Все записи
10:09  /  10.07.21

485просмотров

"Соцсети" - зачем? Ответ Галине Альтман

+T -
Поделиться:

Довольно много лет назад в компании известного поэта-концептуалиста Дмитрия Пригова (к сожалению, безвременно от нас ушедшего) мы обсуждали с его однокурсником по Литинституту и главным редактором моих журналов Reflection и Ulitsa Рафаэлем Левчином (отцом одного из создателей всемирной платежной системы PayPal Максимом (Максом) Левчиным, который тоже присутствовал при разговоре) тогда еще совсем молодые социальные сети на предмет их общественного (образовательного) vs. коммерческого (монетизационного) значения. Для потверждения своего тезиса о том, что второе значение соцсетей будет со временем возрастать при убывании первого, Рафаэль рассказал такой случай из его преподавательской практики, который я уже позже неоднократно слышал в своем кругу в качестве своеобразного мема:

Много лет до этого разговора Рафаэль преподавал в одной из киевских школ русский язык и литературу и в тот день сидел в учительской, проверяя школьные тетради с сочинениями. В этот момент в учительскую влетела заплаканная учительница географии (ну, прямо сценка из фильма "Доживем до понедельника") с жалобами на то, что ученики ее 5-го класса совершенно отбились от рук и заставить их слушать новый материал просто невозможно. Присутствоваший здесь же весельчак - учитель физкультуры поинтересовался у нее, какой материал она пытается донести до учеников. "Представление о Земле у древних мореплавателей", - ответила географичка. "Пойдемте в класс, - увлекая ее из учительской, сказал физкультурник, - и Вы увидете, как они  с придыханием будут Вас слушать".

Заинтригованный Рафаэль пошел вслед за ними и слушал все происходящее в классе через открытую дверь:

Сначала в классе некоторое время стоял гвалт и шум, через который наконец пробился зычный голос физкультурника:

- Дети, кто из вас знает, как натянуть презерватив на глобус?

В классе воцарилась гробовая тишина, а затем раздался голос одного из учеников:

- А что такое глобус?

- Быстро, начинайте рассказывать про глобус, - физкультурник подтолкнул географичку к доске, а сам быстро вышел из класса.

Помню, что прослушав эту историю, Пригов сказал:

- Потенциальная коммерческая ценность "соцсетей" очевидна. Неизвестно, сколько выросших учеников будет знать о том, что земля круглая (и, действительно, до 25% опрошенных участников соцсетей считают, что она плоская), но реклама презервативов этим "физкультурным" выступлением обеспечена.

Я тогда тогда не согласился с Дмитрием.

 

И вот теперь одна из фотографий Галины Альтман в ее посте Соцсети - зачем?  - красивая женщина, "оседлавшая" в эффектной позе красивый инструмент - отвечает на поставленный ею самой вопрос.

Все-таки прав был Дмитрий Пригов...

Комментировать Всего 4 комментария

Может, со временем коммерческая функция соцсетей вытеснит коммуникативную. Но пока вторая преобладает.

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Коммерческая функция "соцсетей" безусловно полностью не вытеснит

коммерческую, но очень сильно потеснит ее. Причем, коммуникативная функция во многом будет сознательно или бессознательно маскировать коммуникационную, как это происходит в рецензируемом мною блоге. Этот дисбаланс функций "соцсетей" с сильным сдвигом в сторону монетизации чего угодно - от видео домашних животных до астрологических прогнозов и "образования" (с подтекстом - это могу только я, идите ко мне) происходит уже сейчас и, что подтверждается серьезными исследованиями, ссылки на которые я привожу в своих комментариях к блогу Галины Альтман.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Борис Цейтлин, Мария Шапиро

Да, неприязнь вызывает именно маскировка. Ничего нет плохого в намерении свои навыки продавать. Ну так честно о том и напиши!

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Именно с этого и началась моя дискуссия с Галиной Альтман -

Я ничего плохого не вижу в коммерциализации. В конце концов, "реклама - двигатель торговли". Только давайте разделять социальное (то есть общественное, каковым были социальные сети на заре их развития) и псевдосоциальное (или квазисоциальное, во что они превращаются сейчас). К сожалени, поскольку за все надо платить, будущее действительно социальных сетей туманно, ибо кто, как не рекламодатель оплачивает все те колоссальные расходы, необходимые для общения миллионов людей на одной платформе.

Маленькая телевизионная станция ввела дополнительную абонентскую плату за просмотр программ без рекламы. То же делают и некоторые операторы кабельных сетей, однако конкуренцию огромным "соцсетям" с многомиллиардной рекламой они составить не могут.

А на фоне этой многомиллиардной рекламы миллионы пользователей в "соцсетях" также делают миллионы маленьких "гешефтов", "продавая" себя, свои товары и услуги...

Замкнутый круг...

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин, Мария Шапиро