта-модерниста Томаса Стернза Элиота. В этой колонке я продолжу знакомство.

Little Gidding (Литтл Гиддинг). Читает Томас Элиот

Эта последняя поэма поэтического цикла Four Quarters (Четыре четверти) названа по имени маленькой деревеньки в графстве Кембриджшир, которая являлась центром религиозной общины, основанной в семнадцатом веке Николасом Ферраром (Nicholas Ferrar). История в поэзии Элиота «бытует» не исключительно в прошедшем, но и в настоящем времени, и особенно это видно в таких поэмах как Литтл Гиддинг, где живы традиции ортодоксального англиканизма семнадцатого века.

Центральный эпизод поэмы – встреча на улице предрассветного Лондона, еще дымящегося после бомбардировки, с тенью старого поэта, который в ответ на фразу самого Элиота: «я не могу сказать и вспомнить не могу» произносит монолог, откровенно составленный из мотивов и стихотворений Йейтса (Византия, Фазы луны, Выбор и ряда других)

Этот монолог близок к тому, что аргументировал Элиот в своем литературном эссе Традиция и индивидуальный талант: «современный поэт и поэты предыдущих столетий сосуществуют друг с другом в пространстве и во времени (здесь и сейчас)». И так происходит с поэмой Литтл Гиддинг: это поэма о современных традициях в настоящем времени и современная поэма о традициях прошлого. Как говорил о ней сам Элиот: «это корона на всем моем творчестве, после которой я уже ничего значительного не написал».

 
 
 
 
 
 
 

Продолжение следует.