Все записи
12:19  /  23.11.20

165просмотров

Женщины-художницы, заставившие мир признать их гениальность

+T -
Поделиться:

Замечали когда-нибудь: мужчины-художники больше на слуху? Конечно, искусствоведы с легкостью назовут множество женщин, оставивших значимый след в живописи. А как насчет людей, не очень заинтересованных в искусстве?

Скорее всего, вспомнят великую Фриду. Возможно — наших красавиц, талантливую Зинаиду Серебрякову и смелую авангардистку Наталью Гончарову. Некоторые назовут Ли Краснер (впрочем, для многих она просто «жена Поллока»).

И начинает казаться, что женщины пришли в искусство довольно поздно, примерно с XIX века.

Как бы ни так!

Несмотря на сложное социальное положение женщин прежних эпох, иногда истинному таланту все же удавалось себя проявить.

Яркий пример: прекрасная девушка со сложным именем,

Артемизия Джентилески. Она боролась за право быть художницей в Италии XVII века! И победила. Но Артемизия отличалась не только живописным даром, но и огромной силой духа.

Артемизия Джентилески, автопортрет в образе мученицы, около 1615 г.

В 1610 году, когда ей не было и 18 лет, Артемизию изнасиловал нанятый для нее учитель рисования, Агостино Тасси. Начался судебный процесс. Адвокаты Тасси выставляли Артемизию распутницей, ее подвергли публичному гинекологическому осмотру, пытали, вынуждая отказаться от своих слов.

Артемизия настаивала на своей честности и ее — о чудо! — услышали. Тасси признали виновным. Не правда ли, история похожа на ту, что можно прочитать в нынешних новостях?

Но самое удивительное другое. За несколько месяцев до нападения Артемизия написала картину «Сусанна и старцы». Сюжет такой: два похотливых старика домогаются невинной юной девушки — это пророчески перекликается с ее собственной трагической историей. Ух, просто мороз по коже!

“Сусанна и старцы”, Артемизия Джентилески, 1610 г.

Публичный суд по делу об изнасиловании может сломать жизнь женщине нашего века, что уж говорить про XVII! Но Артемизия справилась. Ее дальнейшая судьба не менее драматична: ее насильно выдали замуж, она потеряла несколько детей, потом бросила нахлебника-мужа, забрала единственную выжившую дочь и стала первой женщиной, принятой в Академию искусств во Флоренции!

Наперекор всем правилам и общественным устоям.

Была ли Артемизия исключением из правил? Нет. Например, история сохранила имя Герpaды Ландсбергской — эльзасской писательницы и художницы XII века. Она — автор иллюстрированной энциклопедии «Сад утех». Если вы представили нечто пикантное — совершенно зря. Геррада была монахиней, а «Сад утех» — это… энциклопедия для девушек! Дополненная красочной средневековой живописью.

 

Герpaда Ландсбергская, годы жизни 1125-1195 гг.

“Семь свободных искусств”, из книги “Сад утех”, Герpaда Ландсбергская

Знаем мы и Катерину ван Хемессен, которая первая «сделала селфи» — написала автопортрет себя за работой. Идею таких автопортретов потом с радостью переняли другие художники, например, Ван Гог или Хоакин Соролья, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей. Несмотря на новаторство Катерины, ее карьера художницы быстро оборвалась. Она вышла замуж и, по правилам того времени, была вынуждена отказаться от занятий живописью.

 Катерина ван Хемессен, автопортрет, 1548 г.

История Катерины показательна. Увы, долгое время женщины не обладали никакими личными правами, включая право на занятия искусством.

 Я всю жизнь посвятила искусству. Превратила любимое дело в успешный бизнес. Живу и дышу искусством каждую минуту. И бесконечно сожалею о всех женщинах прошлого, которым не дали взять в руки краски и написать свои шедевры.

 Утешает одно. Я могу поведать миру имена тех женщин, кто все-таки добился признания.

 Думаю, это уже немало.