Все записи
06:26  /  12.02.21

2869просмотров

О лестнице, ведущей вниз, о нас с вами, ну, и о драме его снобизма

+T -
Поделиться:

Почти все аллюзии – беспризорны. Как и эта, прочно засевшая в моем мозгу с началом чтения книги «Драма моего снобизма» многолетнего автора «Сноба» Эдуарда Гурвича (Издательство «Человек», Москва, 2021 г.). Чтобы представить себе эту аллюзию, просто вспомните бесконечную Потемкинскую лестницу и несущуюся по ней беспризорную детскую коляску в фильме Сергея Эйзенштейна Броненосец «Потемкин». Эта сцена всплывала передо мной с каждым новым сюжетом книги, но этимологию ее я понял только в конце вместе со следующими фразами автора в «Эпилоге»: Легкость [публикации в Интернете - БА] делает каждого читателя «немножко писателем». Читатель же, порченный интернетной публикацией, теперь не столько читает, сколько пишет без всяких оглядок, рекламирует все – услуги, тренинги, включая самотворчество…

История повторяет себя сначала как трагедия. Потом как фарс. В январе 1991 года я, тогда аспирант Корнельского университета, получил право присоединиться к…, нет, еще не Интернету, а его предтечи – межуниверситетской компьютерной сети. И первое же полученное мною сообщение, набранное желтой латиницей на маленьком черном экране первого «Мака» (похожего на советский телевизор «КВН»), гласило: В ночь на 13 января 1991 года группа "Альфы" штурмом взяла телецентр [в Вильнюсе - БА] и удерживала его до подхода внутренних войск. В ходе операции погибли 14 человек, включая офицера "Альфы" Виктора Шатских (смертельно ранен выстрелом в спину). И вот теперь, ровно тридцать лет спустя, читая книгу Гурвича о «Снобе», снобистах и о нас вами в эпоху Интернета, я впервые, пожалуй, ощутил то колоссальное расстояние, которое прошли мы все от той трагедии, описанной скупо двумя желтобуквенными фразами (без рекламы и комментариев) до нынешнего фарса (фарша?) из различного рода агрессивного и самоуверенного графоманства (с массой отлично сделанной рекламы и квази-анализа). Это расстояние не меньше расстояния между Броненосцем «Потемкин» и "бровеносцем в потемках".

Надо отдать должное автору – он не побоялся соединить в своей книге не только коллекцию своих собственных эссе на Снобе (именно «эссе», а не «блогов», поскольку первые пишутся на выверенную, а иногда и выстраданную тему, причем на хорошем русском языке, – от вторых, которые «лепятся на коленке» с основной целью поведать городу и миру о себе, их авторе), но и комментариев к ним. Комментариев, совсем нефильтрованных по «пиетету», сохраняющих всю живость, непринужденность и сиюминутность (вот ведь в чем основное отличие Интернета от бумаги!), а также местами просто не желающих мириться с канонами русского языка – от невинных запятых до бессмертной чеховской шляпы, подъезжающей к станции. Эти комментарии (с причудливой дихотомией, напоминающей коридоры коммунальных квартир) читать, тем не менее, увлекательно, а следовать за ними (отрывочными и часто непредумышленно выдернутыми из контекста самого эссе) - все равно как бежать по открытой местности под артиллерийским огнем - от воронки к воронке. Интернет в авторском исполнении как будто воскрешает петровское: Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была. Да, и вправду, чем Интернет хуже Думы. (Помните бессмертное раневское: По телевизору показывают одних жуликов. Ну, чем я хуже?!)

Можно с одобрением или неодобрением относиться к колючести и, порой, нетерпимости автора к графоманству и скудости полемической мысли его оппонентов, однако к его титаническим попыткам сохранить «Сноб» в качестве, может быть, последней общественно-публицистической площадки с высокими стандартами мысли, слова и дискуссии, следует отнестись с уважением. И хотя прочтение этой книги, к сожалению, омрачает довольно внушительный набор «очепяток» (как грамматических, так и пунктуационных, и смысловых), читать ее все равно – удовольствие, такое же, как удовольствие от разглядывания старых полустершихся дагерротипов - тяжелых и нечетких, скрепленных витиеватой росписью Товарищество Абрамзона, угол Мясницкой и Конникова переулка.

…Бесхозная и бездомная коляска летит по бесконечной лестнице вниз. И невидимый на этом моментальном снимке автор пытается удержать ее от падения и не может. Это действительно драма, господа!

Комментировать Всего 121 комментарий
... всё равно что бежать по открытой местности под артиллерийским огнем - от воронки к воронке.

То-то я всю  нашу ночь ворочался, дорогой Борис:). И не дождавшись утра, ринулся сюда,  на "Сноб", чтоб первым цапнуть Вашу рецензию на  "Драму моего снобизма", умную, ёмкую, с блистательной аллюзией про Потёмкинскую лестницу...  

Спасибо. Да, конечно, я прежде всего должен поблагодарить  Вас за взятый на себя труд прочитать книгу. И  посочувствовать Вам,тоже  как бы бегущему "под открытым артиллерийским огнём":). И, главное, порадоваться, что добрались до  Эпилога  живым и здоровым...

И Вам спасибо, Эдуард

Получилась не рецензия, а что-то вроде ответа на позывные SOS. Книгу же читал как продолжение "Заводного апельсина". Вам удалось "монитор" оттиснуть на бумагу - в очередной раз спор Гутенберга с "менялами из храма" завершился в пользу Гутенберга:

Не обозначить связность бытия,

Где каждый миг по новому расцвечен.

Здесь бесконечность влавствует, шутя,

А я, как шут ее, увы, конечен.

Я лишь нагромождение картин,

Смущающих сознание другого,

Творец еще неведомого слова

И Эхо, порождаемое им...

Ну, вот, двинули Вы меня Борис, к поиску в интернете "Заводного апельсина":). ... Сейчас только перекушу...

Смотрите на "апельсин"

не как на прямую ссылку, а как на очень индивидуальную аллюзию (или, как говорил мой близкий приятель, литературный критик Михаил Гуревич, "отсыл", "звоночек"). Ваша книга, по крайней мере для меня, ими просто набита.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

А пока я буду разбираться с апельсинами и моим почти однофамильцем:), просьбу одну изложу. В нашей переписке  я сейчас вспомнил вот это: 

 P.S. Ваше эссе «Про французских кошек…» очень хорошо само по себе. Дополняю его стихотворением Томаса Элиота The Naming of Cats и моим его переводом.

А можно выставить здесь Ваш перевод? По-моему, он замечательный. Да и в 9.00 у меня сегодня сессия по Скайпу с хозяйкой французских кошек. Она будет счастлива прочитать английскую и русскую версию. Я ей пошлю и мы обсудим

Безусловно

Этот перевод войдет в мои лекции по творчеству Т. Элиота в Библиотеке иностранной литературы и Музее мультимедийного искусства в Москве (в марте)

Стихотворение Томаса Элиота The Naming of Cats и с Вашим переводом, Борис!

The Naming of Cats is a difficult matter,

It isn’t just one of your holiday games;

You may think at first I’m as mad as a hatter

When I tell you, a cat must have THREE DIFFERENT NAMES.

First of all, there’s the name that the family use daily,

Such as Peter, Augustus, Alonzo, or James,

Such as Victor or Jonathan, George or Bill Bailey —

All of them sensible everyday names.

There are fancier names if you think they sound sweeter,

Some for the gentlemen, some for the dames:

Such as Plato, Admetus, Electra, Demeter —

But all of them sensible everyday names.

But I tell you, a cat needs a name that’s particular,

A name that’s peculiar, and more dignified,

Else how can he keep up his tail perpendicular,

Or spread out his whiskers, or cherish his pride?

Of names of this kind, I can give you a quorum,

Such as Munkstrap, Quaxo, or Coricopat,

Such as Bombalurina, or else Jellylorum —

Names that never belong to more than one cat.

But above and beyond there’s still one name left over,

And that is the name that you never will guess;

The name that no human research can discover —

But THE CAT HIMSELF KNOWS, and will never confess.

When you notice a cat in profound meditation,

The reason, I tell you, is always the same:

His mind is engaged in a rapt contemplation

Of the thought, of the thought, of the thought of his name:

His ineffable effable

Effanineffable

Deep and inscrutable singular Name. 

Наречение котов

Котов наречение – трудное дело

Не просто какой-то дневной моцион.

Вы скажете – крыша у парня слетела,

Коль вам я отвечу, что кот ТРЕХ ИМЕН

Достоин. Одно - это только семейное имя,

Такое как Петр, Августин иль Семен,

Такое, как Виктор, как Джордж или Вильям —

Все это – набор из семейных имен.

Но есть имена, что звучат покрасивей -

Одни, что для кошек, другие - котам:

Электра, Деметра, Иван иль Василий —

Но это – семейные суть имена.

Но нужно коту и особое имя -

Как звание, титул, шале родовой.

Иначе как будет усами своими

Гордиться он, хвост поднимая трубой?

Из этих имен собирается кворум,

Таких как Мунстреп, Куоксо, Аперкот,

Таких как Бомбардия или Делорум —

Имен, что достоин единственный кот.

Но есть еще третье, глубинное имя,

То имя, что вам не узнать нипочем,

Что кот (и котиная в этом гордыня)

САМ ЗНАЕТ, но век не признается в том.

Когда он как будто в немом отрешеньи -

Причина для этого только в одном:

То значит, что он погружен в размышленье -

Он в мыслях, он в мыслях, он в мыслях о нем:

Его несказанном, святом,

Его несказанносвятом

И лучшем из лучших имен.

                                           Москва, август 2020 г.

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Жду Вашего приглашения - где и когда, чтобы виртуально поприсутствовать. Спасибо Вам заранее...

Прочитали полчаса назад на сессии Ваш перевод из Элиота про кошек, Борис. Моя англичанка, хозяйка французских кошек, в восторге.  Они с мужем сидят в Лондоне, вернее в пригороде, второй месяц, и не могут поехать во Францию к своим кошкам. Дык, тут другая история;). К ним повадился приходить  "Мистер Би" - соседский кот, у него три лапы, но он скачет... к ним каждый день  аж  через 10 домов... Я сделал фотографию его. Если удастся, выставлю тут...

"Кошачьи и " собачьи" истории

бывают просто восхитительны. Я - собачник. Сейчас пошлю Вам на личную почту фотографию своей Дины. Она - чемпион России и Первая леди Грузии (best in show)

И правда, леди Грузии восхитительна. Что, в самом деле, смуглая Дина из метисов? Грузинские и русские крови делают девушек необычайно красивыми;).Собак, наверное, тоже. Кстати, Вы не выставляете фотографию Дины из-за технических проблем? Я, думаю, могу это сделать - выставить тут фото. Дина очень украсит Ваше эссе про мою книжку...

Если Вы сможете каким-то образом связать мою Дину и Вашу драму...,

я не буду возражать.

Ну, при чтении "Драмы моего снобизма" легко проглядывает: я могу в прозе связать всё, что угодно. Вот в стихах нет. А так бы ещё и стих сочинил про Дину

Нет, Дина - стопроцентная немка (из ризеншнауцеров)

но родилась в России и потом рожала также в России (фото в личной почте).

Да, увидел и щенков. Но не буду больше рисковать. Получилось две Дины. Не умею одну убрать. Кто-нибудь из ДР увидит - поможет. А так пускай будет две:)

Да, наверное роман Бёрджесса в переводе я бы прочитал... И то маловероятно. А уж глядеть фильм Кубрика точно не стану. Уж больно это депрессивно. Во всяком случае, это сюрприз, что в моей книге Вы нашли " звоночки" оттуда:). Очень любопытно было бы посудачить на эту тему тут:) Ну, пару примеров, если можно.  Хотя я понимаю  - это очень индивидуальная аллюзия Ваша, Борис...

Да этот роман и фильм - просто "воспоминание о будущем"

целого ряда Ваших эссе (например, "Про ложь и врагов народа...", "Про правителей и подхрюкивание, про насилие и государство") - это просто "методичка" (наряду с оруэловским "1984") для чтения в дороге по пути в тоталитаризм

Я проглядел сейчас эти эссе + комментарии. Кошмар:))... Но тут есть одно возражение

Ну да, Борис, наверное  можно посмотреть на жизнь этого  монстра Алекса как на "воспоминание о будущем"... Но меня так угнетало в советском прошлом  НАСТОЯШЕЕ, что я не дотягивал до мастеров, способных вывернуться со злом в перфомансе на БУДУЩЕЕ:) И для меня  также передряги в современной России - очень депрессивны....

Я вчера подглядел беседу Познера с  несравненной Ренатой Литвиновой. Вот она способна, как мне кажется, быть на уровне Бёрджесса  - Кубрика. В Москве только что вышел её новый фильм  "Северный ветер".  Вот там какие-то пограничные "воспоминания о будущем", как мне показалось. Не  смотрели?

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

О фильме знаю,

но пока не смотрел. Однако, всегда испытывал сложности отделения автора от героя (не всегда получается, хотя с Лимоновым такое проходило)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Об этом много в моём  "Романе Графомана"... Никаким образом не агитирую Вас читать его, если что;). Достаточно, что мы пока не рассорились, разбираясь в "Драме моего снобизма"..... По сути же замечу: именно потому, что Лимонов плохой романист, никакой сложности читатель не испытывает, когда хочет разобраться - где Лимонов, а где Эдичка... И, наверняка, Лимонов знал это. Но зато какая публицистика, какие литературные эссе у него!!! Особенно хорошо писал, когда ему удавалось попасть в тюрьму.

Об "Эдичке" разговор особый

Я его, давящегося (много) суточными щами на балконе дешевой "меблирашки" в Бруклине прочувствовал, что называется, на своей шкуре. Это у меня очень личное

Извините,  что невольно дёрнул:). У меня ведь тоже есть свой "Бруклин", куда я не заглядывал очень-очень давно. И отчасти намеренно.  Чтобы написать  "Роман Графомана". Для этого мне пришлось  не только физически сменить своё окружение, но и расстаться в воспоминаниях со многими конфидентами из моего "Бруклина". Теперь в моей памяти  на этом месте - чистый лист.

Бруклин - это ведь не место,

это эмигрантский диагноз. Для меня - "виртуальный" (все- таки Cornell University, ExxonMobil  и т. д.), для многих - физический, а для всех нас (американских русскоязычных эмигрантов) - экзистенциальный. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Тут  недавно в блоге дебютантки Дарьи Рождественской я возразил уважаемой Светланой Горченко. Наш спор повис в воздухе. Может, эта рецензия поможет нам сойтись в прежнем единогласии:)) Пошлю как ей ссылку, Борис. 

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова, Игорь Попов

Ваше первое сообщение, которое Вы прочитали в университетском интернете Корнелл:

" В ночь на 13 января 1991 года группа "Альфы" штурмом взяла телецентр..."

- Это как я понимаю, Вильнюс? Такие совпадения. Моя Фриманская ( псевдоним, который я дал неделю назад моему Ангелу:), прочитав  рецензию  Вашу в шесть утра, задала мне именно этот вопрос. Понятно, почему её это взволновала. Ведь она из Литвы...

Вот что значит психологическая "замыленность"

Я записал первую прочитанную мною в "Интернете" новость в свой дневник, даже не думая о том, что когда-нибудь надо будет давать пояснение о географическом местоположении этой башни (пояснение уже внес в текст - спасибо!). Для меня "телевизионная башня", "Альфа" и "Вильнюс" были с тех пор уже сцеплены намертво. Так же как "саперная лопатка" и "Тбилиси", увиденные мною в первый же день в газетном киоске на Мариенхильферштрассе в Вене, где располагался наш первый "бивуак" на нашем долгом эмигрантском пути в Штаты.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

"саперная лопатка" и "Тбилиси",

Странный у нас тут разговор:). А у меня всплыл в памяти эпизод с тем, как лупили демонстрантов саперными лопатками  в Тбилиси. Переломный момент! Я уже не верил ни в какую перестройку. И в башку ввернулась одна мысль - как уехать из Той Страны.... В Израиль никогда не хотел ехать, в этом проблема... Да собственно Борис Хазанов  (почти сионист по некоторым отзывам) выезжал в Израиль через Вену, и не доехал. Остался в Мюнхене... Но это другая история. А в Вене я впервые был пару лет назад , о чём тоже писал в "Драме моего снобизма". Вот уж этот город я принял без всякого снобизма. Чудный, чудный город... Наверное, у Вас другая память об этой столице Австрии...

Разговор совсем не странный

Это разговор представителей одного поколения, по которому эмиграция прошлась, разделив жизнь почти симметрично на "до" и "после" - общего гораздо больше, чем мыслилось раньше.

И это при том, что мы из разных поколений, если  судить по году рождения,  из очень разных. Кстати, во фразе "Эмиграция прошлась, разделив жизнь..." звучит какая-то драма. Как  "война прошлась"... Вы в самом деле чувствуете, что тут есть какая-то драма, в Вашей эмиграции? Для меня эмиграция - счастье, повернувшая мою жизнь куда надо...  Никому не стану советовать эмигрировать, потому что сам по себе акт жёсткий. И не каждый выдержит такое. Но назвать драмой или трагедией мою эмиграцию? Нет, никогда. Счастье. Каждый день. Это лестница, ведущая вверх (увяжу  комментарий с названием Вашего поста:).

Скажу словами Бунина -

я их разделяю - "эмиграция - это болезнь". Хотя, болезнь - не обязательно предтеча смерти. Она может быть и предтечей воскресения.

Ну, Бунин считал, что и любовь - это болезнь, и что там наверху никого нет, а после нас ничего не остаётся:) Так что, по большому счёту, он и с верой своей не управился, и с любовью - не очень... Так что ему можно не доверять в определении эмиграции:(.

Я думаю, что эмиграция - это вызовы, на которые надо отвечать. Иногда это не получается, но надо не отчаиваться, верить и  идти дальше.

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

А это соседский кот по имени Мистер Би (Mr. B), который потерял переднюю лапу. Но он приходит к Кэрис и Питеру, чтобы полистать одной лапой книгу "Драма моего снобизма";)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Этот кот прелестен,

и я хотел бы немного на нем "оттянуться", но тут увидел "блог" г-жи Шумской "Записки содержанки (try story) - орфографию сохраняю- и так стало тоскливо. Неужели конец?

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Неужели конец?

Увидел. Вы об этом тексте Юлии Шумской: "Когда-то на одном тренинге в Питере, я говорила на группе о своих страхах и комплексах ... Я помню, как люди, присутствовавшие там давали мне обратную связь. Они были в шоке от того, что твориться в моей̆ весьма миловидной̆ башке.  Слава Всевышнему..."?!

Да ладно, отобьёмся;). Я предпринял там у неё в блоге попытку. Может, Юлия кинется править свой текст, а может удалит мой комментарий;).

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

К сожалению, Эдуард,

Вашу книгу на "Снобе" (при почти шестистах прочитавших рецензию на нее) обсуждают только сам рецензент да автор. А вот боготоврчество и богостроительство, как в исполнении неофита (Дмитриевский), так и профессионала (Эпштейн) - многие. И это не парадокс, а закономерность, о которой еще Набоков предупреждал в своем "Даре" (где у него улица "начиналась почтамтом и заканчивалась церковью).

Кстати, свой второй (издававшийся в Чикаго журнал) я назвал Ulitsa.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Да, тут ВЫ правы,Борис. Я обратил внимание на Ваш пост в ссылке в самом начале моих многих собеседников. Даже личное письмо написал одному из самых главных на "Снобе", потому что мы в давних добрых отношениях ( обещал вчера опять же в личном письме поддержать).Но забавно, что почти никто не откликнулся даже простой поддержкой Вашего  очень классного эссе. Ну, мне понятно отчасти - многие  меня просто тут не любят. Потому - терпите:)! По сути же - удивительно точно Вы отметили сразу и неофита этого с его скучным единственным собеседником. Но как выступит с чем-то таким, так в топе торчит... Беда!!! М. Эпштейн же, как Вы точно заметили, профессионал и  выступает очень часто по делу, как последний его пост, к примеру... 

С фразой из "Дара" Набокова - в точку.... Кстати, пару слов можете рассказать о журнале Вашем в Чикаго? Как долго издавался журнал, есть ли он на сайте, и чем кончилась эта затея? Ведь многие эмигранты на моём веку мечтали о своей газете, своём журнале . В "РГ" я рассказываю о прототипе лондонского "Колокола" - там очень смешная история изложена:)... Я её могу вытащить из Романа. Это тут уместо было бы.

Журнал Ulitsa

стал своего рода продолжением журнала Reflection. Тот журнал был двуязычным (первым такого рода в США), ротапринтным, но на него были подписаны факультеты славистики практически всех университетов Ivy League. Журнал Ulitsa (который начал издаваться сначала на мои собственные деньги, а затем на деньги одного магната украинского происхождения, который страшно хотел протиснуться из мещан в дворяне) также был двуязычным: англоязычную редакцию возглавлял корресподент Chicago Tribune Марк Вучич (серб по происхождению), а русскоязычную - Марк Давыдов, профессор ун-та им. Рузвельта в Чикаго, автор известной книги стихов "Переводные картинки". Московский корпункт возглавляла Консуэла Сегура (жена известного телеведущего Владимира Молчанова), а среди его первых авторов были Марина Давыдова, Дмитрий Быков и Денис Драгунский.

Мой архив сейчас находится в США, а сам я (будучи в процессе переезда из США в Европу) застрял в России. Как только получу к нему доступ, вышлю Вам несколько "оцифрованных" выпусков как первого, так и второго журнаов. Тогда можно и будет о них поговорить.

Оба журнала, по моему мнению, были несомненным культурологическим успехом (их выпуски находятся в Библиотеке Конгресса США) и несомненным коммерческим провалом. Их коммерческую безнадежность уже тогда предвидел Василий Аксенов, который дал в журнал Ulitsa главу из тогда еще неопубликованного романа "Скажи изюм".

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Да, это интересный опыт издания "Улицы". Поговорим, конечно! Одно замечание -  давайте не смущаться, что  сейчас беседуем по сути вдвоём. Это тот случай, когда по делу, и совсем не стыдно. И я очень рад, что Ваше эссе сейчас всплыло опять на  титул "Сноба". Пускай помозолит глаза нашим конфидентам  под рубрикой "Свмые активные дискуссии" - может, кто и откликнется из самых смелых:))) 

Добавка забавная

Если в ГУГЛе набрать по-русски: " Эдуард Гурвич "Роман Графомана" - о журнале "Звон", то вылезет несколько страниц - уморительная картинка о  нас, авторах и издателе... Попробуйте набрать - повеселитесь... Ведь Вы прошли через всё это, как издатель журнала эмигрантского... И хорошо бы смотреть на этот наш опыт сегодня и с юмором. Совершенно в рамках опять же драмы моего снобизма...

Эдуард, не обижайтесь, в России сейчас трудное время - вчера вон в Москве, говорят, пробки были 10 баллов... а я сегодня утром дверь с трудом открыл, пришлось выгонять снегоуборщик - без него до сих пор ковырялся бы... :) Так что - кто в пробках стоит, кто снег гребёт, кто деньги считает - скоро налоги платить.

А кто просто ленится, и без этого никак. :)

Спасибо, Сергей, я как-то выпустил из виду сложности жизни в Москве...

Да, теперь слежу за новостями  и сочувствую москвичам. Это тут снегопад - игрушки (было такое на прошлой неделе:)  Ну, и хорошо, что Вы мне дали отмазку - я теперь и думать не стану о тех, кто меня не любит:). Есть же за что, в самом деле...

Лучше я опять "Ноченьку" послушаю:). Игорь Попов-то наш вятский, написал в своём блоге, что у  моего сына " хороший академический бас, очень ориджинал"... Ближе к утру американскому напишу сыну в Нью-Йорк. Поприставать к детям - святое дело:).

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Да вообще нельзя от людей ожидать многого. :)

Я вот, как получил уведомление, сразу пошел смотреть... И не дошел. :)

Про ваши холода и снега я наслышан...

А родственница из Германии только что прислала тамошних "моржей", у них там -5:

Да вообще нельзя от людей ожидать многого. :)

- вроде, это база для всякого снобизма, Сергей. Утром встаю и говорю себе - люди нехорошие, а потом оклимаюсь немного, и весь день думаю иначе..:)....

Ладно, лучше о "моржах. Много лет назад я был у  тогдашней возлюбленной в гостях в Брайтоне. Рано утром вышел к морю - как раз 5 декабря, день моего рождения,. Подхожу к группе "моржей", холод собачий, а они: у нас тут клуб, Ну, с дуру я ринулся за ними.  Вышел, а тут тааакие колики у пэчени, что больше никогда. Это, как мой Ангел-доктор  Фримлянская говорит -  спазмы от холода... Больше никогда...

Не, зимнее купание - занятие экстремальное. Я позже ноября в России не пробовал...

А люди не то, чтобы "нехорошие"...  

Выставил фото, поглядите в конце поста. Окошки для комментариев с трудом открываются

Конечно, конечно, люди как люди, везде и всюду -  это на Ваш взгляд:). А вот зимы  разные. Скажем, я уже упомянул о снеге на прошлой неделе. Иду по самой пош-улице в Фарнборо... И вдруг вижу - снежную бабу перед домом  только что поставили. Хозяйка ещё на дворе снег сметает с крыши машины. Ну, как Вы думаете, что изображает снежная баба? А вдали на другой стороне улицы англичанин в... шортах и резиновых сапогах со  скребком-лопатой подчищает  подъезд к дому... Я сделал фотографию, чтоб лопнула моя снобская душа:) Вот  сейчас отыщу и выставлю в пику  вашим фоткам:)

А вот как у нас сегодня, первое фото - как я дверь утром открывал, последнее - как я домой после уборки снега вернулся:

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Сергей Кондрашов, Анжелика Азадянц

Красота какая - снег! Единсвенный род ностальгии, не будь я снобом, чёрт побери:) Лопату вижу. Где Шэдоу мой ненаглядный. Про жену не спрашиваю - она на кухне готовит к водке закуску...

:)

Шэдоу рядом, вместе со мной с оторопью смотрит на эту красоту...

Он из своего домика смог выйти, только когда я дверь открыл - сугроб выход завалил, я же ему шторку сделал на выходе из домика, и вот эту шторку придавило и завалило.

Я очень надеюсь, что маленький человечек, который в бункере, тоже имеет шанс в такой снегопад выбраться из - под сугробов. Надо полагать, есть у него такой же заботливый хозяин, как  и у Шэдоу;)

Честно говоря, я устыдился комментария ниже. Меня на самом деле беспокоит Анна Квиринг. Она живёт на окраине Тулы.  Не хочу быть назойливым, но кажется эти пару дней ей не до Сноба. Помнится, однажды Вы, Сергей, помогли ей в садовых вопросах. Вдруг ей потребуется Ваш снегоуборщик;) И нужна помощь, чтоб его  туда доставить. При необходимости скинемся... Не слышали нечего от неё? Это ж Ваш снобовский оппонент, без неё тут жизни не будет...

Нет, нового не слышал.

Но надеюсь, что она не живёт в том домике, фото которого выкладывала - у нас сегодня местные дорожники дорогу не чистили, а это всего 25 км за МКАД. Мы с соседями сами почистили, что смогли. Но я бы до конца снегопада никуда не поехал - думаю, на дорогах сейчас бедлам. Мы нарочно всё сделали, что было нужно, я наколол дров, чтобы сидеть дома.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Да, в газете-ру сейчас увидел сугробы на Красной площади. и информацию - власти обещают очистить Москву за... пять дней...

Ну, дайте мне знать, пожалуйста, если увидите в эти дни на других постах её. Я правда беспокоюсь...

Дорогой Эдуард, добрый день! Даже не буду извиняться за молчание, ибо я вовсе не отмалчивалась, а просто устала бороться со снобовским движком: вот сейчас это пишу и не знаю, опуликуется ли комментарий. Нет уже никаких сил! Обращалась в редакцию - говорят, почистите куки))). Ну почистила я их - та же песня. Поэтому нет ни сил, ни настроения сюда заходить.

По существу же вот что: вечером курьер доставит Вашу "Драму...". Начну читать, и тогда, скорее всего будет больше поводов поговорить) Кстати, в издательстве "Спорт" книг уже нет - разобрали (хороший знак!). Я заказывала на Озоне за 550 руб. (это где-то $7,5), а в двух других местах аж по 750 руб. (это $10): Вы дорогой автор, мой друг!   

Дорогая Анна, прежде всего, ужасно сочувствую с этими куками. Уже на двух компютерах на  Firefox  и на  Google Chrome, открытом по совету ДР, а всё равно куки... Тем не менее, рад увидеть Вас здесь. Спасибо за то, что приобрели книгу, что начинаете читать. Это волнует само по себе.

И особенно спасибо за информацию, что книги уже нет. С ценой так - я ведь  ничего с этих продаж не получаю. Потому даже не извиняюсь. А вот повод написать издателю с предложением второго издания или просто с допечаткой ( с учётом ошибок, которые вывели из себя Бориса, хотя я думаю, что это общая беда всех нынешних издательств - институт корректуры и редактирования упал с советских времён невероятно), будет здорово. Я напишу ему.

Спасибо ещё раз. С волнением гляжу на снегом засыпанную Москву, беспокоюсь за Анну Квиринг. Ну, и внизу загляните на наш пейзаж зимний на пош улице Леопппполлльда:), извините.

И давайте так: пишите мне на имэйл, если что, и я буду выставлять Ваши комментарии тут от Вашего имени. Пока у меня получается...

Дорогой Эдуард, не беспокойтесь, у меня всё в порядке, я немножко закопалась в работе, а теперь пытаюсь догнать поезд: прочитать уведомления к дискуссиям, накопившиеся, пока меня не было. Но я слишком медленно бегу: пока я сплю, непрочитанные уведомления опять переваливают за две сотни...

"А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо", как писала Надежда Рогожина. Снежок у нас выпал, таки да, совершенно изумительный, хоть и утомительный :) я сегодня приросла к лопате, пока дорожку прочистила: полметра в глубину точно есть. Зато чистейший, ни одна собака его не осквернила :) (собакам такой сугроб выше головы), в лучах вечернего солнца нежно-перламутровый (на фото, правда, голубой получился)..

Ну, я так рад, дорогая Анна, что Вы здесь. И с такой фотографией. Душу рвёте:) Настоящая ностальгия прошибла. Так всё было вокруг  нашего барака  в конце 40-х - начале 50-х на Шелепихе  за Красной Пресней, на тогдашней окраине Москвы... Снег! Всё безобразие жизни белый снег покрывает...

Ой, что это я, Сноб с большой буквы,:) раскудахтался!:).

Вчера я написал ещё тут и Сергею Мурашову, (который пилит не бюджет (не внял;), а деревья на своём участке и после Вашего совета:)) - чтоб он вскладчину со мной свою снегоуборку  привёз  Вам... Он сослался на бездорожье.. Сейчас вижу - ничего такого  уже не надо. Вы управились с лопатой.

Спасибо Вам за фото. Чувствую , не просто всё это, но Вы никогда не жалуетесь. Это, наверное, от  отца или от матери...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Ну что Вы, дорогой Эдуард, свеженький снежок покидать в удовольствие, он сейчас сухой на морозе, лёгкий, не слежавшийся. Даже снобу полезно и приятно :))

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

(А я вчера прочистил своим трактором проезд соседу к воротам - с лопатой он бы и до завтра не управился, - сегодня сосед коньяку принёс... Дал соседке, поставляющей нам козье молоко, чтоб у себя почистила, - 15 соток всё-таки, - сыру и творогу принесла... Эдак мне можно не работать, а снабжать соседей снегоуборщиком... :). ).

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Анна Квиринг

Помнить будут наш "Сноб", как журнал "Новый мир", театр "Современник"

Да, дорогая Надежда, приятно, что кто-то ещё помнит! Но не надо иллюзий.  Помнить нас не будут. Вспоминать будут. И то лишь иногда, по случаю;). А помнить будут "Сноб", эту удивительную и по сей день интернетную площадку. И я счастлив, что мне удалось сделать "Драму моего снобизма". Ниже, из комментария Анны Быстровой, выяснилось, что книги уже в издательстве нет. Это лестный сигнал для меня, автора, но и печальный. Ведь нас, участников, авторов, да и просто членов  клуба "Сноб" неизмеримо больше, чем скромный тираж. И я-то думаю, что книгу хорошо бы иметь всякому, кто хоть раз прикоснулся к нашему "Снобу". Просто потому, что там вся наша история, весёлая и печальная.

Мне в Англию издатель выслал книгу. Но увы, 20 экземпляров пропали. Королевская почта получила их из России, а я - нет.  Ищет второй месяц! Найдёт ли - не знаю, хотя лестно врать себе - книга так ценна, что её спёрли даже в в Англии))...

А если серьёзно, хорошо бы одолеть второе издание с корректорскими поправками. Но сил у меня организовать всё уже нет.  Надеяться, что поможет "Сноб" ( нет-нет, оплатить  я могу, только организовать) - иллюзия.  "Снобу" бы выжить...

Так что нам остаётся  уповать на будущее. И делать  что-то. Через силу, но делать. Впрочем, осеку себя в очередной раз. И высеку - Снобу с большой буквы впадать в патетику зазорно;))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Королевская почта получила их из России, а я - нет.

А Вы пробиваете посылку по номеру? Наша посылка для дочери к Рождеству шла полтора месяца, из которых по ЮК - дня два или три.

Конечно, все номера у меня есть, по ним ищут. Этим занимается мой Ангел со знанием дела:)... Увы

Ваша поправка принимается! С удовольствием бы прочитала вашу новую книгу. Может, правда, будет допечатка тиража?

Может, допечатка, может,  второе дополненное издание "ДМС";). И, непременно, с выдержками из  бесед на Снобе С.Мурашова и С. Кондрашова о  Геоцентрической модели Птоломея и  Системе Коперника:)...

Похоже, человечество  ещё через сотню лет  и вовсе забудет об Общей Теории Относительности и квантовой тоже,  Альберта Эйнштейна   (см. пост ветерана Сергея  Кондрашова " Полезные цитаты..."),но и о Птоломее-Копернике (см. пост  дебютанта  Игоря  Кляхандлера;)...

 А если дело так пойдёт,  тогда уж точно   Астрономию-Физику  будут изучать по  снобовским беседам Мурашова-Кондрашова:). И учебником станет второе издание "Драмы моего снобизма"...:)

Товарищам надо бы нас с Сергеем подтолкнуть, наконец, к предметному обсуждению того, "а как оно на самом деле". Желательно - с использованием формул, описывающих движение небесных тел. Потеха будет.

"а как оно на самом деле" - предмет разговора не только касательно небесных тел...

Обсуждение в посте (в самом-самом топе:) какой-то фифочной  интерпретации слова "выдрать"  -  патока, если знать историю "Сноба";). Первоначальный импульс такой фифочности,  повторюсь, - обида на совсем другое - на то, что я возразил в блоге дебютантки -  Сноб - это не та площадка, куда можно писать всё, что хочешь, что нужна избирательность... Вот это аргументированное возражение вызвало  неадекватную реакцию по поводу моего "выдрать"... А по сути ничего страшного не произошло: в истории Сноба  обвинение в самодовольстве  и публичное объявление об отказе "общаться просто категорически" - это вполне корректно;)...

И как резюме возглас С.Мурашова в комментарии ниже вполне тут уместен:

"Да будет СНОБ, как не быть."

Воистину:))

Ну, Эдуард, это же тоже всё не ново - кому-то не нравится одно, кому-то другое... Я, если не ленюсь, тоже иногда могу кому-то зло ответить... хоть и не вижу обычно в этом никакого смысла. :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

"это же тоже всё не ново..."

Опять же  Воистину;! Но нашим "новосёлам"  кажется, что  они блюдят нравственность и приличия;). Надо же как-то "продвигать" их к реальности :)... Хотя и в этом тоже никакого высокого смысла. Просто к слову, коли говорим о жизненных реалиях Сноба...

Я не знаю, что ответить на такое - такая тут "глубина" непонимания - о чём речь! Совершенно в рамках "Драмы моего снбизма", не так ли?;)

Кстати, ночью получил вот это:

Юлия Шумская ответил на ваш комментарий в материале «Записки содержанки (отрывки из true story)»:

Эдуард, понимаю, что в рамках "хорошего тона" должна Вам что-то ответить. Но, ввиду утонченности критеческих замечаний, мне сложно уловить точный смысл сказанного Вами, и подобрать правильные слова. В любом случае, благодарю за внимание и уделенное мне время.

Моя мама, преподаватель истории,

любила говаривать "Кому философия, а кому и хрящик свиной"

Мудро, мудро;)! Надеюсь, Ваша мама в Америке?

Моя мама умерла четыре года назад

на 92-м году. Она жила под Бостоном, а училась в одной группе Исторического факультета МГУ с дочерью Сталина (с которой переписывалась и перезванивалась до самой смерти Светланы в доме для престарелых в Миннесоте), сыном Клима Ворошилова и Анатолием Черняевым (будущим помощником Горбачева, "отсидевшим" с ним в Форосе). Руководителем ее дипломной работе об Османской империи 16-17 веков был академик Тарле. А среди ее еобственных учеников - Елена Рыбина, ныне профессор кафедры археологии МГУ и вдова недавно умершего академика Валентина Янина (первооткрывателя берестяных грамот в Великом Новгороде и обладателя уникальной коллекции граммофонных оперных пластинок конца 19 - начала 20 века, которого я очень хорошо знал)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Какая замечательная мама у Вас, Борис, и как много она дала Вам. У меня всё было иначе. Моя мать дожила до 102 лет в Москве. Я звонил ей из Лондона два раза в неделю. Она радовалась за меня - хорошо, что ты уехал, повторяла. И часто разговор наш кончался её слезами. И я чувствовал себя не то, что виноватым, а просто сожалел, что не мог отвлечь её своими разговорами. Но в последние её дни рядом с ней был мой сын. живший тогда в Москве. И это большое облегчение - он и вызвал меня из Лондона, и я успел подержать её руку...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Хороший у Вас вышел пост. Уютно. Говорим не о ценах на помидоры на рынке:)

Вспоминаем матерей своих, долгожительниц. А по соседству ещё в Ленте, слава богу, чудный материал о Шаляпине Игоря Попова. С очень печальным рассказом о матери певца, Авдотье Михайловне...

Что держит память о наших матерях? Шаляпин помнит, что отец напивался и избивал её. Но помнит также вятскую народную песню "Ноченька", которую  впервые услышал от матери...

И я тут вдруг спохватился, что мой сын занялся вокалом в Гёттингене . И пел на концерте эту "Ноченьку". Она на ютьбе. Я нашёл её, и послушал впервые за три года, кажется.... Только вернулся с часовой прогулки, а в ушах:

Ах ты, ноченька, Ночка тёмная, Ночка тёмная, Ночь осенняя…

Вот тут на ютьбе поёт мой сын:

https://ok.ru/video/67140519859500-1

Так что я тот ещё сноб:)

Сейчас сделаю ссылку тем, кто не любит меня, но Россию-то любят, и послушают, а может и откликнуться;)..

голос... замечательный

Спасибо, это я слышап от первой моей тёщи - абсолютно глухой, но игравшей на пианино. Помню, она приходила к нам, и говорила: голос у вас, Эдуард замечательный, но слуха никакого:). Что было правдой. Ну, и как тут было не эмигрировать в Англию, чтобы сделаться снобом? Одна из причин...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Послушала Вашего сына)... Меня нет в Одноклассиках, поэтому там, на месте, не могу прокомментировать - выражу своё восхищение здесь: какой же талантливый у Вас сын, Эд! И сколь многранен в своих талантах... Изумительный, очень богатый голос. Это какого времени запись? Мне кажется, он там очень молод)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Сноб должен сдерживать свои эмоции и по отношению к детям.:) И всё же,,,

Спасибо, Анна, Вы и раньше всегда так тепло говорили о Тёмке:).. Это 2017-й, я ещё приезжал к нему в Германию, в мой любимый Гёттинген. Он защитился  там только-только. Ему не было 30-ти. И кажется, он ещё разбирался в своей идентификации. И я страшно рад, что в нём осталось это русское. Песня тоскливая. Я не слушал его все эти годы. Столько всего было. Ну, Вы знаете... И вдруг, читая о Шаляпине, вытащилось вчера. Кстати, на этом ютьбе  следом за ним Хворостовский поёт. Что Вы думаете о его Ноченьке? Вот интересно...

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

Ну всё, теперь "Ноченька" мне всю ночь будет сниться). Пришлось вернуться в Ок и прослушать ещё и Хворостовского, а потом снова Артёма. Я Вам так скажу, Эдвард... Я бесконечно восхищаюсь Хворостовским и скорблю, что жизнь талантливейшего артиста закончилась так рано и так трагически. Но в данном случае я голосую за Тёму - и не потому, что он Ваш сын. Вот честно: его исполнение трогает больше). На мой взгляд (и в данном случае), у Хворостовского превалирует отшлифованный артистизм - прям с первых же нот... Тёма - не профессионал, но, видит Бог, у его пения такая глубина - бездна! И чудесные вокальные данные - ну прям Шаляпин, снимаю шляпу (такая вот Вам аллитерация).  

Сейчас про "бездну" Тёмке в Нью-Йорк напишу. Пускай от счастья тоже не спит:)

Спасибо, Анна, ну вот с "Ноченькой" этой я тоже завёлся. Думал, что скучаю по сыну ( я давно его не видел из-за пандемии), что возраст и прочее, что лишаюсь вот этого панциря - снобизма:), с которым много лет живу в Англии. Нет,  и Вы при сравнении с профессиональным певцом выбираете то, что показал Тёмка... Хотя Хворостовского бесконечно жалко... 

на этом ютьбе следом за ним Хворостовский поёт. Что Вы думаете о его Ноченьке?

А я отвечу -  то ли  из-за болезни, то ли чувствовал конец жизни, но вот  видно в его Ноченьке, что жилы рвёт,  а ведь не спасает  его ни мастерство, ни техника высочайшая, которую он демонстрирует под овации зала...

Это так и в литературе - могут быть и неправильности, и ошибки корректорские ( в моём РГ начиная с 400-й страницы и редакторской правки-то нет - я забрал рукопись, потому что спешил опубликовать (Вы знаете почему;(), .Кстати,  в "Драме моего снобизма" редактора не было вообще...( по той же причине;(... Но всё это не так важно, если есть концепция, есть нерв вещи, если нашёл верную интонацию, которая ведёт сюжет. А огрехи можно увидеть и у Набокова, и (вот сейчас читаю) в  "Нови" Тургенева... Всё это не так важно. Я к тому, что знаю, Анна, Вы не первый год упорно работаете над своей рукописью....

если есть концепция, есть нерв вещи, если нашёл верную интонацию, которая ведёт сюжет.

Кстати, курьер с Вашей книгой так и не доехал - пробки, перенесли на завтра.

Снова Вы коснулись нашей излюбленной и крайне важной для нас темы - большой литературы). Абсолютно согласна с этим Вашим посылом! Да, так же, как и Вы (и перефразируя Чехова), я убеждена, что в высокой прозе всё должно быть прекрасно: и сама концепция, и сюжет, и слог, и ритм, и, естественно, орфография с пункутацией - это по умолчанию. Но если нащупана интонация, если пульсирует нерв... Бог мой, это и есть "дорожная карта" к сердцу читателя, за это можно простить многие огрехи, ибо именно это и определяет как сверхидею писательского труда вообще, так и успех каждой конкретной вещи (ИМХО). 

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

Ну, прямо сгорал от нетерпения увидеть "Драму моего снобизма" у Вас в руках:). Увы, снегопад, пробки, судьба, короче, не сошлись карты... Ладно, всё случится, если должно случиться.  А по сути рад, что  мы сходимся в  представлении о  писательстве. Сейчас попробую открыть  окошке к комментарию Вашему о пении сына. Минут 15  маюсь с куками.. Написал Борису, автору поста, в личной почте про Вашу жалобу на куки в его посте.. Он сейчас в Белграде, но вот что ответил. Вдруг пригодится:

"Первое самое простое - выйти со своей страницы, а затем снова в неё зайти. Если не помогает, зайти через другой браузер ( если есть), а самое последнее средство ( перед удалением cookies)  - перезагрузить компьютер. Удалить cookies тоже не сложно. В окошке help браузера набрать delete cookies и просто следовать инструкции. (пишу с телефона). А в комментарий Анны Быстровой загляну. На полноценной связи буду уже в среду."

Ну, прямо сгорал от нетерпения увидеть "Драму моего снобизма" у Вас в руках:).

Ну вот - ловите). Лежим с Вальтером, читаем. Только начала, но уже нравится).

О, какой восторг, что слушает Вальтер:). Надеюсь, Вы кое -что читаете ему вслух. Спасибо, Анна, за внимание. И за прекрасный комментарий ниже. Как вчерашняя  Ваша лекция? Вы счастливы?

Лекция (вернее, встреча) прошла очень хорошо: тепло, атмосферно, очень заинтересованно... люди соскучились по нормальному общению. В ближайший день-два редакция выставит отчет о событии - с фотографиями... всё увидете). Накануне я неплохо себя чувствовала (до сих пор сказывается ковид) и нашла в себе силы испечь огромный киевский торт - он мне, без ложной скромности, хорошо удаётся: было весело и вкусно) 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Вот, заглянул в полночь на Сноб перед сном. В надежде, что выставят отчёт;(. Однако... наткнулся на пост Бориса. Вроде ушёл с титула в небытие. Но жизнь богаче наших ожиданий;)...  

Какой голос! Потрясающе, спасибо, что поделились!

Спасибо, Анжелика, я и Ваш отзыв передам ему.

Может, вернётся к вокалу:)... Будет миленько, если запоёт ещё и в Нью-Йорке, в Метрополитэн-опера. Он там рядышком живёт:)... 

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

Сергей, это. конечно, не Подмосковье, Но тоже ничего!

Леопольд Авеню в снежный день. Вглядитесь -  снежная баба - это лик Королевы. А вдали тот самый англичанин-сноб  со скребком шурует: в шортах и резиновых сапогах. Температуру тут подают так: на градуснике -3, а ощущается как - 8...

Баба с лицом королевы

Боже, какая прелесть! God save the Queen )) 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Кондрашов

Ух ты... Вот это да... :)

Хорошо хоть в наших краях никого не вылепили... 

Попробовали бы вылепить(;! Поди, в Думе сразу бы начались слушания по принятию закона "О снежных бабах";)... и уголовной ответственности...

К заключению - о "Манифесте" Богомолова и прочем...

Эссе-рецензия на "Драму моего снобизма" и наш  диалог с Борисом собрал  на этот момент более полутора тысяч читателей. При том, что мало кто в нашем разговоре принял участие. И этого можно было ожидать. Я ни в какой группировке на «Снобе» не состою. Меня многие не любят. И заслуженно. Потому новичку в клубе лучше быть от меня подальше;) Но дело сделано…

А теперь всерьёз.  «Манифест» Константина Богомолова взбудоражил интернетную сеть. И не только. Режиссёр этот на самом деле человек крайностей. В моей новой книжке я только что написал о нём. И "выдрал" его за утверждение, что всё искусство - ложь, что искусство по определению (театральное, любое) - вовсе не говорит правду, и не должно говорить правду. Одно это чего стоит!  Ну, хотя бы заметил в этом эпатаже - искусство говорит СВОЮ правду.

Так что паника Константина Богомолова, его представление, что Америка и Европа катятся куда-то не туда, думаю, результат его личного творческого кризиса. Он не знает куда идти. И это, конечно, потому что он живёт в России. Прав богомоловский оппонент Иван Вырыпаев: возражения его, образно говоря, и сводя к моему видению, сводятся к простому: чтобы так судить о Западе, надо бы автору "Манифеста" не наезжать туда (ставить пьесу - и назад, поехать в отпуск - и вернуться) , а жить там... Только тогда, как я думаю, есть шанс увидеть полную картину происходящего на Западе, а  затем уж выступать с таким Манифестом...         

Кстати, то, что происходило во время выборов в Америке, обсуждалось на "Снобе". Все эти погромы, коленопреклонения ввели в панику русских американцев, профессуру, учёных, и вполне себе успешных. Они 30 лет назад уехали из СССР, и теперь опасаются, что с демократией и свободой в США покончено...

Многие из них увидели в Трампе спасение Америки. Думаю, Америку не спасёт ни Трамп, ни Байден. Америка сама себя спасёт. И я в это верю. В западной демократии есть иммунитет, защитный механизм. И он срабатывал прежде, верю, сработает  и в будущем... Вот, пока писал это, увидел: Сенат (заметим, демократический) начал возню, а при голосовании не одобрил импичмент Трампа. Какие-то сдерживающие механизмы чего-то  незаконного сработали. И Байден не включил в правительство леваков... Так что погодим хоронить демократию американскую...  

Добавка к Заключению:)

Ну, и напоследок. Конечно, жаль, что тема «Куда идут общественные некоммерческие дискуссионные площадки и что их ожидает в ближайшем будущем»?"  в комментариях не прозвучала. Причин много... А тут меня один член клуба ( из недавнего  пополнения)  лишил своего благорасположения:) Повод-то был другой, действительно  касающийся будущего площадки "Сноб"... Но на месте правды выставилось второстепенное, а именно:

"Я плохо отношусь к Богомолову. Неважно, почему. Но с человеком, который самодовольно пишет о ком-то "я его выдрал", я общаться отказываюсь просто категорически."

Кавычки не спасли меня: ирония обращена в самодовольство. Беда:)!

Так что пока Вас, Борис, не было, я тут наломал дров... 

Не обижайтесь, Эдуард,

но "обсуждение" Вашей книги действительно похоже на лестницу, ведущую вниз. Вашими стараниями моя рецензия уже почти неделю держится в "топе" обсуждений. Только что обсуждается? Снегопад в Москве, котики и собачки, пение Вашего сына (прекрасное). Только все это, к сожалению, в контексте Вашей книги вызывает тягостное ощущение "Ионыча" и разглаживаемых на коленях купюр. Почему-то никто из почти сотни комментаторов не захотел (или не смог) ответить на поставленные в Вашей книги вопросы: А будет ли "Сноб"? А будут ли вообще на просторах Интернета некоммерческие общественные площадки или все заполонит реклама и самореклама, а "Письмо ученому соседу" станет письмом всем нам? Сможем ли мы противостоять (хотя бы в маленьких "загончиках") графоманству в самом широком смысле этого слова? Или это теперь наше общее будущее...

К сожалению, ответов на эти вопросы в комментариях "на полях" Вашей книги я не увидел. И как тут не вспомнить недавно ушедшего от нас Михал Михалыча: "Хочется крыть, а нечем".

Драма, однако, господа!

Всё так, хотя отклонения от главной темы - полноценные, с известным  смыслом, а порой и остроумные - это тоже Сноб:) И комментариев - около  сотни, комментаторов - много меньше:). А обид, Борис, никаких у меня нет, правда. Недоумения? Дык это в порядке вещей для сноба:)...

Так это же прекрасно, Эдуард

"[...] Интернет-то превратился в плацебо думания. Вот сейчас прочитал у Соломона Волкова, будто Чехов в его время подмечал: "Вся Россия - страна каких-то ждадных и ленивых любдей, они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят". Само добавилось - и сидят при этом в Интернете. На том и закончу".

Этим "открытием" и заканчивается Ваша книга. Прочитав же Ваш последний комментарий, я бы ее предложил так не завершать, а добавить, напротив, что-нибудь о "прекрасном Интернете будущего" (выражаясь языком "берлинского пациента"). Я был искренне тронут "драмой Вашего снобизма" и захвачен Вашей самоиронией. Теперь же я искренне аплодирую Вашему оптимизму. Как здорово и здесь история описала полный круг!

:):)

Бьёт час прощания - Чехова нет, но в Авторе рецензии вдруг обнаружилось нетерпенье, которое возрастает кресчендо с каждой минутой))...

А в курсе ли Вы, Эдуард, что жанр Ваших книг - "русская фантастика"? :) 

При этом книги бешено популярны - 252 запроса на каком-то никому неизвестном сайте... Озон, Амазон и прочие такую информацию скрывают...

;) Спасибо

Да нет, конечно, не в курсе, Сергей. Я ж  в интернете остаюсь на таких задворках... Впрочем, может и хорошо...

Что это такое "Русская фантастика"? Кто тут классики? На кого равняться;))

:)

Ну, например, Юрий Никитин. :)

Нмв, двух более разных писателей трудно найти. Равняться будет трудно.

Ну, поглядел сейчас, кто такой Юрий Никитин. Мало общего у нас, но есть - он  мой одногодок, и провёл раннее дество ужасном рабочем посёлке Журавлёвка под Харьковом , а я на Шелепихе, на окраине Москвы. Но дальше наши пути разошлись - он стал классиком, а я снобом:))

Да будет СНОБ, как не быть.

Полное отсутствие модерации и платная подписка - это то, что облагораживает и коллектив, и контент, и результат вряд ли когда-то совсем потеряет привлекательность.

Похожие ресурсы есть, другого такого - нет.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Кондрашов

А могли бы Вы высказаться по существу?

Вы ведь старожил "Сноба", не правда ли?

1. Каким он был и каким он стал?

2. Каким Вы его видите в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

3. Согласны ли с Эдуардом, написавшем в своей книге, что "с необъятного интернетного пространства на уникальный "сноб" гонят сегодня всякую разную заказную туфту"? 

4. И кто они - эти, кто "гонит туфту".

5. И, наконец, почему платная подписка (очень умеренная) и реклама (неумеренная), а также отсутствие модерации (хотя бы в отношении "падежов") могут отвадить от дискуссионной площадки хамов и графоманов?

Пожалуйста, поделитесь своими соображениями. Ведь, я думаю, именно для этой дискуссии и писались и книга, и рецензия на нее.

Заранее спасибо

:)

Ну как "старожил"... Давно здесь сижу, в результате пересидел большинство настоящих старожилов.

1. Да таким же примерно и был. Интерфейс мне прежний, наверное, нравился побольше, и технических косяков было поменьше. Я писал лучше, живее. Тогда было много интересных людей... И теперь есть, хотя по большей части и других. Тогда было много споров, и сейчас есть. Тогда было много интересных блогов, которые никто не замечал, и сейчас есть. Тогда время от времени кто-то начинал сокрушаться, что "конец не за горами", и сейчас, неизбежно, тоже... Могу предсказать, что и в 2030 будут предвидеть неминучий конец.

2. Да таким же примерно и вижу. Я же говорю: это идеальная схема. Большинство неадекватных людей отсекается платной подпиской, а те, что проходят, никакой угрозы уже не представляют, по малочисленности. Отсутствие модерации - невероятное благо, которое невозможно переоценить. Возможно, мне это заметно лучше, чем большинству, так как я немало времени провёл на разных сайтах, где модераторы придерживались идей, прямо противоположных моим, и пользовались своим положением. На СНОБе даже мысли такой не возникает, и это здорово.

3, 4. "Заказная туфта" - это вообще сложная тема. Здесь всегда полно желающих рекламировать свои бизнесы, свои идеи и себя. Это нудно... Но нужны же СНОБу живые деньги. :)

А "Заказная туфта" в смысле "провластная пропаганда", нмв, очень часто никакая и не "заказная". Вот ТАК люди это видят. И спешат это своё видение пропагандировать. Не вижу в этом ничего плохого - да, наши видения по большинству вопросов противоположны... Но это не значит, что я хочу заткнуть им рты. Я сейчас предложил одному такому моему непримиримому оппоненту, отставному подполковнику, написать текст, чтобы я его опубликовал здесь, и все желающие могли его прокомментировать. Нмв, самое важное в обществе - это возможность диалога. Несогласие, нмв, не так важно, как умение не соглашаться без агрессии.

Так что, наверное, я с Эдуардом здесь не согласен.

5. "Хамы и графоманы" тоже непростая тема. Например, масса народу скажет, что хам - это я. Часто это просто ярлык для "других", как "фашист". При этом мы все немного графоманы (а кто-то - так и не немного). Человек, которому нравится писать, и который готов писать бесплатно, всегда немного графоман, как учитель в советской школе, готовый тратить всё своё время на детей, немного педофил. :)

Хамы здесь появлялись, такие хамы, которые были готовы самоутверждаться за счёт других. Но в сравнении с фб и любым другим бесплатным ресурсом, здесь их можно насчитать ничтожное количество, а в таком количестве они серьёзно изгадить ресурс не в состоянии.

Вот как-то так... Если остались ещё какие-то вопросы - задавайте, отвечу. :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Ну, что же, вполне обстоятельно,

Сергей, и как же это у Вас изящно: "Тогда было много интересных людей... И теперь есть [...]". Великий Михал Михалыч (у которого есть на все времена) как-то сказал: "Мы вам не обещали жить хорошо, мы вам обещали жить еще лучше". Есть что-то в этом перекликающееся... 

"Тогда было много интересных людей... И теперь есть

Тем не менее, так и есть. :)

Был момент, когда "интересных людей" стало меньше... Но ДР напряглась, и всё поправилось. Так как самое главное в СНОБе это, конечно, не платная (но доступная) подписка и не отсутствие модерации, а - снобщество, интересные люди, за которыми и приходят читатели.

Ещё про одну "лестницу"...

Борис, у Вас тоже тут язящно прозвучало  на прошлой неделе это в  бессмертных выражениях полюбившегося Вам Жванецкого... про жизнь ещё лучше... с моей поправкой -  за границей.Оставлю тут ссылку на мой пост - мост о лестнице в нашем сознании:

https://snob.ru/profile/10510/blog/173799/

"Человек, которому нравится писать, и который готов писать бесплатно, всегда немного графоман..."

- И на здоровье!  Быть немного графоманом, думаю,  совсем не зазорно. Зазорно выставлять свои тексты на публику, печататься и  настаивать, что я, их автор вовсе не графоман:)... Ну, об этом целая книга у меня "Роман Графомана"....

А вот некоторая агрессия, некоторые мои крайние суждения по отношению к таким текстам, связанные с уместностью их на площадке Сноб - тут наше несогласие, Сергей, имеет место. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Я, опять же, ничего не имею против любых графоманов, пока у меня есть право читать только то, что я хочу. :)

Ну и хоть я иной раз принимаюсь травить кого-то за неуместный, с моей точки зрения, текст, или там за незнание русского языка, - по здравому размышлению и то, и другое неправильно, - так как кому-то и мои тексты могут показаться неуместными, и мой русский не безупречен. :)

Минуту назад упомянул Вас, Сергей, выше в ответе С Кондрашову, и даже процитировал... А  сейчас открыл "Главные новости - Газета.Ru - и обомлел: в Австралии финал Australian Open и на теннисном корте наш Данила Медведев против Новака Джоковича. Пускай наш "выдерет"  ненашего:). Тут-то хоть со своим снобизмом я не попадаю впросак:)?

А будет ли "Сноб"?

Борис, позвольте встрять, коль скоро я засветилась в Вашем блоге). Дело в том, что заданный Вами вопрос уже столько раз муссировался здесь (причём с разной степенью интенсивности), что все уже просто дико устали и... честно сказать, "положили" на эту тему: как нам обустроить Сноб? Я на Снобе одиннадцать(!) лет, вроде на хорошем счету, ДР меня ценит (что всё равно приятно). И я неодкратно об этом писала - о том, что всё катится к чертям... писала и в отдельных постах (если не лень, посмотрите у меня в блоге), и в в комментариях, и в личных обращениях в редакцию. Извините за трюизм (Эдуард их очень не любит!), но всё это - глас вопиющего... Одно могу сказать точно и в завершение: худшего интерфейса, чем мы видим сейчас на главной странице, ещё не было)))      

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Анна, меньше всего в своей рецензии на книгу Эдуарда

я хотел бы говорить о технических несовершенствах "Сноба" (интерфейсе и т.д.). Его книга, на мой взгляд, - это наше собственное саморазоблачение в ту эпоху, когда Интернет из действительно всемирной всеуниверситетской дискуссионной площадки (без рекламы и саморекламы, пиара и самопиара, самомнения и графоманства) превратился в прямо ему противоположное явление. И он не мог в него не превратиться - достаточно вспомнить во что превратились (убыточные по определению) репертуарные театры и толстые журналы в России в эпоху "золотого тельца". Я, как аспирант Cornell University (университета, где преподавал сам Набоков), застал тридцать лет назад "младенчество" свободного от денег Интенета, Эдурд живописал его закат. И мне кажется, что его книга заслуживает отдельного обсуждения, несмотря на то, что "все уже "положили" на эту тему". Потому, что это не о "Снобе" в частности и даже не об Интернете в целом, а о нас с Вами в этом Интернете, что блестяще и добавил Эдурд к горькому чеховскому высказыванию о своих соотечественниках.

Ну, а то, что такого обсуждения не получилось - это еще одно доказательства правоты написанного...

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Эдуард Гурвич, Анжелика Азадянц

Ну, а то, что такого обсуждения не получилось...

Борис, это работа - что-то прочитать, понять, и потом качественно обсуждать. Работа, на которую не каждый и способен.

Я вот сейчас практически ушел из фб, нет ни времени, ни сил, и каждую неделю закрываю открытые ранее окна со СНОБовскими материалами, которые я открыл, да так и не собрался прочесть. Подозреваю, что и у остальных так же.

Конечно, хорошо бы иметь здесь сообщество, всегда готовое активно реагировать на всё, этому сообществу интересное... Но на практике это вряд ли осуществимо.

Именно так

Тираж книги Эдуарда - 300 экземпляров, Читателей "Записок содержанки" - несколько тысяч. Как говорит Шендерович: "Они понимают только числительные"

Борис, я читала ВСЕ книги Эдуарда - они все у меня есть). Эту только начала, посему обсуждать пока не могу. А Вашу рецензию прочла с большим интересом! Вот прочту "Драму..." (уже дошла до места, где Эд и по мне прошёлся))) - тогда будет, что сказать. 

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

"и по мне прошёлся)))"

Да ладно спозаранку пугать Вальтера и читающую публику... - то вовсе не по Вас - Вам (; тьфу на меня)!, а  по герою "Романа Графомана", моему прототипу;)))

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Да ладно Вам оправдываться))) Даже если и по мне, я ни секунды не в обиде: Вы имеете право на свою точку зрения, так же, как и я на свою. А книжка нравится, читаю с удовольствием: Вы потрясающий эссеист.

Спасибо!

Ваше великодушие в полной гармонии с моим снобизмом... Наверное, это чувствует и мой читатель Вальтер:)...

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Дзержинский в Преисподней! - Э, была - не была, использую шанс, коли опять на титуле - чтоб тут запечатлеть шедевр на колонке Сноба:)

Виктор Ерофеев смотался в Преисподню;)! По  заданию Сноба встретился Там с Дзержинским аккурат в День 23 февраля,  и благополучно  вернулся с роскошным отчётом:

Вот сноска

https://snob.ru/entry/204229/