Journey of the Magi (Странствие волхвов). Читает Том О'Бедлам

Это стихотворение – первое из известных рождественских стихотворений Элиота, которые он писал для приуроченных к этому дню буклетов поздравительных открыток, издаваемых компанией Faber and Faber, в которой он работал. Как вспоминал сам поэт, он написал это стихотворение в воскресенье после посещения церкви (он был обращен в христианство в 1927 году - в год написания стихотворения), вероятно, после того, как выпил полбутылки джина. С точки зрения одного из волхвов, посетивших только что родившуюся христианскую церковь, поэма исследует последствия пришествия Христа на другие религии того времени.

 

Preludes (Прелюдии). Читает Джереми Айронс                 

Это стихотворение – почти имажистский портрет современной городской жизни во всех аспектах ее убогости и неочевидности, являющее собой точку соприкосновения поэзии Элиота и таких современных ему авторов, как Р. Арлингтон, Т. Налме и Ф. Флинт. В этом квартете коротких стихотворений Элиота – невозможность спасения от ежедневной городской жизни, полной тяжелой монотонной работы: ты встаешь утром, идешь на работу, возвращаешься вечером домой, ложишься спать и спишь (или пытаешься заснуть), и так каждый день. Эта картина городской жизни делает стихотворение предшественником, прелюдией к более поздней поэме Элиота Потерянная земля

 
 

The Hippopotamus (Гиппопотам). Читает Алек Гиннесс

Это стихотворение – одно из семи в стиле «катрен» – вошло во второй поэтический сборник Элиота. Основная его тема – сравнение крупного африканского животного и Истинной церкви Христовой. Если оно покажется вам странным, дождитесь того момента, когда перед вами возникнет образ возносимого на небеса гиппопотама в окружении ангельского хора. Необычность этого стихотворения Элиота заключается в его архаичности, ироничности и даже абсурдной комичности.

 

The Naming of Cats (Наречение котов). Читает Томас Элиот

Это стихотворение – лучшее из сборника Элиота 1939 года под названием Book of Practical Cats (Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом), которая вдохновила Эндрю Ллойда Вебера на написание мюзикла Кошки. Старый опоссум – кличка, которую дал Элиоту Эзра Паунд. Живой ритм этого стихотворения показывает, насколько искусен был Элиот в метрических формах, да и сам выбор кошачьих имен впечатляет, а имя Bombalurina было в детской песенке Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka-Dot Bikini, которая до сих пор время от времени исполняется по радио, а другое имя Mungojerrie является переделанным именем настоящим хитом певца Манго Джерри – автора известной песни In the Summertime (Летом).

 

Morning at the Window (Утро у окна). Читает Томас Элиот

Это девятистрочное стихотворение было написано вероятно осенью 1914 г. сразу же после начала Первой мировой войны и описывает улицу, наблюдаемую поэтом из окна, а, точнее, серию миниобразов современной городской жизни: звук гремящих грязных тарелок в подвальных кухнях, служанки, стоящие у ворот домов, в которых они служат, коричневый туман (напоминающий темный туман из французской поэзии 19-го века и повести Р. Л. Стивенсона Странный случай Д-ра Джекилла и Д-ра Хайда). Это стихотворение несет на себе явную печать французской поэзии, которой был увлечен Элиот, а именно поэзии Ч. Бодлера и Дж. Лафорга, которые, в частности, показали Элиоту, как современный город может стать объектом поэтических образов, что позже было отражено в эссе Элиота Бодлер. Ключевым пунктом этого, как говорил сам Элиот, было поднятие рутинных ежедневных подробностей до новой поэтической высоты и выявление квазитрансцендетных качеств городской жизни. Мимолетная улыбка прохожего, исчезающая за черепицами крыш и промозглые силуэты служанок надолго сохранятся в вашей памяти.