Все записи
06:12  /  19.02.21

335просмотров

Философский пароход - 2

+T -
Поделиться:

Продолжаю знакомить читателей с моими книгами, вышедшими в эмиграции. В этот раз хочу представить сборник "Русское зарубежье: антология современной философской мысли" (Бостон: М-Графикс, 2018, 306 с). Книга посвящена прошлым и будущим мыслителям русского Зарубежья.

В сентябре и ноябре 1922 года два «философских парохода» – «Обер-бургомистр Хакен» и «Пруссия» – увезли из советского Петрограда в германский город Штеттин около 160 человек. В вынужденную эмиграцию были отправлены «выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки», в их числе Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, и многие другие[1].  В Википедии читаем: "Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Высылка носила грубый, насильственно унизительный характер: всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации".[2]

Предпринятое по инициативе Ленина насильственное выдворение из страны ее интеллектуальной элиты, спасло этим людям жизнь, но надолго прервало традицию свободного философствования в России. Депортированные мыслители продолжали свое творчество за пределами отчизны, составив впоследствии славу русского зарубежья.

В Советском Союзе об этой спецоперации ничего не писали, и только после развала СССР в начале девяностых, подробные сведения о высылке российской интеллектуальной элиты стали просачиваться в СМИ и доходить до населения. За прошедшие с тех пор четверть века информация об этих событиях, получивших название «философский пароход», стала предметом многочисленных публичных обсуждений и специальных исследований. Сама эта акция получила столь широкий резонанс, что была признана знаковой для истории России и Советского Союза[3].

В 2003 году Российское философское общество провело ответное мероприятие, которое призвано было показать, что российские интеллектуалы возвращаются в Россию. Отправляясь на XXI Всемирный философский конгресс в Стамбуле (Турция, 2003 г.), "российские философы... арендовали в Новороссийском морском пароходстве... самый большой на Черном море российский теплоход «Мария Ермолова», на котором 152 участника этой акции (из 38 городов России, а также Украины, Белоруссии и Киргизии) прибыли на конгресс, где корабль стал для них гостиницей на воде, а затем вернулись в Новороссийск, символизируя возвращение на Родину «Философского парохода», высланного из России в 1922 г."[4]

Однако, философский пароход, как оказалось, вовсе не собирался бросать якорь в родной гавани, а вместо этого ушел в дальнее – более того, кругосветное – путешествие.

Дело в том, что одним из долгосрочных последствий советских репрессий стала массовая эмиграция населения и формирование устойчивых русскоязычных общин по всему миру. Советский Союз, как известно, породил четыре волны эмиграции. Первая – это волна «белой эмиграции», которая «началась сразу же после революции 1917 года и продолжалась в течение 1920 – 1930-х гг. За этот период из страны выехало от 2,4 до 4,5 млн. чел.»[5]

Вторая, как пишет российский исследователь А. В. Скутнев, "тесно связана с периодом Второй мировой войны и ее хронологическими границами можно считать 1939 – середину 1950-х гг. Более 5 млн. советских военнослужащих и мирных граждан оказались в немецких концлагерях, а после окончания войны в лагерях «для перемещенных лиц» (ди-пи)... Опасаясь сталинских лагерей или по идеологическим причинам многие предпочли остаться на Западе.[6] Однако, бóльшую часть эмигрантов из СССР в этот период, – продолжает Скутнев, – «составили не перемещенные лица, а население тех территорий, которые вошли в состав страны с 1939 по 1945 гг. [Поэтому] общие масштабы второй волны эмиграции можно оценивать от 5,5 до 10 млн. чел.»[7]

Третья волна 1970 – 1980-х гг. была связана с тем, что в 1972 году гражданам еврейской и немецкой этнической принадлежности было официально разрешено покинуть СССР и уехать на историческую родину. Скутнев отмечает, что в те годы из СССР смогло уехать сравнительно немного народа, «порядка 1,1 – 2 млн. чел.». Тем не менее, и эта волна обернулась «потерей интеллектуальной элиты [поскольку в] основном выезжали люди с высшим образованием»[8].

Наконец, четвертая волна русского рассеяния началась после того, как в 1988 году был разрешен свободный выезд из Советского Союза. Этот процесс миграции продолжается и поныне, поэтому тут рано еще подводить итоги. Однако, предварительные цифры, опубликованные в аналитическом докладе «Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века», позволяют оценить его масштабы. Согласно авторам этого доклада – экспертам Комитета гражданских инициатив профессору, д.э.н. Ольги Воробьевой и к.э.н. Александру Гребенюку:

"Российская статистика эмиграции охватывает только незначительную часть граждан, выезжающих на постоянное место жительства. С 1989 по 2015 год, по данным Росстата, Российскую Федерацию покинуло около 4,5 млн. человек, граждан России. Это без учета уже получивших новое гражданство, нелегальных мигрантов и тех, кто фактически живет «на две страны», имея российское гражданство, въезжая по визам... Также можно констатировать: для получения реального представления о масштабах эмиграции из России ежегодные данные Росстата необходимо корректировать в 3-4 раза в сторону увеличения. Например, согласно данным немецкой статистической службы за период 2011-2014 года в Германию иммигрировало немногим менее 97 тысяч человек, а по данным Росстата – 16,3 тысячи человек".[9]

Одной из характернейших черт эмиграции четвертой волны стало то, что она не является окончательной. Уехавшие россияне, как правило, сохраняют российское гражданство, часто приезжают на родину навестить родных и близких, и в любой момент могут вернуться. По существу, это сугубо географическая миграция населения, приводящая к созданию русскоязычных общин по всему миру – так называемого «Русского зарубежья».

На сегодняшний день русских можно встретить во всех странах и на всех континентах планеты. Русскоязычное население проживает также во всех без исключения штатах США, включая Пуэрто Рико. В одном только Нью-Йорке в начале нынешнего столетия по разным подсчетам жило от 300 тысяч до миллиона русскоговорящих выходцев из СНГ[10]. Причем в некоторых городах есть целые русскоязычные районы со своими магазинами, газетами, радиостанциями, юридической и медицинской помощью, туристическими бизнесами и даже домами отдыха. В Нью-Йорке – это знаменитый Брайтон Бич, а в Филадельфии – район Норд-Иста.

В странах нового места жительства русскоязычное население сохраняет связи с родной культурой, создает творческие объединения, организует конкурсы и фестивали на русском языке. В Греции (Афины – о. Тинос) литературный журнал «9 Муз» проводит ежегодный Международный творческий фестиваль «Визит к Музам». В Испании действует Международная Ассоциация Граждан Искусства, Мадрид (МАГИ). В Англии на Трафальгарской площади Лондона проходит ежегодный русский зимний фестиваль. В Германии приглашает к участию фестиваль-конкурс литературы и искусства “Russkij Stil”. В Австралии старейшая русскоязычная газета «Единение», выходящая с 1950 года, провела в 2015 году всеавстралийский литературный конкурс «На дальних берегах» и издает сетевой портал «Русская литература Австралии». В Канаде русскоязычные издательство «Литсвет» и литературно-художественный журнал «В Новом Свете» учредили ежегодную литературную премию им. Эрнеста Хемингуэя. Вообще, обилие русскоязычных зарубежных газет, журналов и интернет-изданий просто поражает.[11]

Не обошел этот всплеск российского творческого духа за пределами отечественной метрополии и философов – неизменных пассажиров «Философского парохода» русской культуры зарубежья. Среди участников данной антологии – представители русскоязычных общин из восьми стран мира, расположенных на трех континентах: Соединенных Штатов, Германии, Италии, Швеции, Швейцарии, Украины, Китая и Израиля. Большинство мыслителей, включенных в антологию, представляют также две, последние по времени, волны русской эмиграции – третью и четвертую.

Что касается жизненных судеб, гуманитарной специализации и исследовательских тем, то тут разброс еще более внушительный. Профессора университетов соседствуют на страницах антологии с профессиональными безработными, литературный критик с православным священником, телеведущий и литератор с издателем и музыкантом. Поднимаемые в статьях вопросы охватывают весь спектр современной философской проблематики – от эпистемологии, онтологии и философской антропологии, до философии культуры, религии, а также социальной и политической философии.

В отличие от стандартов, принятых в словарях и энциклопедиях, авторы в антологии расположены не по алфавиту, а по старшинству. Открывает книгу статья одного из старейшин русского зарубежья, «легенды русской историософии» Александра Янова. Далее следуют материалы таких известных мыслителей, как Игорь Ефимов и Игорь Смирнов, Анатолий Ахутин и о. Владимир Зелинский, Борис Гройс и Карен Свасьян, Михаил Эпштейн и Александр Генис, а также многих других замечательных философов. Заключает антологию мини-трактат самого молодого участника сборника, русско-немецкого философа Владислава Златогорова.

Антологию можно заказать на сайтах Амазона в различных странах, чтобы не платить дорого за доставку книги по почте:  

USA --- www.amazon.com/dp/1940220939

Canada --- www.amazon.ca/dp/1940220939

GB/Ireland --- https://www.amazon.co.uk/dp/1940220939

France --- https://www.amazon.fr/dp/1940220939

Germany --- https://www.amazon.de/dp/1940220939

Italy --- https://www.amazon.it/dp/1940220939

Spain --- https://www.amazon.es/dp/1940220939

Australia --- https://www.amazon.com.au/dp/1940220939

________________________________________________________

[1] Максимов М. В. К 90-летию «Философского парохода» // Соловьёвские исследования. Выпуск 1(37) 2013, с. 185, http://ispu.ru/files/str._184-190.pdf.

[2] «Философский пароход», Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Философский_пароход.

[3] Подробный разбор событий, приведших к высылке российских интеллектуалов, дан в книге С. С. Хоружего После перерыва. Пути русской философии, в главе «Философский пароход», https://fil.wiki reading.ru/68869

[4] Фильм «Философский пароход» (XXI Всемирный философского конгресс — Стамбул, 2003), Российское философское общество, http://rfo1971.ru/film-filosofskiy-parohod-xxi-vsemirnyiy-filosofskogo-kongress-stambul-2003/.

[5] А. В. Скутнев, Волны российской/советской эмиграции // Новые российские гуманитарные исследования, 29.06.2009; http://www.nrgumis.ru/articles/155/

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] «В КГИ представили доклад “Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века”» // Конгресс гражданских инициатив, 06.10.2016, https://komitetgi.ru/analytics/2977/.

[10] А. Ракитин, «Так сколько же “русских” в Нью-Йорке?» // Американский еврейский комитет (AJC), 7/28/2003; www.ajcrussian.org/site/apps/nlnet/content2.aspx?c=chLMK3PKLsF&b=7718799 &ct=11203793.

[11] См. «Сводный каталог периодики русского зарубежья» на сайте «Эмигрантика»,  http://emigrantica.ru/vault/item/drz-2.