Все записи
16:17  /  26.04.21

521просмотр

Пророк апокалипсиса: так говорил Заратустра

+T -
Поделиться:

Даже те, кто ничего не знает о религии Зороастризма, наверняка слышали имя ее основателя – хотя бы по названию книги Ницше «Так говорил Заратустра». Герой произведения немецкого мыслителя, однако, имеет мало общего с настоящим персидским пророком, который тоже предрекал человечеству беды и несчастья, но несколько иного, чем у Ницше, характера.

Согласно традиции, Заратустра родился неподалеку от нынешнего Тегерана в обедневшей семье воинов. Исследователи до сих пор спорят о том, когда произошло это событие.

Одни склоняются к XV веку до нашей эры, считая Зороастра (его греческое имя) первооткрывателем апокалиптической мысли. Другие называют XII столетие до н. э. или библейскую эпоху Исхода иудеев из Египта. Большинство же ученых полагают что он жил в VI веке до н. э., будучи современником Будды, Конфуция и ветхозаветных пророков.

С детства Заратустра проявлял интерес к религии и был обучен жертвоприношениям и священным песнопениям. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, то был вознесен в духе к престолу верховного божества Ахура Мазды, который направил его к людям с призывом выбирать между ним и противостоящим ему злым духом Ангра Майнью.

Заратустра проповедовaл религиозные реформы и учил своих последователей вести праведную жизнь, руководствуясь благими намерениями и мыслями. Тем, кто встанет на защиту добра, пророк обещал благоденствие в земной жизни и бессмертие в мире грядущем. Предсказал он также и окончательную победу небесного воинства Ахура Мазды, которая произойдет после Судного дня, когда земля пройдет очищение, а силы зла будут полностью разгромлены.

В античные времена Зороастризм стал государственной религией трех персидских империй – во времена правления Ахеменидов (ок. 550 – 300 до н. э.) и парфянских царей (ок. 141 до н. э. – 222 н. э.), а также династии Сасанидов (ок. 224 – 439 н. э.). Однако, на протяжении своей долгой истории Зороастризму не удалось сохранить монотеистическую направленность, столь характерную для Иудаизма и Ислама.

При Сасанидах зороастрийские жрецы склонялись к дуалистической картине мира, в которой Ариману (Ангра Майнью) отводилась роль непримиримого и равновеликого соперника Ормазда (Ахура Мазда) в битве между добром и злом. Сегодня немногочисленные общины последователей Зороастра сохранились в Индии, Пакистане и восточном Иране.

Собрание священных писаний Зороастризма, известное под названием Авесты, было завершено столетия спустя после смерти основателя этой религии – также при династии Сасанидов в IV-V веках н. э. Одним из самых древних пластов Авесты являются Гаты – литургические гимны, написанные на древне-персидском языке.

Уже в Гатах мы встречаем упоминание о Судном дне и других апокалиптических темах. По окончании земной жизни каждый человек должен будет пройти по Мосту Разделения, и сам Зороастр будет сопровождать праведников, которых по другую сторону моста будет ожидать Дом Благого Ума. Иная, горькая участь ожидает после смерти грешников, чья совесть будет терзать их души и чьим пристанищем станет Дом Лжи.

В более поздних комментариях к Авесте, написанных в эпоху мусульманского господства в IX веке н. э., описания Судного дня и воскрешения из мертвых носят более детальный характер. Здесь мы читаем о делении человеческой истории на три тысячелетние эпохи, каждая из которых начинается с добра и благоденствия, а заканчивается хаосом и разложением.

Первая такая эпоха была провозглашена самим Зороастром. На исходе последующей эпохи придет обещанный третий Избавитель – провозвестник всемирного обновления, которое будет сопровождаться воскрешением из мертвых, Страшным судом и победой над злом и смертью.

В те дни человеческая история придет к своему завершению, и Ахура Мазда установит свое царство на земле, торжество которого не прейдет вовеки.

Звучит это, конечно, все здорово, но пророчествам Заратустры уже более двух с половиной тысячелетий, а в мире по-прежнему царит зло, и победы благих сил не видать и в помине. А хотелось бы все-таки определиться с торжеством добра, ну хотя бы на короткое время и в одной (любой) отдельно-взятой стране.

Фото: пророк Заратустра, основатель религии зороастризма.