Все записи
20:16  /  20.04.21

274просмотра

Восток и Запад: философия в глобальной перспективе

+T -
Поделиться:

На рубеже двадцать первого века в англо-американской философской традиции наметился сдвиг в сторону глобального осмысления истории философии. До недавнего времени курсы по истории философии, которые читались в американских университетах, подразделялись на две категории – история западной философии и все остальное. Под «остальным» понималась история индийской, китайской, мусульманской, еврейской и русской мысли. Зачастую курсы по этим предметам преподавались не на философских факультетах, а на специализированных кафедрах по религиоведению, славистике, иудаистике, истории стран Ближнего Востока, и т.д.

Во второй половине двадцатого столетия в Соединенных Штатах были опубликованы капитальные труды и антологии текстов по этим философским направлениям. Укажу, к примеру, на исследования по истории китайской и мусульманской философии, а также на сборники текстов с обширными комментариями по индийской, китайской, и русской мысли, до сих пор считающиеся классическими и применяющиеся в соответствующих университетских курсах – подробную информацию об этих книгах я размещу под этим видео.

Надо заметить, что усилия по введению в философский оборот незападной философской мысли на самом Западе берут начало в девятнадцатом веке. Первый перевод буддистского текста на английский язык, к примеру, был опубликован в 1844 году в журнале Дайл (Dial), который издавали американские романтики-трансценденталисты. В конце девятнадцатого столетия интерес к восточным религиям усилился, в значительной мере благодаря альтернативным религиозным движениям. Теософское общество, к примеру, основанное Еленой Блаватской в 1875 году в Нью-Йорке, ставило своей прямой задачей изучение и пропаганду восточных религий и философских учений.

Во второй половине двадцатого века, а именно в 1965 году, конгресс США принял закон, согласно которому были введены новые иммиграционные квоты на азиатские страны.  Приток в Америку эмигрантов-азиатов резко увеличился, и за несколько десятилетий они перенесли на свою новую родину давние религиозные традиции, построили сотни храмов и превратили страну в «многокультурное общество» (multicultural society). В результате сложившейся уникальной религиозно-культурной ситуации, когда Америка стала представлять практически все человечество, а также двухвековой исследовательской работы, в англо-американской традиции назрела необходимость в историко-философском синтезе, который представил бы развитие мировой философии в качестве единого процесса. Проблема заключалась в том, чтО положить в основу такого интегрирующего подхода – собственно философские течения, различные культурно-исторические эпохи, схожесть концептуального развития, или что-то другое?

И вот, на рубеже третьего тысячелетия в англоязычном академическом мире, а точнее – в США, были изданы, насколько мне известно, первые четыре однотомника по истории мировой философии, авторы которых предложили свой подход к решению этой непростой задачи.

Профессор философии в университете Дюрхама (University of Durham) Давид Купер в своей книге World Philosophies: An Historical Introduction (Философии мира: историческое введение, 5), увидевшей свет в 1996 году, строит свою историко-философскую концепцию на основе историко-культурной периодизации. Первая часть его труда рассматривает философию древнего мира, куда входит Индия, Китай и Греция. Вторая часть посвящена средневековой мысли, а также развитию восточной философии (теистическая веданта, нео-конфуцианство, дзен-буддизм) и зарождению современной философии от Ренессанса до Просвещения. Третья и заключительная часть разбирает различные философские направления девятнадцатого и двадцатого веков, включая незападную мысль Индии, Китая, Японии, Африки и Ислама. 

Профессор Джорджтаунского университета Ром Харрэ (Rom Harré) в своем труде One Thousand Years of Philosophy: From Rāmānuja to Wittgenstein(Тысяча лет развития философии: от Рамануджи до Витгенштейна, 8), опубликованном в 2000 году, предлагает иной подход к синтезу восточной и западной традиций в истории философии. В первой и второй частях своей монографии Харрэ разбирает религиозно-ориентированную философию, кульминацию которой он видит в средневековых системах Востока (Индия, Китай) и Запада (Иудаизм, Христианство, Ислам). В третьей и четвертой частях книги он прослеживает зарождение и развитие научно-ориентированной философии, которая получила наивысшее развитие на Западе, начиная с философии Нового времени.

Заслуженный профессор сравнительного религиоведения Калифорнийского и Ланкастерского университетов Ниниан Смарт (Ninian Smart) в своем историко-философском труде World Philosophies(Философии мира, 13), изданном в 1999 году, предлагает третий подход к историко-философскому синтезу с глобальных позиций. Смарт следует постмодернистскому взгляду на культуру, который делает упор на диверсификацию, нежели унификацию, и предполагет одновременное сосуществование и принципиальную несводимость друг к другу – по-крайней мере в историческом прошлом – различных философских культур. Соответственно, Смарт организует свою работу по культуроведчес-кому и страноведческому принципам. Так, мы находим тут главы по философии Китая, Кореи, Японии, Греции и Рима, Европы, Северной и Южной Америки, и т.д.

И, наконец, заслуженный профессор философии в Университете Тель-Авива Бен-Ами Шарфстайн опубликовал в 1998 году в издательстве Государственного университета в Нью-Йорке свое фундаментальное однотомное исследование Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта (Scharfstein, Ben-Ami. A Comparative History of World Philosophy: From the Upanishads to Kant). Шарфстайн подходит к истории и развитию мировой философии с точки зрения философской компаративистики. Он выделяет в мировой философии три независимые философские традиции – индийскую, китайскую и западную, которая берет начало в древней Греции. Еврейскую, христианскую и мусульманскую философскую мысль он относит к западной школе, частью которой она исторически стала.

Шарфстайн также выделяет три основных признака философской традиции – преемственность идей и концепций, наличие регулярных дебатов или философских споров, и логические исследования, без которых философские аргументы в принципе невозможны. Все эти три характерные черты философской традиции присутствуют в разных формах в Индии, Китае и на Западе. Так вот, свою книгу Шарфстайн разделил на главы, каждая из которых посвящена какой-то философской проблематике – метафизике, этике, скептицизму, атомизму, идеализму, и так далее. И в каждой из этих глав он разбирает философские взгляды различных мыслителей, представляющих разные философские традиции, но развивающих сходные теории независимо друг от друга.

Перечисленные мною историки философии предприняли первые попытки глобального синтеза в изучении мировой философии. Они сделали изначальный – самый трудный – шаг в этом направлении и уже поэтому заслуживают уважения и благодарности со стороны коллег и читателей.

Библиография:

1. Ashrab, Mirza Iqbal. Introduction to World Philosophies: A Chronological Progression, New York: iUniverse, 2007.

2. A Source Book in Asian Philosophy, John M. and Patricia Keller, Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1991.

3. A Source Book in Chinese Philosophy, trans. and compiled by Wing-Tsit Chan, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973.

4. A Source Book in Indian Philosophy, eds. Sarvepalli Radhakrishnan and Charles A. Moore, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973.

5. Cooper, David E. World Philosophies: An Historical Introduction, 2nd ed., Malden, MA: Blackwell Publishing, 2003.

6. Fakhry, Majid. A History of Islamic Philosophy, 3rd ed., 1st ed. in 1970, New York: Columbia University Press, 2004.

7. Fung Yu-Lan. A Short History of Chinese Philosophy, The Free Press: New York, 1966.

8. Harré, Rom. One Thousand Years of Philosophy: From Rāmānuja to Wittgenstein, Oxford, UK: Blackwell Publishers, 2001.

9. Introduction to World Philosophy: A Multicultural Reader, eds. Daniel Bonevac and Stephen Philips, New York: Oxford University Press, 2009.

10. Masterpieces of World Philosophy, ed. Frank N. Magill, selection with an Introduction by John K. Roth, New York: HarperCollins, 1990.

11. Pojman, Louis P. Classics of Philosophy, 2nd. ed., New York: Oxford University Press, 2003.

12. Russian Philosophy, eds. James M. Edie, James P. Scanlan, Mary-Barbara Zeldin, with the collaboration of George L. Kline, 3 vols., Knoxville: The University of Tennessee Press, 1992.

13. Scharfstein, Ben-Ami. A Comparative History of World Philosophy: From the Upanishads to Kant, Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1998.

14. Smart, Ninian. World Philosophies, London & New York: Routledge, 2000.

15. Sources of Indian Tradition, ed. and revised by Ainslie T. Embree, 2 vols., New York: Columbia University Press, 1988.

16. Wolfson, Harry Austryn. The Philosophy of Kalam, Harvard University Press: Cambridge, MA – London, UK: 1976.

17. Introduction to World Philosophies, ed. with introductions by Eliot Deutsch, Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1997.        

Фото: Нагарджуна, Шанкара, Авиценна, Маймонид, Фома Аквинский.