Все записи
18:23  /  10.04.21

288просмотров

Джон Мильтон: от метафизического экзистенциализма к духовному освобождению

+T -
Поделиться:

Приглашаю участников проекта "Сноб" и его читателей на мою лекцию (которая состоится online в Библиотеке иностранной литературы 16 апреля (пятница) в 19 часов) о поэзии английского поэта-метафизика 17-го века Джона Мильтона (John Miltion) - автора знаменитой поэмы Paradise Lost (Потерянный рай) и философского труда Areopagitica (Ареопагитика). Зарегистрироваться на лекцию можно по этой ссылке.

Джон Мильтон (1608-74 гг.) является одним из наиболее значимых поэтов 17-го века и, безусловно, одним из наиболее значимых поэтов всей английской литературы, оставивший в ней весьма заметный след. Он справедливо считается «литературным отцом» канонической англоязычной эпической поэмы (длинного повествовательного поэтического произведения, написанного в возвышенном стиле), ярчайшим примером которой является поэма Потерянный рай.

Творчество Джона Мильтона охватывает три четко очерченные исторические эпохи Англии – 1. Период царствования королей династии Стюартов, Гражданской война (1642-1648 гг.) и междуцарствия; 2.  Период Британского содружества (1649-1653 гг.) и Протектората (1654-1660 гг.); и 3. Период Реставрации.

Репутация Мильтона, как одного из наиболее выдающихся английских поэтов, получила широкое признание после его смерти в 1674 г. Несмотря на то, что основное внимание критиков было направлено на его поэму Потерянный рай, его другие произведения также были отмечены множеством комментариев.  В 1712 г. Джозеф Аддисон (Joseph Addison) опубликовал в журнале Наблюдатель (Spectator) 18 статей, посвященных поэме Потерянный рай – шесть общих эссе и двенадцать, каждое из которых было посвящено соответствующей книге поэмы. В отдельные периоды истории взгляд на поэзию Мильтона отражал предвзятость комментаторов. Например, в 18-м веке Тори и Англиканцы относились к ней равнодушно, однако Виги сильно ею восхищались. Интересно, что поэма Потерянный рай была отмечена за свой вклад в распространению традиционного христианства, поскольку большинство интерпретаторов не обращали внимания на возможные последствия того, что Бог Сын может подчиняться Богу Отцу. Кроме того, в центре внимания к поэме в 18-м веке были ее пышность и величественность. В 19-м веке фокус внимания был смещен к техническим и стилистическим особенностям поэмы, однако поэты романтики, включая Уильяма Блейка (William Blake) и Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley) которым нравилась тема Сатаны, непрямым образом атаковали традиционные теологические и философские концепции поэмы. В конце 19-го – начале 20-го века отношение к поэзии Мильтона было неоднозначным.

В последние годы поэзия Мильтона в целом и поэма Потерянный рай в частности снова стали объектом пристального внимания литературных критиков. Их теологическая основа, приверженность литературным принципам классической античной литературы, адаптация традиций библейских текстов и Книги Бытия, христианский гуманизм, политические обертоны и взгляд на гендерные отношения – все это вопросы, которые тщательно рассматриваются и дебатируются. Даже репутация Мильтона, как женоненавистника, оспаривается современными феминистками, которые стали больше объяснять гендерные противоречия традициями Книги Бытия, а в поэме Потерянный рай – противоречиями между ортодоксальной иерархической структурой отношений между Адамом и Евой с одной стороны и противоположностью или комплементарностью их отношений с другой, особенно после их изгнания из рая и последующего возрождения на земле. Такие противоречивые комментарии демонстрируют, что поэзия и проза Мильтона выдержала испытание временем и является действительно вневременной, а потому гениальной.