Все записи
18:37  /  6.04.21

157просмотров

Исповезание: воспоминания о Жаке Деррида

+T -
Поделиться:

"Религия и постмодернизм: исповедь" - под таким названием в сентябре 2001 года в университете Вилланова проходил третий международный коллоквиум, в котором приняли участие философы и богословы Америки, Франции и Голландии. Довелось и мне присутствовать на этом мероприятии, воспоминаниями о котором хочу поделиться с читателями.

Ежегодные конференции на тему «религия и постмодернизм» к тому времени стали в Вилланове уже традиционными. Философский факультет этого университета – один из немногих в США, специализирующихся на изучении континентальной философии. И не случайно, что центром притяжения на здешних встречах стал знаменитый французский философ Жак Деррида, выступления которого неизменно собирали большую аудиторию.

Расположенный в пригороде Филадельфии католический университет Вилланова принадлежит к августинианской традиции. Прошедший тогда коллоквиум был также посвящен бл. Августину - признанному столпу ранне-христианской мысли. В своих выступлениях участники обсуждали одну из наиболее известных книг Августина, "Исповедь" и ее актуальность в начале третьего тысячелетия, а также прочтение трудов Августина современными европейскими мыслителями – Хайдеггером, Рикером, Лиотаром и Дерридой.

Один из выступавших, Джеффри Беннингтон из университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, в докладе, озаглавленном «’Время – для истины’: Августин, Деррида, Лиотар» провел параллель между Исповедью Августина и новой книгой Деррида, название которой - "Исповезание" - представляет собой гибрид из двух слов: исповедь и обрезание.[1] Тема «Бог и проблема времени у Августина и современных философов», заявленная в выступлении Беннингтона, задала тон последующим дискуссиям.

В своем ответе на доклад Беннингтона, а также на заседании круглого стола, посвященного его недавно вышедшей книге, Деррида развил свой подход к проблематике времени. По словам француза, феномен времени тесно связан с выявлением истины. Августин понимал истину как событие: человек скорее делает, нежели говорит правду. Однако истина не просто событие, считает Деррида, а событие совершенно непредсказуемое, которое, что называется, сваливается вам на голову. Если временной ряд - это чередование мгновений настоящего, в котором каждый последующий момент появляется на горизонте времени, то явление  истины представляет собой разрыв во времени,  нарушающий его привычное течение.

Такое понимание истины приложимо к идее исповеди – центральной теме коллоквиума. Смысл этого таинства - не столько в формальном исповедании грехов, сколько в просьбе о прощении и стремлении к покаянию. Важно не внешнее сообщение, а внутреннее изменение личности того, кто исповедуется. В этом смысле исповедь становится для этого человека моментом истины. А во время ее совершения происходит прорыв в субъективном временном ряде. В формулировке Деррида: «не я исповедуюсь, а исповедь случается со мной». Если же я контролирую обстоятельства, в частности, мою способность к покаянию, тогда действия мои неподлинны. Духовное преображение  возможно только, если происходит «исповедание не-знаю-кому не-знаю-в-чем».

Истолкование истины как события, а не теоретического суждения лежит в основе и книги Деррида "Исповезание", которую обсуждали на коллоквиуме.  По его словам, работа эта не об идее обрезания, а о личном обрезании, случившемся с ее автором. Она написана также в связи со смертью его матери. Коллоквиум в Вилланове проходил во время Дня Искупления, и Деррида вспоминал, когда он перестал соблюдать этот еврейский праздник. Как мать однажды спросила его, верит ли он в Бога – для нее трудно было понять и принять, что ее сын может быть безбожником.

Бог существует, сказал Деррида, покуда люди верят в Него. Существование религий – достаточное доказательство бытия Божьего. Если Бог не существует, насколько мощно это несуществование, способное производить, то, что существует! Смущенный невольно вырвавшимся признанием, мэтр добавил, что раньше никогда не говорил этого на публике. В присущей ему абсурдистской манере, он заметил, однако, что не знает, атеист он или нет, но во всяком случае  никогда не употребляет термин «постмодернизм» и не отвечает за название коллоквиума. Так завершился третий по счету диалог между католическим августинианством и основателем философской деконструкции.

___________________________________________________

[1] По-английски книга называлась "Circumfession", и этот неологизм вбирал в себя два слова - "circumcision" и "confession".

Фото: Жак Деррида (1930-2004).