Все записи
14:06  /  23.10.20

3421просмотр

Путешествие в Испанию: бесплатно, без визы и без риска заболеть

+T -
Поделиться:

Культура путешествий — относительно свежая вещь. Древние греки ездили болеть за фаворитов на Олимпиады. Древние римляне выезжали «на море»: гостили друг у друга и пили вино. Позже христиане и мусульмане изобрели паломничество.

Все это — не путешествия в нашем понимании. Лишь около 200 лет назад туризм стал современным: с мягкой постелью и без страха, что тебя прирежут.

Летом я смирилась: заграницы не будет. Но не расстроилась. Все равно больше всего я люблю узнавать страну не через личные впечатления, а через призму искусства. Каким был Париж Моне? Что думал Уорхол, глядя на Юнион-сквер? Видел ли Брейгель те же пейзажи, что и я?

Пандемия закрыла границы и заставила сидеть дома. Но искусству пандемия — не указ. Итак, приглашаю всех в Испанию! Без туроператоров, тариф «все включено».

Я побуду для вас гидом. Возьму расческу вместо микрофона и… поехали!

Начнем с северо-востока. Каталония, родина Антонио Гауди. Каталонцы много лет борются за независимость, а Гауди всю жизнь боролся за право быть не таким и строить «не такое».

Переступаешь порог Саграды Фамилии — а внутри настоящий лес из колонн. Приходишь в парк Гуэль — и среди скал вдруг проступает причудливый восточный дворец. Идешь по улице и изумляешься: перед нами дом из каменных волн. 

Саграда Фамилия, архитектор Антонио Гауди, с 1882 — по настоящее время

Возьмем южнее, от волн каменных к настоящим. Средиземное море, полоса пляжей, покрытых горячим белым песком. Валенсия — источник вдохновения Хоакина Соролья, новатора не хуже Гауди. Но пока Гауди вписывал архитектуру в буйную каталонскую природу, Соролья ловил на холст жизнь и счастье.

«Моя студия — это пляж», — говорил он и ехал на пленэр. Писал свет, смех, удовольствие. На его картинах гуляют женщины, хохочут дети, переодеваются купальщицы. Посмотрите внимательно и закройте глаза, чувствуете? Бриз целует щеки, ноздри щекочет соленый запах моря, в ушах шумят волны.  

Оставим пляж, двинемся в центр страны. Мы у Мадрида, в Карабанчеле. Сейчас это гетто для иммигрантов. А раньше тут, в Доме Глухого, жил Гойя.

Здесь родились «Черные картины»: 14 фресок, созданных Гойей незадолго до смерти. Темные тона, искаженные лица, нарушенные пропорции — это отражение внутреннего мира Гойи или атмосфера столичной окраины просочилась на фрески?

Результат един: «Черные картины» пощекочут нервы не хуже прогулки по гетто.

14 «Мрачных картин» Франсиско Гойи, 1819–1823 гг.

Уносим ноги, поживее! Бежим вглубь веков, в Мадрид Веласкеса. Останавливаемся, вытряхиваем песок. Можно не бояться за кошелек и жизнь, мы среди людей достойных.

В тиши знатного дома расслабленно лежит Венера. В королевском дворце стоит принцесса в окружении менин и нетерпеливо ждет: когда освободятся позирующие художнику родители? В рабочем квартале споро и дружно работают пряхи.

Столица — центр бизнеса и культуры. Здесь правит король, и здесь творит Веласкес: строго следя за глубиной цвета, твердостью линии, четкостью композиции. У короля на счету каждый реал, у Веласкеса — каждый мазок.

Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=984326 «Венера с зеркалом», Диего Веласкес, 1647 г.

Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25786332 «Менины», Диего Веласкес, 1656 г.

Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25475342 «Пряхи», Диего Веласкес, около 1657 г.

Теперь в Севилью! Опять Веласкес, но ранний, еще не придворный, очарованный Караваджо. Пишет бодегонес — колоритные сценки из трактира: не мы первые придумали фотографировать блюда в инстаграм! Веласкесу все равно на «низость» жанра, ведь родная Севилья — город храмов и трактиров, пищи духовной и земной.

Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=159931 «Завтрак», Диего Веласкес, 1617 г.

...возвращаемся в реальность. 

Границы закрыты, нужно сидеть дома. Это становится нетрудно, я вдруг понимаю: в любой момент можно «уехать» куда угодно. И посмотреть весь мир — глазами Да Винчи, Рембрандта, Фриды, Гогена. Любого мастера, оставившего след.

Сегодня я взяла вас в Испанию. А куда завтра отправитесь вы?